В начале этого года Горячеключевской технологический техникум вошел в число соискателей грантов по программе национальных проектов «Цифровая образовательная среда» и получил из федерального бюджета 2 млн 300 тыс. рублей. Благодаря этому в учебном заведении внедряются элементы электронного образования в профессиональной подготовке студентов и идет комплектация двух мобильных классов на современном уровне. Об этой работе расскажем сегодня более подробно.
Есть два мобильных класса
— Грант в форме субсидии на внедрение целевой модели цифровой образовательной среды — огромная помощь нам в организации учебного процесса, — говорит директор техникума Юрий Демин. — В его состав вошли два мобильных компьютерных класса. Что они из себя представляют? Это два интерактивных компьютерных комплекса плюс шестнадцать ноутбуков для студентов, и девять для преподавателей, их получим позже. Сам комплекс очень удобный в использовании, на большом экране можно смотреть фильмы, читать книги, решать задачи, одним словом, точно так же, как и на экране современного компьютера.
Интерактивные комплексы уже установлены в двух кабинетах, и нам удалось даже посмотреть, как педагоги используют их в своей повседневной работе.
В одном из классов вела урок преподаватель математики и информатики первой категории Анна Калашова. Она использовала экран как доску, на которой студент выполнял задание, решая задачу. На светлом экране отчетливо вырисовывались красным цветом цифры и знаки, которые были отлично видны всей аудитории, даже «на камчатке». Чтобы стереть ненужную запись или же исправить ошибку, вовсе не нужна была тряпка, как этого требуют обычные школьные доски, достаточно легкого движения руки, точь-в-точь как с использованием обычного смартфона.
— Интерактивный комплекс помогает мне практически на всех уроках, — отметила Анна Саноевна, — и это значительно облегчает образовательный процесс, добавляет в него наглядности, особенно когда нужно донести до студента очень сложную тему.
Преподаватель работает в техникуме три года и относится к числу молодых, однако и опытных — тоже. Она окончила факультет прикладной математики Кубанского государственного университета, причем с красным дипломом, и пользуется уважением как у коллег, так и у студентов.
Можно посмотреть, как занимаются будущие банкиры. Преподаватель заносит в «вордовском» формате бланки договоров, а студент заполняет их на интерактивном экране, так что всей группе видны его ошибки.
При комплектации мобильных классов высвободились две мультимедийные установки, однако они тоже еще могут послужить и поэтому установлены в других аудиториях.
Да это же — большой планшет!
Преподаватель русского языка и литературы Анна Таценко тоже из числа молодых педагогов, в техникуме работает второй год, прививая любовь к предмету будущим программистам, экономистам, специалистам гостиничного сервиса, а также продавцам, официантам, автослесарям.
— Очень удобно выходить во время урока в Интернет, — рассказывает Анна Николаевна, — вот вчера, например, смотрели эпизод из «Грозы» Островского. Раньше для этого нужно было провести огромную подготовку, чтобы показать материал на интерактивной доске: настроить компьютер, установить колонки, повесить экран, проверить, как система будет работать. Сейчас же на это уходит всего пара минут на перемене. Если показываю свою информацию, то вставляю флешку. Если беру информацию из Интернета, действую точно так же, как и через компьютер. Изображение сразу же видно на широком экране, а его диагональ — два метра, и звук слышен всем через встроенные колонки. Удобно таким же образом показывать слайды, просто перелистывая рукой или же специальной ручкой (она идет в комплекте с интерактивным комплексом), так что его можно назвать привычным нам словом — «планшет».
— Интерактивный компьютерный комплекс особенно незаменим в образовательном процессе там, где нужно глубокое погружение в тему, — заметил преподаватель, кандидат математических наук Сано Сулейманов. — Например, когда нужно войти в программу и разъяснить студентам тонкости, которые не видны на поверхности материала.
— По статистике, — добавила методист Анна Глушень, — 70% информации мы получаем через органы зрения, и это легче воспринимается человеком. Вот почему демонстрация дидактического материала повышает качество образовательного процесса. Кроме того, она заинтересовывает студента в конкретной теме, улучшает ее привлекательность, что тоже немаловажно.
Коллектив педагогов молодеет
Нынешней весной в связи с распространением коронавирусной инфекции в Горячеключевском технологическом техникуме весь образовательный процесс проводился с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Согласитесь, это требует не только высокой квалификации педагогов, но и их умения владеть современными компьютерными технологиями. Вот почему в коллективе учебного заведения пошел процесс его омоложения.
Кроме молодых преподавателей, о которых мы уже рассказали, здесь успешно работают специалист по иностранному языку Надежда Буторина, преподаватель Анна Онежко, мастер производственного обучения Марина Емельянова и другие.
А как же педагоги, которые имеют огромный опыт работы, ценный и в наше время, но нуждаются в повышении своей компьютерной грамотности? Сегодня нет нерешаемых вопросов, поэтому и этот был поставлен на повестку дня и остался в прошлом. Двадцать пять педагогов старше пятидесяти пяти лет только что прошли обучение в учреждении дополнительного профессионального образования «Кубанский центр безопасности» и получили свидетельство о профессиональной подготовке оператора персонального компьютера.
Привлекательность профессий растет
Многие профессии и специальности, которые можно получить в Горячеключевском технологическом техникуме, очень востребованы в разных сферах производства. Например, ребята изъявляют активное желание стать операторами нефтяных и газовых скважин, но набор проходит не каждый год, а когда он есть, то держится высокий проходной балл. Конкурс сохраняется и для тех, кто собрался стать автослесарем. Особой популярностью для студентов пользуются такие специальности как программирование, банковское дело, экономика, бухучет.
Некоторые ребята поступают в техникум целенаправленно, выбирая даже коммерческие отделения, потому что намерены продолжить обучение и дальше, например, в Новочеркасском инженерно-мелиоративном институте — филиале Донского государственного аграрного университета, с которым горячеключевской техникум подписал договор о сотрудничестве.
— Сегодня у нас идет подготовка студентов по четырнадцати профессиям и специальностям, — рассказывает директор техникума. — Еще одну мы пролицензировали весной, называется она «мастер отделочных декоративных работ», замечу, тоже очень востребованная. Когда-то этой профессии училась наш эксперт, мастер производственного обучения Светлана Мельникова. А сегодня, о чем мы узнали буквально на днях, она стала победителем краевого конкурса «Лучший мастер года». Согласитесь, для нас это огромная победа! Оценивались и подача уроков, и представление себя в незнакомой среде, и выполнение ряда заданий. Такие конкурсы не только поднимают авторитет педагогов, но и вносят неоценимый вклад в популяризацию профессии.
Внедряются новые технологии
Сегодня в техникуме началась работа еще в одном направлении, достаточно новом и даже — необычном. Несомненно, что в реализации больших планов поможет техническое оснащение, которое проводится в рамках проекта «Цифровая образовательная среда». Речь идет о сотрудничестве учебного заведения с центром опережающей профессиональной подготовки. Интересно? Тогда расскажем об этом чуть подробнее.
В каждом субъекте Российской Федерации создаются центры опережающей профессиональной подготовки, чтобы дать знания и навыки специалистам по востребованным на рынке труда профессиям, в том числе под заказ работодателей.
У нас на Кубани выбор пал на Краснодарский машиностроительный техникум, он и стал центром опережающей профессиональной подготовки. И с ним Горячеключевской технологический техникум подписывает договор, согласно которому сможет обучить профессии или специальности, которой нет в перечне нашего учебного заведения, любого студента. При этом техникум даст будущему, скажем, машиностроителю, 70% теоретических знаний, а центр опережающих технологий — 30% практики.
Получается, что в нашем городе на базе действующего техникума можно будет подготовить любого специалиста, не открывая для этого отделение с получением лицензии, аккредитации и прочего, без установки на определенную численность, скажем, группу, так как может обучаться даже один человек. Если раньше, чтобы выучиться на токаря, нужно было ехать в Краснодар, то сейчас эту профессию можно будет получить и в Горячем Ключе.
Одним словом, развитие цифровой образовательной среды помогает коллективу техникума и во многих других проектах, будь то образовательный процесс, популяризация профессий и специальностей или же научно-исследовательская деятельность, которой мы сегодня даже не успели коснуться. И еще она помогает развивать новые технологии в широком смысле этого слова, когда научные знания применяются для решения практических задач, как это задумано с созданием центров опережающей профессиональной подготовки.