СемьЯ «Семиделух»

Народные песни — не просто фольклорный жанр. В них, будто в застывшей смоле, ставшей янтарем, сохранилось духовное и культурное наследие наших предков. А еще, изучая старинные песни, можно с высокой степенью достоверности восстанавливать традиции, обряды, особенности казачьего быта. Что и доказывают наши новые знакомые.

Самовар Захарченко
Фольклорный коллектив из станицы Бакинской «Семиделуха» не просто исполняет народные песни, он оживляет их, совмещая творческую деятельность с исследовательской. Благодаря этой особенности возможность снова увидеть свет появляется у старинных народных обрядов. Станичные артистки возвращают зрителей в прошлые века, показывая, как казаки провожали новобранцев в армию и гуляли на свадьбах, а казачки устраивали посиделки-девичники. И это не просто зрелищно, но и важно для сохранения культурного и исторического наследия казачества.

Нашу выездную редакцию «Семиделуха» встретила в бакинском Доме культуры, в комнате, которая служит артисткам и гримеркой, и репетиционной, и залом творческой славы. Всюду на ее стенах вместе с дипломами и грамотами красуются вышитые картины, а на почетном месте — расписной самовар — подарок от Виктора Гавриловича Захарченко, основателя самого известного фольклорного коллектива Юга России — Кубанского казачьего хора. «Семиделуха» гордится знакомством с ним и многочисленными наградами. Ведь это не просто дипломы, грамоты и прочие награды — это знаки признания их мастерства и артистизма, полученные из рук маэстро.

По случаю приезда гостей артистки надели яркие концертные костюмы, и каждая дополнила свой наряд еще одной важной наградой — медалью «За заслуги перед казачеством».

— Сейчас, если человек вдруг запоет, что о нем скажут? Правильно, что очи с утра залил. А раньше люди песен не стеснялись. Работали — пели, отдыхали, веселились или грустили — все под свою мелодию, — рассказывает Надежда Романенко.

Ее, руководителя и негласного лидера, в коллективе с нежностью называют «наша мама». «Семиделухи» — и правда большая творческая семья, а состоит она из семи станичниц с красивыми сильными голосами и неисчерпаемой любовью к народному творчеству.

Баян атамана
Вот уже 15 лет артистки поют и пляшут под баян Ивана Левченко. Именно он полтора десятка лет назад, будучи станичным атаманом, выступил в роли продюсера и с ноля создал в Бакинской фольклорный коллектив.
— Помню, в 2006 году наш казачий генерал, атаман кубанского казачества Владимир Прокофьевич Громов предложил создать в каждом курене края свой фольклорный ансамбль. Ведь суть возрожденного казачества состоит не только в службе, это наша культура, традиции, этническое самосознание, — рассказывает Иван Левченко. — Конечно, все мы, атаманы, эту идею горячо поддержали. А так как станичники у нас дружные и праздники мы отмечаем вместе, я стал приглядываться и прислушиваться, кто на свадьбах да на днях рождения лучше всех спивает. Так и собрался первый состав коллектива. Все казачки подобрались как на выставку достижений — авторитетные, голосистые и, в силу почтенного возраста, опытные в песенном мастерстве. Я и им с удовольствием на баяне подыграл да так и остался аккомпанировать по сей день — вот уже и второму составу ансамбля.

Каждому празднику — свой «плейлист»
«Как вы лодку назовете — так она и поплывет» — есть такая присказка, вот согласно ей и стали думать, какое имя дать коллективу. В итоге родилась «Семиделуха». В современном русском языке аналог этого понятия найти сложно, в нескольких словарях — это проворная казачка, успевающая выполнять одновременно семь дел. Артистки смеются: «Мы такие, мы проворные, это о нас». У каждой из них за плечами богатый жизненный опыт, но он не тяготит, а окрыляет. Семь голосов станичных певуний ладно сплетаются, дополняя друг друга и неизменно вызывая у слушателей ощущение мурашек на коже. Будто зов предков через века взывает к слушателю и добирается до самой глубины его души, зажигая в ней искру от родного очага. Найти рациональное объяснение феномену воздействия народной песни невозможно. Так происходит, когда исполнитель не просто связками, а самим сердцем поет.

— Екатерина Александровна Захарченко была солисткой первого коллектива, она учила нас петь в истинной кубанской манере. Такое пение лечит, отвлекает от проблем и учит жизнелюбию, — признаются семиделухи.
Как и предшественницы, свой репертуар они составляют в основном из старинных местных песен, которые исполняли еще их мамы и бабушки. Но есть в нем место и известным казачьим, а также авторским произведениям. Так, например, свое почетное место в репертуаре занимает песня Виктора Захарченко на слова Сергея Есенина «Молитва матери». Сегодня в творческом арсенале «Семиделухи» более сотни произведений. К каждому празднику — свой «плейлист»: на День Победы — военные, на Первомай — трудовые да весенние, есть о любви и даже шуточные, написанные с изрядной долей народного юмора. Текст каждой песни бережно вручную записан участницами в толстые тетрадки.

Научить бы «балачке»
Участницы коллектива знают друг друга с детства. Вместе они не только по долгу творческой службы. «Семиделухи» — единомышленницы и подруги. Вместе отмечают праздники, помогают друг другу, делятся радостями и печалями, иногда репетиции переходят в дружеские посиделки. Станичные певуньи легки на подъем и всегда готовы к путешествиям. За полтора десятка лет где только коллектив не бывал. «Семиделуха» исколесила всю Кубань, а сколько раз выступала в Атамани — и сосчитать сложно. У входа в ДК ст. Бакинкой развернулась целая выставка фотографий с выступлений ансамбля. Но все же, как признаются артистки, лучше Горячего Ключа места нет.

— Наши концертные площадки — самые родные, а зрители — самые отзывчивые. Недавно выступали в Черноморской, в доме для престарелых, и можем отметить, что более благодарной публики раньше не видели. Приходилось выступать и в краснодарском парке. Мы спиваем, а молодежь нас на телефоны снимает. Конечно, такое внимание очень приятно. Хотелось бы еще, чтобы нас приглашали в школы на встречу с детьми, чтобы научить их «балачке», нашему кубанскому наречию, исчезающему из обихода, а ведь это наша история, — поясняет руководитель коллектива Надежда Романенко.

К слову, хранит она не только вокальные традиции, но и секреты рукоделия предков, а именно — вышивки. Это Надежде Васильевне принадлежат картины, написанные иглой и нитками, украсившие стены комнаты в ДК. Еще всем своим внукам на свадьбу она смастерила традиционные кубанские ручники, а участницам коллектива расшила фартуки.

Ах, эта свадьба
Идея восстанавливать не только старинные песни, но и обряды возникла в коллективе с легкой руки художественного руководителя Кубанского казачьего хора Виктора Захарченко. Он же является автором и организатором «Золотого яблока» — одного из самых ярких фольклорных фестивалей национальных культур на Кубани. Этот праздник самобытного творчества собирает профессиональные и самодеятельные коллективы со всего края. Лучшие из них, такие как «Семиделуха», выступают в смотре-конкурсе народных обрядов «Живая культура». Так, в очередной раз коллектив представил реконструкцию станичного свадебного обряда. Она была реализована максимально реалистично: фольклорные свадебные песни, выкуп невесты, благословение молодых родителями. За качество исполнения постановки коллектив был удостоен диплома I степени.

— Гильце — свадебное дерево — и сегодня хранится в музее местного ДК. Это важный атрибут церемонии, символизирующий целомудренную невесту. Мастерили его просто — обычно в тыкву втыкали нечетное число веток (пять или семь) и на них привязывались бумажные цветы. Причем все палки были ровные, а та, что располагалась в середине, раздваивалась на конце. Ее невеста дарила дружке. Цветы из гильца молодожены крепили на одежду гостей, поздравлявших их со свадьбой. Те забирали украшения домой и часто хранили под стеклами икон на долгую память о торжестве, — рассказывают артистки из «Семиделухи».

В обрядах очень важно воспроизводить все действия с точностью, передавая их тайный смысл. Перед свадьбой, например, невесте обязательно расчесывали и переплетали косы. Так она прощалась с привычной прической, как с символом беззаботного девичества, и готовилась к вступлению в новый этап жизни.

— Дивчина носила одну косу, а выйдя замуж и став молодицей, заплетала две. Казачки обязательно покрывали голову — либо носили платки, либо скручивали и прятали косы под шлычку — это особым образом скроенный колпачок, который закрывал пучок волос, при этом не скрывал волосы спереди. Такое изобретение хитроумных казачек позволяло им соблюсти правила светского этикета, не скрывая при этом естественную красоту. Вроде и голова покрыта, и полюбоваться есть на что.

Монетно-калиновый пирог
Еще один наполненный символизмом элемент кубанского праздничного застолья — свадебное угощение. Гостям во время поздравления подносили чарку хмельного напитка и кусок пирога. Он тоже был особенный, с монетами и ягодами калины внутри, с выпеченными зубцами, которые удобно было ломать на порции.
«Что черный шелк — то коса моя, калынонька — то краса моя, злато-серебро цэ слэза моя» поется в старой обрядовой песне невесты. В Интернете этих текстов и сейчас не сыскать, они, как тайное знание, передавались из уст в уста, от матери-казачки ее дочке, вспоминают станичницы.

Помимо свадебного обряда коллектив представлял на конкурсе проводы в армию и станичные посиделки. Все эти театрализованные преставления, воспроизведенные с исторической достоверностью, неизменно вызывали самые высокие оценки как судей, так и публики. За последнее «Симеделуха» и получила свой призовой самовар.
Творческих планов у артистичных станичниц масса, после снятия коронавирусных ограничений снова начинаются их выступления и кропотливая работа над пополнением репертуара. А значит, можно пожелать хранительницам казачьего наследия новых конкурсных наград, полных, рукоплещущих залов и крепкого здоровья.
P.S. Ну и, конечно, уехать из Бакинской без песен мы не смогли. Выступления коллектива, записанные в ходе выездной редакции, смотрите, переходя по этому QR- коду.