Трагедия в казанской гимназии №175, которая унесла жизни восьмерых учеников и двух взрослых, оставила в сердцах большинства граждан по всей России тяжелый след.
Буквально спустя пару часов, в ответственных ведомствах состоялись экстренные совещания, а по всей стране начались тщательные комиссионные проверки школ и детсадов. Президент РФ Владимир Путин потребовал ужесточить правила оборота оружия и разработать единый подход в методах охраны учебных и дошкольных учреждений. Но у родителей остаются резонные вопросы о том, насколько хорошо организована охрана в учебных заведениях.
Для того чтобы выяснить, насколько хорошо охраняются школы нашего города, мы обратились с несколькими вопросами к начальнику управления образования администрации МО г. Горячий Ключ Инне Лукьянцевой:
— Наши читатели задают массу вопросов о том, как организована безопасность в школах и детских садах города. Инна Пантелеевна, скажите, как отреагировала сфера образования на трагедию в школе Татарстана?
— Мне понятна обеспокоенность родителей в связи с последними страшными событиями. Мы, со своей стороны, разделяем скорбь Татарстана. Для всех нас это большое потрясение и несомненный повод усилить меры безопасности. Уже в выходной день, сразу после события, мы начали работу. Отправили в учреждения документы с рекомендациями по усилению антитеррористического режима. Чуть позже провели совещание с директорами школ и заведующими детских садов. В деталях обсудили вопросы допуска на территорию: были мобилизованы все силы на утренний прием школьников и воспитанников детсадов, дополнительно установили дежурство силами педсоставов во всех учреждениях. Единственная проблема у нас возникла в детских садах. Родители привыкли самостоятельно отводить и забирать детей, заходя на территории учреждений. Но нам хватило двух дней, чтобы организовать новый порядок утреннего приема детей.
— Как сейчас он проходит?
— Родители приводят детей к центральным входам учреждений, там их встречают ответственные дежурные — воспитатели и классные руководители. На территорию, за ограждение, родители или иные лица теперь не имеют доступа. Кроме того, мы хотим ввести практику посещения школ и детских садов по договоренности с сотрудниками. Это означает, что родителям, которые хотят выяснить тот или иной вопрос, нужно будет заранее договориться о визите, чтобы классные руководители и воспитатели смогли встретить их в нужное время. Конечно же, все визиты, как и ранее, будут фиксироваться в специальных журналах.
Отмечу, что все школы оборудованы домофонами, и у учеников есть ключи, которыми они могут открыть входные двери. Среди родителей есть мнение о неэффективности использования входных ключей: их можно потерять, забыть дома и так далее. Здесь мы также усилили работу. Все ключи выдаются под роспись родителям, а в школах создан запас дубликатов. И, самое главное, вся ответственность за использование ключей ложится на классных руководителей. Ведь бывает так, что ученик забыл ключ дома и из-за этого опоздал на урок. Некоторые ученики делают это умышленно. Тут начинается работа классных руководителей с родителями, чтобы не допустить перерывов учебного процесса.
— Еще один, возможно, главный, вопрос, который волнует родителей. Будет ли усилен штат охранников, которые сейчас работают в школах и детских садах?
— Давайте начнем с того, что все школы и дошкольные учреждения имеют актуальные паспорта антитеррористической и противопожарной безопасности. Это документы со строгими требованиями, которые мы соблюдаем неукоснительно. Так, например, утверждено, что все без исключения школы и детсады охраняют специально подготовленные сотрудники ЧОП «Кубань». Все охранники имеют соответствующие лицензии и регулярно проходят переподготовку по своим специальностям.
Признаю, что мы хотели бы видеть в охране людей, которые могли бы дать существенный отпор в случае возникновения экстренной ситуации. Надеемся, что для охраны наших учреждений привлекут сотрудников Росгвардии. Насколько мне известно, сейчас такой вариант находится в стадии обсуждения.
Заверю всех родителей, что те охранники, которые сейчас работают у нас, исполняют свои обязанности максимально эффективно: ежедневные многоразовые обходы территорий, проверки входов и выходов, работа с видеонаблюдением — все это обеспечивает достаточный уровень безопасности. Кроме того, все посты в учреждениях оборудованы тревожными кнопками для вызова специальных служб. Недавно проходили тренировки совместно с сотрудниками Росгвардии с целью отработки нештатных ситуаций.
Еще одна мера по усилению безопасности — создание межведомственной комиссии, в состав которой входят представители различных специальных служб и ведомств. По инициативе и.о. главы Горячего Ключа Михаила Зарицкого теперь эти комиссии регулярно проводят инспекцию всех образовательных и дошкольных учреждений города. Это сделано для того, чтобы оперативно выявлять малейшие недочеты в организации безопасности. И это правильный подход: мы в реальном времени устраняем замечания. Например, недавно отремонтировали ограждение в одной из сельских школ. Эта работа продолжается.
— Инна Пантелеевна, помимо внешних форм охраны еще есть и другая сторона — работа внутри ученических сообществ. После инцидента в Татарстане многие эксперты говорят, что предотвратить нападения на школы практически невозможно, так как довольно сложно уловить момент, когда в потенциальном преступнике появится намерение совершить теракт. И это уже становится в большой степени делом педагогов. Как вы работаете в этом направлении?
— Комплексно, совместно с другими структурами. Начнем со школ. Уже давно в них есть институт психолого-педагогических служб. Его основная задача состоит в выявлении возможных отклонений в развитии ученика, предотвращении конфликтов и социализации детей. Сейчас на психологов в школах мы возложили дополнительные обязанности по контролю за интернет-деятельностью школьников, а также по выявлению потенциально опасных увлечений. В этом направлении работаем вместе с отделом по делам молодежи: они проверяют молодежные сообщества в соцсетях, выявляют опасные контакты учеников и другие тревожные явления.
После упомянутой трагедии мы составили списки учеников, которые подают тревожные признаки в своем поведении как в стенах школ, так и в повседневной жизни. Таким ученикам, разумеется, уделяют особое внимание.
Я хочу подчеркнуть, что все, о чем мы говорили выше, это лишь малая часть нашей работы. У нас проходит планомерная ежедневная работа с учениками и их семьями. Накоплена огромная масса информации, которая позволяет нам быстро реагировать на вызовы и заранее пресекать многие неприятные ситуации в учебных заведениях.
Но эта работа идет в закрытом режиме, чтобы не травмировать чувств учеников и их родителей. Например, мы не ведем прямых разговоров о террористических случаях со стрельбой в школах, чтобы не вызвать необоснованного интереса людей. Таким образом мы противодействуем популяризации противоправных действий среди школьников. Мы нацеливаем воспитательный процесс на формирование позитивного самовосприятия и жизнестойкости. К сожалению, с приходом Интернета мы видим, что даже в случае с Татарстаном находятся те, кто чуть ли не делают из преступника кумира. Это крайне опасно. Считаю, что все общество должно активно включиться в работу против таких явлений.
— Вы упомянули интернет-среду, в которой дети подвергаются многим опасностям. Может ли как-то повлиять школа в этой сложной сфере?
— Да, действительно, мы очень озабочены тем, как влияет Интернет на детей. К сожалению, это огромное поле, на котором нам в одиночку не справиться. Но в рамках внутреннего распорядка образовательных учреждений, разумеется, мы можем предложить некоторые варианты. Так, например, планируем в следующем году провести эксперимент, в ходе которого предложим ученикам на входе в школу сдавать все смартфоны и прочие гаджеты. После уроков, на выходе мы будем выдавать их обратно. Повторюсь, это эксперимент, посмотрим, как он сработает. Надеюсь, результаты будут положительными.
Хочу еще раз заверить всех родителей: сотрудники образования и все специальные службы делают максимум для обеспечения безопасности в учреждениях нашего города.