День ангела станицы Кутаисской

26 марта у станицы Кутаисской были именины. Нет, не день образования, а буквально день присвоения названия. Его она получила в честь стоявшего на территории будущего населенного пункта полка. В царской России именины называли Днем ангела, так что можно сказать, что Кутаисская отметила очередной, 157, День ангела.

Сейчас это самая маленькая станица Черноморского сельского округа да и всего, наверное, муниципалитета, меньше только разбросанные по округу хуторки. Но полтора века назад здесь кипела и била ключом казачья жизнь.

В истории Кутаисской много славных страниц. А первая начала заполняться в марте 1864 года. Тогда командующий войсками Кубанской области генерал-адъютант граф Евдокимов утвердил предложение наказного атамана Кубанского казачьего войска, генерал-лейтенанта графа Сумарокова-Эльстона «О наименованиях в числе дворов и месте расположения станиц, возводимых в 1864 году».

Едва начавшая строиться станица на реке Шкелюк с первыми прибывшими поселенцами и 80 дворами значится одной из первых в данном списке. Как назвать — долго не думали. Было принято решение увековечить в ее имени название 158-го Кутаисского пехотного полка Кавказкой армии, стоявшего на территории будущего населенного пункта. 12 июля 1864 года эта станица была переведена под патронаж 27-го конного полка Кубанского казачьего войска, но по прежнему называлась Кутаисской.

Нефть, малярия и глина
В материалах Государственного архива Краснодарского края есть данные о том, что к этому времени в ней было поселено 127 семей из оренбургских и донских казаков, а также государственных крестьян. Донские казаки и государственные крестьяне прибыли на поселение в начале мая, а чуть позже подоспели и казаки Оренбургского казачьего войска. Через девять месяцев после утверждения положения, 3 ноября 1864 года последовал именной Высочайший указ о водворении новых станиц на южном и северном склонах Западного Кавказа, в котором окончательно закреплено за станицей наименование «Кутаисская».

Николай Тихонович Михайлов — автор справочника по Ставропольской епархии (обзор городов, сел, станиц и хуторов Ставропольской губернии и Кубанской области) — в 1911 году так писал о ст. Кутаисской:

«Основана в 1864 г. при общей колонизации Западного Кавказа. Первоначально в станице была построена часовня, богослужение в ней совершалось причтом (штатом священников) соседней ст. Черниговской. Самостоятельный причт назначен в 1886 г. Первым священником был Стефан Граников, прослуживший здесь 12 лет. При нем была устроена и освящена церковь. Кругом станицы — гористая, очень живописная местность, покрытая сплошным лесом. В нем произрастают груши, яблони, лыча, орешник, терен, кизил, ежевика, клубника, белые грибы и пр. Общественной земли — 10455 десятин, в том числе леса — 8211 десятин. Душевой земельный надел — 26 десятин. Почва суглинистая.
Главное занятие жителей — вывоз леса. Посевы производятся на незначительной площади и только кукурузы; посевами пшеницы и ржи совсем не занимаются. Несмотря на такия неблагоприятные условия, экономическое положение жителей можно считать средним, «нуждающих среди них нет». В юрте (в границах территории) станицы издавна замечалось присутствие нефти. Это обстоятельство, конечно, в достаточной степени использовано заявочниками в 1909-10 гг., но промышленной нефти здесь пока нет и, вероятно, не будет. В станице имеется «белая, годная для выделки посуды глина».

В начале заселения станицы здесь свирепствовала малярия так, что число умерших превышало число рождений в два раза. С увеличением населения и усиленным вследствие этого истреблением лесов «сырость и гниение стали уменьшаться, а вместе с тем стала сокращаться и малярия. В настоящее время климат назвать лихорадочным уже нельзя». Ближайший врач — в местечке Горячий Ключ (20 верст.). Корреспонденция — через Ключевое почтово-телеграфное отделение».

Храм и морское училище
На смену часовне в 1890 г. в Кутаисской была возведена деревянная Михаило-Архангельская церковь. 14000 рублей на ее строительство были выделены из войсковой казны. По тем временам это была солидная сумма. Для сравнения — за 50 копеек в этом же году можно было купить пуд ржаной муки (16,3 килограмма), лошадь для повозки стоила около 100 руб., а хорошая молочная корова — 60 руб.

Служили в этой церкви два человека: священник и псаломщик. Согласно документам, в 1910 году священник получал 300 рублей казенного жалования, а псаломщик — 100. Как писал составитель справочника Николай Тихонович Михайлов, условия, в которых проживало духовенство, нельзя было назвать «курортными». Священнику был представлен общественный дом — изба тесная и сырая, псаломщику — тоже изба, неудобная для жилья. Церковной земли было 78 десятин; из них удобной для хлебопашества и сенокошения — всего девять, остальная была занята лесом. Эти угодья церковь сдавала в аренду местным казакам. Также в Кутаисской существовала Министерская одноклассная школа и даже морское училище.

В городском историческом музее хранится справка из государственного архива, свидетельствующая о том, что в документах начала XX века открытие морского начального училища (позже ставшего смешанным) отнесено к 1879 году. Однако в приказе наказного атамана Кубанского казачьего войска от 14 августа 1867 года перечисляются училища, имеющиеся в 205 станицах области, в их числе значится и Кутаисское. На тот момент в нем обучались 24 мальчика, а их наставником и педагогом был казак по фамилии Лисовцев (имя и отчество, к сожалению, в документе не указаны).

Дата же — 1879 год — наверняка относится к постройке нового здания и перевода училища в ведомство Министерства народного просвещения. Кстати, почетным блюстителем училища с 1907 года указан урядник Лисовцев Евфимий Матвеевич, возможно, это тот самый казак, обучавший ребят 40 лет назад.

История сохранила и имена педагогов, работавших здесь в начале XX века. Заведующим и первым учителем значится Владимир Иванович Свирилин, окончивший в 1903 году педагогический класс Екатерининского городского шестиклассного училища, вторым учителем — Анна Петровна Кутасова, окончившая Темрюкское Мариинское училище, законо-учителем был священник Алексей Андроникович Фоменко, окончивший Ставропольскую духовную семинарию, и инструктором по военной подготовке значился старший урядник Яков Петрович Осташев.
Училище имело две собственные классные комнаты. На 1 января 1912 года в нем обучалось 72 мальчика, 32 девочки, а также 16 молодых казаков подготовительного разряда.

Герои и дезертир
Как следует из архивных документов, жизнь в Кутаисской, как и в других закубанских станицах, протекала неторопливо, праздники сменялись буднями, чередовались времена года. В начале ХХ века всего в станице было 244 двора. Все внимание местного населения сосредоточивалось вокруг хозяйств и службы. Изредка случались и более знаменательные события. Вот некоторые эпизоды, попавшие в станичную летопись.

21 мая 1868 года станичная делегация выезжала в Екатеринодар на праздник, посвященный вручению Кубанскому казачьему войску Георгиевского знамени за отличие при умиротворении Западного Кавказа. Депутаты от станицы Герасим Хирнов и Михаил Бараненков, а также казаки Алексей Скрыпников и Степан Фаландышев в тот день были произведены в урядники.

В апреле 1901 года на пополнение Уссурийского казачьего войска отправляется второй эшелон кубанских казаков-добровольцев. В числе 212 семей в нем было семейство казака из станицы Кутаисской, 60-летнего Алексея Фомича Демченко и его 21-летнего сына Артема с женой Еленой.

21 февраля 1908 года в число казаков станицы зачисляется семья крестьянина Области войска Донского Александра Шаповалова, состоявшая из трех сыновей и трех дочерей.

20 сентября этого же года казак Кутаисской Гавриил Судовцов за продолжительную и безупречную службу в должности оспопрививателя в своей станице (в течение 15 лет) производится в нестроевые старшего разряда. А 5 декабря 1908 года казак Порфирий Гуников как «бежавший со службы из второго кубанского пластунского батальона, исключается из войскового сословия, списков названной станицы и из отчетности, как опозоривший звание и потому недостойный носить таковое.

Но если дезертирство было единичным явлением для всей Кубанской области, то награды за подвиги на поле брани событием повседневным. Так, командир 19-го Кубанского пластунского батальона 17 сентября 1915 года сообщил в штаб Кубанского казачьего войска, что «уроженцы Кутаисской станицы старшие урядники Яков Асташев, Пуд Зубко и казак Григорий Балюк награждены серебряными Георгиевскими крестами четвертой степени, а приказный Иван Литвинов серебряной Георгиевской медалью с надписью «За «Храбрость» IV степени.

В архивах есть пометка о том, что большинство казаков Кутаисской станицы переселились в Закубанский край охотниками (то есть по собственной воле), и в соответствии с положением о заселении западного Кавказа от 10 мая 1862 года они получили по девять десятин земли в потомственное владение. Накануне Гражданской войны этой землей владели уже внуки первых поселенцев. Их фамилии тоже сохранились в архивных справках, хранящихся в городском историческом музее.

Свято место…
Сегодня в Кутаисской проживает 122 человека, четверть из них — приезжие. На некоторых опустевших улицах можно заметить площадки, размеченные под строительство домов. Значит ли это, что после десятилетий запустения здесь вновь возобновится активная жизнь, и станица прирастет новыми поселенцами, теперь уже второй волны? Я не знаю. Но хотелось бы в это верить. Ведь, как говорится, свято место пусто не бывает, а станица действительно заслуживает того, чтобы в ней жили люди.

Как и более века назад, природа здесь чиста и радушна. Лес, река, поляны в отсутствии человека налились особенной силой, травы, цветы и дикоросы разрастаются, занимая все большую территорию. Даров природы столько, что при знании дела можно, если не обеспечить себя пропитанием полностью, то существенно разнообразить рацион.
Изучая историю Кутаисской, мы познакомились с местными жителями. Каждый из них поделился своими воспоминаниями, относящимися к разным периодам жизни станицы.

Это и Великая Отечественная, и хрущевская оттепель, рассвет хозяйственной деятельности и начало запустения. Материала накопилось так много, что в одну публикацию вместить его мы не смогли. Поэтому знакомство со станичниками вас ожидает в следующем номере «ГК». Не пропустите!

Елена Слипченко