В профессиональном конкурсе «Воспитатель года Кубани 2021», а он прошел на базе детского сада №1, приняли участие десять педагогов дошкольных образовательных учреждений муниципального образования город Горячий Ключ. Конкурс стал площадкой для создания возможностей самореализации и раскрытия творческого потенциала педагогов, популяризации передового опыта.
Победителем конкурса стала воспитатель детского сада №5 Алена Шиляева, призерами — Светлана Рослая (д/с №3) и Валерия Мартынова (д/с №16), лауреатами — Татьяна Аникина (д/с №1), Юлия Набойченко (д/с №4), Екатерина Власова (д\с №8), Калина Корецкая (д/с №9), Александра Папазян (д/с №13), Наталья Кузнецова (д/с №14), Наталья Фоменко (д/с №15).
Туры и заочные, и очные
Первый тур конкурса состоялся заочно, и воспитатели детских учреждений заранее подготовили информацию о себе в трех заданиях: «Интернет-портфолио», «Визитная карточка» и «Педагогическое мероприятие с детьми». Из эссе, фотоснимков и видеоролика складывалась общая картина об уровне профессиональной подготовки конкурсантов и их участии в других проектах, о предпочтениях в выборе стратегии и тактики работы с детьми, а также об их личных качествах.
Второй тур был уже очным и состоял из двух заданий: «Мастер-класс» и ток-шоу «Профессиональный разговор», провела которое музыкальный руководитель детского сада №3, одна из участниц предыдущих конкурсов «Воспитатель года» Алена Николаева.
— Каждый пришел на конкурс со своим багажом знаний и навыков, с разными целями, разными мотивами и идеями, со своими представлениями о воспитании детей, — сказала она, — поэтому очень важно поделиться опытом с другими участниками конкурса и в то же время почерпнуть новую для себя информацию.
Дорога в профессию педагога
В этот день воспитатели активно обсуждали злободневные темы и делились своими наработками в области педагогики, высказывали предложения о том, как сделать ее более эффективной. Среди вопросов, которые прозвучали в ток-шоу, были такие: «Что привело вас в профессию педагога?», «Какие именно качества необходимы лично вам?», «Ваши инструменты взаимодействия?», «Кто он — хороший педагог с точки зрения родителей и детей?»
Вот буквально выжимки из ответов конкурсантов.
Валерия Мартынова:
— У меня уже была профессия, но возникло желание иметь более востребованную — воспитателя, педагога. И, получив новый опыт, я поняла, что нахожусь на своем месте. Я люблю свою работу! Во время пандемии, когда сидела дома, чувствовала, как скучаю по детям, родителям и коллегам. Хочу развиваться и дальше.
Александра Папазян:
— Я уже давно в этой профессии, еще с детских лет представляла себя воспитателем, и у меня всегда была кукольная аудитория, которую я «воспитывала». Любила такие игры. А когда пришло время выбора профессии, другие варианты даже и не рассматривала.
Татьяна Аникина:
— А меня в профессию педагога привела Галина Васильевна Мамай. Она мне так и сказала: «Татьяна, я вижу в вас педагога. Присоединяйтесь к нам!» Вскоре я устроилась в детский сад помощником воспитателя и поняла, что это и есть мое призвание.
Наталья Кузнецова:
— Ребенок доверяет тебе сокровенные мечты, то, что не мог бы доверить другому. И ты должен понять его. Считаю очень важными такие качества у педагога, как жизнерадостность, уверенность в себе.
Екатерина Власова:
— Очень важно для педагога желание открывать что-то новое.
Профессиональные качества воспитателя
Интересные ответы прозвучали на вопрос: «А какое качество вы воспитали в себе, работая с детьми?» — «Терпение, отзывчивость, доброту, находчивость, креативность», — у каждого участника конкурса был свой ответ.
Много споров вызвало предложение порассуждать о родительском и детском запросе, то есть вжиться в их образ и посмотреть на педагога их глазами. Кто же хороший педагог с точки зрения родителей и детей? И конкурсанты активно обсуждали самые ценные качества педагога. Да, конечно, это должен быть высокий профессионал, ответственный и целеустремленный, и в то же время — добрый и отзывчивый.
Татьяна Аникина:
— Для детей он — прежде всего друг, с которым они не боятся быть откровенными. Ему дети и открывают свое маленькое сердечко. Поэтому педагог должен уметь слышать детей и решить их проблемы.
И как тут без доброты?
Затем Татьяна Викторовна дала обширный взгляд на понятие доброты:
— Педагог отдает свое сердце детям! Недавно я реализовала социально значимый проект «Спешите делать добро». Оказывается, есть даже Всемирный день доброты, он отмечается 17 февраля. Вместе с родителями и детьми мы настолько углубились в эту тему, что изучали правила доброты и взяли шефство над младшей группой.
Был поднят во время ток-шоу и такой вопрос: «Может ли быть педагог профессионалом и добровольцем одновременно? Разделяете ли вы свои профессиональные задачи от добровольных?» И каждый участник конкурса высказывал мнение или рассказывал о конкретном случае, который произошел в его группе.
Не менее увлекательным стало задание «Экспромт». Ведущий озвучил проблему, которая якобы произошла на родительском собрании в подготовительной группе, а конкурсанты должны были тут же предложить выход из ситуации, решить «хитрую» задачку, которую поставила перед ними своим нестандартным поведением бабушка воспитанника Сережи.
Интернет — это благо или зло?
Объемным блоком в работе конкурса стала тема Интернета. Общий вопрос «Это благо или зло?» можно разбить на отдельные темы: «Личная жизнь педагога может стать достоянием общественности», «Эффективность дистанционного обучения для воспитателей» и «А можно ли представить обучение детей только онлайн?»
Валерия Мартынова:
— Только мы можем выбирать нужную и полезную информацию. А если она неактуальная или фейковая, то должны ее отбрасывать. Интернет — хорошая платформа для самообразования, когда можно просмотреть, как проходят открытые занятия у коллег и находить для себя нечто полезное.
Светлана Рослая:
— Для меня Интернет — благо, способ общения с коллегами и родителями, а также возможность получать самообразование.
Наталья Кузнецова:
— Во время онлайн-курсов и вебинаров всегда можно узнать о новшествах в своей отрасли. Для детей же здесь много развивающих игр.
Александра Папазян:
— Это еще и укрепление связей между людьми, общение, что тоже немаловажно.
В каждом ответе конкурсантов просматривалась забота в первую очередь о детях, которые нуждаются не в воспитателях-роботах, а в педагогах, поэтому ситуацию, когда обучение детей будет проходить только дистанционно, воспитатели посчитали неприемлемой.
Татьяна Аникина:
— Детский сад — это модель взрослой жизни. Но как мы сможем дистанционно передать детям тепло? Онлайн-обучение для них может быть как дополнение, но не замещение образования.
Третьим этапом стало задание «Особое мнение». Воспитателям предоставлялась возможность оценить ситуацию, которую переживает сейчас вся страна в связи с распространением коронавирусной инфекции. В это время и взрослые, и дети перешли на дистанционное обучение, в Сети появилось много мастер-классов, вебинаров, дистанционных курсов. И участники конкурса делились опытом, рассказывая о том, как они использовали в целях самообразования время самоизоляции. Это был уникальный опыт.
В добрый путь в краевой этап конкурса!
Каждый участник конкурса проявил активность и высказал наболевшее. И участие каждого воспитателя получило довольно высокую оценку, но как и в любом соревновании перед жюри стояла задача определить победителя. А им должен был стать тот, кто смог бы достойно представить Горячий Ключ в региональном этапе конкурса «Воспитатель года Кубани 2021». Таким конкурсантом стала Алена Шиляева. Вот что сказала она в завершение конкурса:
— Я воспитатель в логопедической группе и потому пришла на конкурс, чтобы представить свой опыт работы с интеллектуальными картами. Что это такое? Способ формирования у детей связной речи, мышления, развития легкой моторики, что дает им не только навыки, но и формирует интерес к занятиям. То есть я пришла с определенной целью — рассказать об этом, но в ходе конкурса сама получила массу новой информации. Такие мероприятия нужны для выявления и поддержки талантливых педагогов дошкольного образования, для развития творческой педагогической инициативы.