Вторые «Крылья» Даниила Пащенко

Режиссер, фотограф, клипмейкер, продюсер, основатель продакшн-студии, а теперь еще и лучший оператор киноакадемии ВДЦ «Смена»… и это в 16 лет! «Ребенок индиго», — скажете вы? Нет, просто настоящий трудяга, который ставит перед собой цели и усердно работает для их реализации.

О Данииле Пащенко впервые мы писали в марте 2018 года, когда школьник (в то время семиклассник) снял свою первую короткометражку. В качестве помощника сценариста, продюсера и костюмера ленты «Как родная меня провожала…» выступила преподаватель русского языка и литературы СОШ №3 Таисия Выходцева, старшеклассники стали актерами, а самую главную — режиссерскую функцию — взял на себя Даниил. Отчасти эта работа и стала стартом его серьезной творческой деятельности.

Магия творчества
Сегодня десятиклассник с улыбкой вспоминает тот опыт, ему свойственно с изрядной долей самоедства анализировать прошлые работы, отмечать ошибки и стараться исключать их повторение в будущем. Эта черта его характера во многом объясняет столь стремительный творческий рост, произошедший за какие-то три года. Видео и фотопроекты для родной школы, сотрудничество с городской телекомпанией — все это дало свои результаты. Даниил не боится пробовать разные роли, где-то он оттачивал операторское мастерство, где-то выступал в роли корреспондента и совместно с городским музеем готовил репортажи на исторические темы или выпуски школьных новостей. Но особенно заметным можно назвать взаимодействие с отделом молодежной политики, результатом которого стало появление молодежного Youtube-канала. Даниил не только снимал видеоролики, но и выпускал полноценную аналитическую итоговую программу, в которой рассказывал о жизни города в актуальном неофициальном формате. А сегодня у школьника есть своя полноценная продакшн-студия.

— Звучит громко, но по сути это просто арсенал всей необходимой техники и коллектив — несколько ребят-единомышленников — который меняется в зависимости от задач, поставленных заказчиком. Мы производим рекламные ролики, съемку мероприятий, делаем видеовизитки для сайтов, репортажную съемку, обучающие видео и многое другое. Пока в основном приходится работать с некоммерческими проектами, «за идею», — рассказывает Даниил.

Отдельное направление, которое также активно развивается и позволяет воплощать в жизнь самые смелые творческие фантазии, — фотосессии. Снимки Даниила отличают интересная цветовая палитра и грамотная работа со светом. Школьник признается — предпочитает работать с естественным освещением, охотиться за нужным углом солнца, ловить в объектив его лучи на восходе или закате, играть с тенью. Но работа с искусственным освещением не менее интересная, творческая и порой требует даже большей изобретательности. Так что везде есть свои плюсы.

Операторская работа сродни магии: реальность, проходя через объектив, меняется, и вот уже любой человек может видеть мир таким, каким его показывает человек, находящийся по другую сторону камеры. То же волшебство происходит и при монтаже. Чередование кадров, темп их смены, соответствующая задаче звуковая дорожка и цветокоррекция погружают зрителя в атмосферу, задуманную режиссером, заставляют почувствовать то, что он хотел передать. Благодаря этим приемам двухмерность порой звучит ярче и объемнее, чем самые навороченные стереоэффекты.

Первые «университеты»
— Солдатами не рождаются, и знания, а вслед за ними и мастерство не падают на человека с неба, необходимо учиться и, что самое важное, практиковаться, а значит, много работать, много снимать, — считает Даниил.
Он признается, что его первыми «институтами» были ютьюбовские мастер-классы. Всемирная паутина содержит огромное количество различных образовательных ресурсов, новичку нужно лишь иметь желание учиться, и здесь даже не столь важно наличие камеры (можно и снимать, и монтировать на телефоне), сколько стремление к освоению этой науки.

Даниил знает, о чем говорит, ему не понаслышке знакомы все этапы видеопроизводства: от идеи до финального монтажа. Интерес к операторскому мастерству он проявлял с детства. Его первые творческие шаги запечатлелись на кадрах видеоархива семьи Пащенко. Едва научившись говорить, маленький Даня уже подбегал к маме и просил дать камеру, а после бережно снимал мир вокруг себя.

— Детство было творчески насыщенным. Я окончил хореографическое отделение ДШИ, брал уроки игры на синтезаторе, до 14 лет еще и пел в школе, пока не сломался голос, и вокал не ушел на второй план. Сегодня музыка и чувство ритма очень помогают при монтаже видеороликов, позволяют прочувствовать динамику и подобрать нужную мелодию со своими акцентами и выразительностью, — поясняет Даниил Пащенко. — Есть несколько продакшн-студий, на работах которых я учусь. Из московских это компании Хохлова, Сабатовского и Романова — они снимают классные клипы, и у них есть, чему поучиться, а из краснодарских — «PAVILION7» — ребята, с которыми особенно хотелось бы поработать. С удовольствием смотрю и на работу кинооператоров, подмечаю интересные ракурсы, нестандартные подходы к передаче картинке, особенности построения кадра, технические моменты и многое другое. Всегда есть, чему поучиться не только в плане операторского мастерства. Ведь чем больше смежных профессиональных направлений человек освоит, тем проще ему будет решить поставленную задачу. Сейчас важна универсальность и разносторонность, в том числе и в методах реализации целей. Вот, к примеру, на одной «классической школе» без умения мыслить креативно и нестандартно далеко не уедешь, но и без знания основ тоже ничего не получится. Современное кино и видеоискусство — это некий сплав порой несовместимых или противоположных творческих направлений.

«Уже не дети»
Ко всем этим выводам Даниил пришел опытным путем. В течение двух сезонов он проходил обучение в киноакадемии Всероссийского детского центра «Смена». Это некая экспериментальная площадка, на которой собирают талантливую молодежь их разных регионов страны. С ребятами занимаются лучшие представители видео- и киноиндустрии, а в завершении потока школьники представляют на суд организаторов творческой мастерской свои дипломные работы. Попасть в киноакадемию не просто, но, как мы уже поняли, Даниил перед трудностями не пасует. Он не только смог стать участником, но и два раза подряд получил премию «Крылья» как лучший оператор. Это высокая оценка мастерства. Так что можно сказать, что у Даниила теперь есть две пары «Крыльев» в арсенале.

— Вообще, в «Смене» я уже был до этого один раз, а потом узнал, что центр объявил набор в киноакадемию, организаторы предлагали подать заявку, показать работы и, пройдя отбор, стать участником «Смены». Мне показалось это интересным, ведь планировались встречи с маститыми режиссерами, известными операторами и другими звездами индустрии. Отправил все документы, получил приглашение, а дальше закипели обычные насыщенные будни «Смены». В атмосфере постоянного творчества, креатива и мозгового штурма рождалось множество идей. Мы, все участники киноакадемии, работали дружной командой. Там за свой проект я взял первые «Крылья», а вместе с ними получил путевку на следующую, зимнюю смену. И вот недавно с нее вернулся. На первом потоке киноакадемии из-за ковидных ограничений участников было немного, а на второй приехало около 100 человек, многие — со своими идеями и желанием их реализовать.

Киноакадемия разделилась на пять отрядов, некоторые из них в свою очередь разбились еще на команды, снимающие свои фильмы. Компания, в которую я попал (мы называли себя «старички»), состояла из выпускников прошлой смены, каждый из которых завоевал премию и звание лучшего в своей специализации по итогам первого сезона.
Съемочная группа состояла всего из четырех человек. С автором идеи — режиссером-постановщиком Анастасией Гродницыной — мы познакомились летом, и все это время переписывались, обсуждали идею, она скидывала свои версии, мы вместе их дорабатывали. На мне была операторская работа, монтаж и сведение звука, Софья Сковородина занималась сценарием и гримом, а Анатолий Спирин — записью звука на площадке, — рассказывает Даниил.

Фактически на съемку у ребят было всего восемь дней. Фильм «Уже не дети» рассказывает об истории двух сестер, которые никогда не знали друг о друге, правда, одна из них часто видела вещий сон… Картина о превратностях судьбы, подростковых переживаниях и настоящих чувствах. Почти все роли в ней сыграли вожатые и педагоги-организаторы.

Сегодня «окрыленный» лучший оператор «Смены» вновь вернулся к урокам. Продакшн продакшном, а школу никто не отменял, ведь впереди еще экзамены, а потом итоговый, 11 класс, и прощание со школой. К слову, учится Даниил, несмотря на всю свою увлеченность творчеством, без троек. Его любимые дисциплины — география, обществознание, экономика и, как и большинства мальчишек, физкультура.

Поступать он планирует в одну из столиц творческого студенчества: Москву, Санкт-Петербург или Казань. Высшее кинооператорское образование лишним не будет, считает Даниил. Кроме того, институт поможет обрести профессиональные связи и закрепиться в индустрии.

А мечтает школьник об одном — поработать в большом кино и снять в качестве оператора свой первый полнометражный фильм. И что-то нам подсказывает, что это желание «окрыленного» парня обязательно исполнится!

Елена Слипченко