В начале нынешнего учебного года в основной общеобразовательной школе № 5 муниципального образования город Горячий Ключ появилось два новых автобуса в рамках реализации нацпроекта «Безопасность дорожного движения». Вопрос подвоза детей здесь всегда был актуален, так как учебное заведение находится в поселке Кутаис, а примерно 40% учащихся проживает в близлежащих населенных пунктах: на хуторах Кура-Цеце и Веселом, в поселках Транспортном, Октябрьском, Широкой Балке.
Мы побывали в школе, где пообщались с педагогами и ребятами и сегодня вместе с директором ООШ № 5 Екатериной Гореловой расскажем вам не только о новом приобретении, но и о том, чем живет этот коллектив.
Не забудьте пристегнуться!
Как понятна каждому из нас просьба стюардессы пристегнуть ремни! С такими же словами усаживает пассажира на переднее место водитель легкового автомобиля. В городском и пригородном транспорте трудно соблюдать такие правила, поэтому они и не действуют, а вот в «детских» автобусах, почти как в самолетах, есть ремни безопасности. И пятиклассники из кутаисской школы с ними знакомы, если с такой легкостью их пристегнули, когда вошли в автобус и заняли места на удобных мягких сидениях.
К перевозке детей всегда предъявляются повышенные требования. Во-первых, автобусы могут находиться в эксплуатации не более десяти лет и подлежат замене по истечении этого срока. В Кутаисе один из автобусов совсем «состарился», другой используется примерно четыре года и, возможно, еще послужит, но лучше заблаговременно позаботиться об обновлении технической базы, чем остаться без колес. Руководство школы подало заявку на приобретение транспорта и получило средства на реализацию своего проекта, а это примерно пять миллионов рублей из краевого и миллион триста из местного бюджетов.
Вторым обязательным условием является посадка каждого ребенка на отдельное кресло и пристегивание ремнем безопасности. Стоять в автобусе, как это бывает в общественном транспорте, никому не разрешат. В этом году ребят, а их 42 человека, подвозят два автобуса. Получается, в каждом по 21 пассажиру, в то время как в салоне 22 посадочных места.
Наконец, еще одним важным условием безопасной перевозки детей является их сопровождение взрослыми. Водитель сидит спиной к пассажирам и не может одновременно следить и за ними, и за дорогой, поэтому в каждый автобус садится кто-то из педагогов. В день нашего посещения школы сопровождал детей учитель математики, информатики и физики Андрей Срибный. Его «рабочее» место — на переднем сидении лицом к детям, чтобы держать в поле зрения весь салон.
— Педагоги выезжают в рейс по графику, — рассказывает Андрей Иванович, — чтобы контролировать меры безопасности при перевозке детей. И вот сегодня — моя очередь, после седьмых уроков буду сопровождать старшеклас-сников. Дорога в один конец занимает примерно двадцать минут, но в течение этого времени детям должно быть максимально комфортно. У нас занятия проходят в одну смену, поэтому автобусы выезжают за детьми с утра и развозят их после уроков. Малышей передаем родителям, старшеклассники выходят на остановке и сами идут домой.
Несколько слов о безопасности поездок с детьми сказал и водитель автобуса Аванес Карадаян. Он заметил, что в этой работе продумано все, кроме качества самих дорог к хуторам и поселкам. Они оставляют желать лучшего.
любознательные
казачата
Рассказывая о реализации нацпроекта «Безопасность дорожного движения» в школе, невозможно обойти стороной еще одно направление, уже в рамках нацпроекта «Образование» — «Успех каждого ребенка», развитие которого ставит цель обеспечить к 2024 году для детей в возрасте до восемнадцати лет доступные и качественные условия, чтобы воспитать гармонично развитую и социально ответственную личность. Чем увлекаются ребята из Кутаиса кроме изучения общеобразовательных предметов?
Как отметила директор ООШ № 5 Екатерина Горелова, первого сентября прошлого года в школе открылись две музейные комнаты, одна из них посвящена быту казаков, другая — истории родного края в годы Великой Отечественной войны. Оба направления стали для школьников популярными, поэтому познакомим с ними читателей.
В казачьей музейной комнате царит атмосфера куреня, в котором есть мебель, кухонная утварь, старинная одежда и обувь, полотенца, салфетки и скатерти с выбивкой и вышивкой, домотканые ковровые дорожки. Каждый предмет оригинален и насчитывает возраст несколько десятков, а то и сотен лет. Предметы быта собирали всем поселком, а изготовили кукол, занявших почетные места манекенов, а также помогли оформить музей учителя Галина Федосеева и Ольга Губская.
— В этом году мы подали заявку на присвоение школе статуса казачьей образовательной организации, — рассказывает Екатерина Сергеевна, — и сейчас боремся за это звание. Надеемся, что результат будет положительным, ведь вся внеурочная деятельность в школе так или иначе связана с казачеством. Восемь из девяти классов — казачьей направленности. Активно работают с ребятами казаки Сергей Игошин, Сергей Шиловец, Андрей Доленко. Благодаря такому сотрудничеству школьники активно изучают историю, культуру кубанского казачества, участвуют в народных играх кубанских казаков, а в прошлом году выезжали в палаточный лагерь в составе казачьей смены «Регион-93». Об этой и другой внеклассной работе мы рассказали недавно в ролике, который подготовили для конкурса среди сельских малокомплектных и условно малокомплектных школ «Моя красивая школа». Мы выбрали номинацию «Красивые отношения», потому что стараемся, чтобы именно таким стал контакт между педагогами, а их у нас двенадцать, и учащимися, их у нас сто семнадцать.
Юные туристы и патриоты
Расположение школы в живописном месте, окруженном лесами и горами, способствует развитию туризма. В этом направлении действует школьный спортивный клуб «Триумф духа», руководит которым Сергей Липатов. Основная идея клуба — объединить ребят в дружный коллектив на основе общих интересов, изучая историю родного края через туризм, приобщая их к подвигам предков благодаря походам по местам сражений. В клубе ребята учатся не только туристическим навыкам, но и способностям быть опорой друг другу в трудных ситуациях. Старшеклассники помогают обучать младших школьников и постепенно переходят от несложных походов выходного дня к участию в более сложных многодневных.
Ученики ухаживают за могилами советских воинов, чтобы не оказались заброшенными захоронения, ремонтируют памятники, находящиеся в труднодоступных местах. Такая работа организована в рамках проекта «Дорогой героев» общественной организации «Южный регион».
Недалеко от школы есть братская могила советских воинов, погибших при защите поселка Кутаис. Здесь учащиеся в составе военно-патриотического клуба «Пост № 1» несут вахту памяти. Многие из них выезжают на различные мероприятия в другие населенные пункты края, например, были на соревнованиях «Большие маневры» в Туапсинском районе, на фестивале «Горная вода» в Лабинском районе, стали участниками занятий по боевой истории с руководителем поискового отряда «Волчьи Ворота» Александром Пахомовым.
Так что неслучайно, что вторая школьная музейная комната — историческая, этой теме уделяется большое внимание. В музее хранятся экспонаты, собранные в 70-е годы поисковым отрядом «Красный следопыт», среди них — альбом с письмами родственников солдат, погибших в поселке Кутаис во время Великой Отечественной войны. Коллектив школы активно контактировал также с родственниками Героя Советского Союза Василия Филимонова, защищавшего Кутаис. Они приезжали в эти места, навещали его могилу и оставили несколько фотографий. В музее есть много и других экспонатов, например, уникальная гармошка, подаренная местной жительницей, печь «Буржуйка» и другие.
Кроме этого, школьники участвуют и в других проектах. С удовольствием присутствуют на часе духовности, он проводится в рамках взаимодействия на постоянной основе с настоятелем храма святого Александра Невского в поселке Кутаис отцом Глебом. Батюшка проводит беседы со школьниками, а те посещают церковь во время экскурсий и праздников. Большую помощь в реализации проекта оказывает Зинаида Стоян, в прошлом учитель этой школы и вообще неравнодушный, верующий человек. Она всегда готова дать детям мудрые советы.
— Я убеждена, — сказала в завершение беседы Екатерина Сергеевна, — что доброжелательная атмосфера в школе во многом зависит от умения всех участников общеобразовательного процесса выстраивать взаимодействие друг с другом. Если собрать наши позитивные стремления и постараться, чтобы каждый реализовал свой талант, гарантирован отличный результат. Вместе у нас все получится!