В редакцию нашей газеты обратилась жительница Горячего Ключа Раиса О. и попросила описать поучительную историю о том, как она решила сделать в квартире ремонт, но обратилась не в официальную компанию или же к индивидуальному предпринимателю, а к физическому лицу, более того случайному человеку, вызвавшемуся помочь пенсионерке.
В итоге ремонт новой квартиры был выполнен некачественно, и Раисе пришлось нанимать мастеров-профессионалов, которые до сих пор устраняют недоделки.
По иронии судьбы год назад с Раисой произошла другая история, и о ней мы писали на страницах газеты. Жительница нашего города приобрела холодильник и, не вскрыв упаковку, подписала акт о том, что товар не имеет дефектов. Уже дома обнаружила вмятину на корпусе, но не смогла поменять товар, так как ранее документально подтвердила — холодильник получен в отличном состоянии.
И вот новая история на ту же тему: как нужно строить отношения с продавцами и исполнителями услуг, чтобы защитить права потребителя.
Утром — деньги, вечером — стулья
Женщина собралась сделать в своей квартире ремонт и, покупая продукты в одном из магазинов Горячего Ключа, разговорилась на эту тему с кассиром-продавцом. Подобные доверительные беседы нередки для представительниц прекрасного пола, и особенно пожилых дам, в парикмахерских, фитнес-залах, различных социальных службах. Слово за слово — и начинается диалог людей, ранее совершенно незнакомых. Так произошло и с Раисой, которая познакомилась в магазине с Аней (имя девушки мы изменили).
И вот ведь какая приятная неожиданность! Во время разговора выяснилось, что Аня по профессии — строитель и отлично владеет навыками отделочницы. Да и временем она тоже располагает, чтобы приехать к пожилой женщине в Сочи (как выяснилось, новая квартира находится в другом городе).
Осмотрев помещение, мастер оценила объем работ в 42 тысячи рублей. Сумма по сравнению с той, что просили до этого другие специалисты, была довольно скромной, так что заказчица решила, что ремонт не стоит откладывать в долгий ящик, и стороны ударили по рукам.
И вот теперь о самом главном.
Соглашаясь на сделку, заказчик и исполнитель не удосужились официально ее зарегистрировать, иными словами — оформить договор, в котором непременно обговариваются конкретные условия выполнения работ и их оплаты, сроки, качество и обязанности обеих сторон.
В данном случае схема отношений заказчика и исполнителя укладывалась в элементарные рамки устной договоренности, точь-в-точь как у Ильфа и Петрова: «Утром — деньги, вечером — стулья!» Так что Раиса отдала Ане всю сумму сразу наличными, а та побежала «за стульями» — подкупить кое-чего в магазине стройматериалов да и начать работу.
В эпистолярном жанре
Первая часть этой истории прошла в более-менее радужных тонах. В квартире появились новые полы, в их тон — плинтуса, засияли новизной розетки. А вот дальше…
Дальше началась вторая часть истории. И как в любом театральном представлении именно во втором акте обязательно должен был произойти конфликт — он стержень пьесы. Согласно жанру, между заказчиком и исполнителем тоже накалялись страсти, обнажались их характеры, вырисовываясь уже в более мрачных тонах. А потом пошел эпистолярный жанр.
Раиса:
— Аня, открыли розетку, что бултыхалась на стенке, она неправильно соединена. Вот электрик здесь. В ванной неправильно подсоединены пол, свет.
Аня:
— Она правильно подсоединена, она от другой подпитана, потому что у вас там просто под штукатуркой провод, и пол подсоединен тоже правильно и корректно!
Раиса:
— То есть я поняла, что все розетки нужно вскрывать и снова платить.
Аня:
— В смысле? Они подсоединены правильно!
Раиса:
— У тебя оголенные провода.
Аня:
— Это заземление, в нем тока нет!
Раиса:
— Так ты же взяла за плинтус и полы, которые придется переделывать.
Аня:
— Почему переделывать?
Раиса:
— Потому что кривой пол пустотелый, все убиваются об него.
Аня:
— Какой кривой пол? Он по уровню! Что еще придумаете?
Раиса:
— Кухня. Твою розетку на жидких гвоздях убрали. Ты розетки купила без заземления. От удивления у электрика глаза на лоб лезли.
Чем дальше в лес, тем больше дров. Заказчица высказывала одно за другим замечания исполнителю, а та пыталась отфутболить мячик, пока еще проявляя интерес к игре. Но он скоро закончится.
Финансы поют романсы
Наступил узловой момент конфликта, когда разговор пошел уже не о строительных «косяках», а о возврате денег за явный брак.
— Аня, я только что приехала с квартиры, напиши, когда вышлешь деньги. В моем возрасте волнения излишние, да и в твоем чувствовать себя раскольниковым не думаю, что приятно. Да и ни к чему грех на душу брать, у тебя впереди еще долгая, надеюсь, счастливая жизнь, и вспоминать слезы пенсионерки ни к чему…
— Я смогу 28-го вам выслать… Напишите сумму.
— 15 тыс., а косяки я сфотографировала…
— Аня, уже день кончился, а деньги так и не поступают…
— Я жду…
— Аня, так дали зарплату, у меня уже вся голова седая стала… срочно нужны деньги.
— Я понимаю. Я тоже жду, когда мне выплатят, я была на больничном. Как придут, я сразу же скину.
— Аня, мне завтра платить за гостиницу. Какого числа ты вернешь деньги? Я прям вынуждена звонить твоему директору, чтобы знали, кто с ними работает рядом.
— В смысле? Я не пойму, это угроза или что?!
— Вышли деньги, они мне так же нужны, как тебе были нужны мои.
— Аня, ты решила, что заработала 42 тыс. за пол, который не доделала, оставив все на суд Божий…
— Аня, конец рабочего дня. А где перевод?
— Так что обозначает твое молчание?
Как это видно по последним репликам, в конце диалога исполнитель объявил «пас», молча отказавшись от дальнейших активных действий. Поэтому мы процитировали только слова заказчика. А дальше переписка и вовсе прекратилась. Понятно, что исполнитель попросту вышел из игры, поразмыслив о том, что ему не могут быть предъявлены официальные претензии, ведь письменного договора с заказчиком не было.
Хорошая поговорка: договор дороже денег. А если его нет? В таком случае закон о правах потребителей не сможет вас защитить. Трудно за кого-либо заступиться, если в его пользу нет четких аргументов.
Эпилог
Историй, подобных описанной, достаточно много вокруг нас. Их можно и услышать от своих знакомых, и почитать в Интернете. Но всегда такие события появляются только там, где договаривающиеся о чем-то стороны игнорировали юридическую составляющую отношений друг с другом.
Сегодня можно много рассуждать о том, что заказчик проявил некомпетентность или непредусмотрительность, или же недальновидность, или же попросту оплошал, а моральные качества исполнителя оставляют желать лучшего. Судить об этом — не наша прерогатива. Наша — рассказать читателям правдивую историю и предостеречь их от плачевных последствий.
Век живи — век учись — не совсем правильно. Пора бы и получить уроки, которые оградят от подобных ситуаций и не позволят нам наступать на одни и те же грабли.
А вы, уважаемые читатели, попадали когда-то в подобную историю? Ждем от вас писем по адресу: г. Горячий Ключ, ул. Набережная, 1 или на эл. почту gor_kl@mail.ru.