Главное — благополучие детей

1 июня во многих странах мира отмечают — Международный день защиты детей. Решение о его проведении было принято в 1925 году на Всемирной конференции, посвященной благополучию детей, проходившей в Женеве. То, что День защиты детей стал необходим, говорит нам о многих современных опасностях, из-за которых дети действительно нуждаются в нашей защите.

В преддверие Дня защиты детей мы решили выяснить, что сейчас делается для благополучия и социальной защиты юных горячеключевцев и их семей. В Горячем Ключе такой сложной и, безо всякого сомнения, гуманной работой занимается комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Организационно-техническое обеспечение ее деятельности возложено на отдел по делам несовершеннолетних администрации Горячего Ключа. Обо всем многообразии мероприятий и огромном объеме работы, который выполняется для детей и семей, попавших в сложную жизненную ситуацию, рассказала «ГК» его начальник Екатерина Пичкалева.

— Екатерина Сергеевна, некоторым до сих пор непонятна аббревиатура КДН. Ее даже ассоциируют с полицией. Что же скрывается за этим названием? Как работают ваш отдел, комиссия?

— Отдел по делам несовершеннолетних — это в большей степени координатор коллегиального органа. Мы собираем информацию от других органов и учреждений системы профилактики и специальных служб обо всех несовершеннолетних, которые так или иначе попадали в поле зрения профилактических структур, имеющих признаки дивиантного поведения, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении. То есть, если в школе замечено отклонение или нарушение в поведении ученика либо полиция установила совершение противоправных действий вне стен образовательных учреждений и т.д., мы узнаем об этом, как правило, одни из первых, чтобы своевременно организовать профилактическую работу с ребенком. Информирование происходит со стороны всех заинтересованных служб, которые сообщают о проблемах в жизни детей. С нами работают отдел по вопросам молодежной политики, следственный комитет, полиция и ФСБ, школьные психологи и социальные педагоги, главы сельских округов, заведующие детских садов, социальная защита населения и т.д. Информация иногда поступает и от жителей муниципалитета.

— Надо полагать, что сбор сведений — это лишь часть вашей работы. Как вы работаете с полученной информацией о неблагополучных детях?

— Действительно, это лишь малая часть всего, что мы делаем. Весь объем информации позволяет разрабатывать специальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних. Их мы создаем строго индивидуально для каждого ребенка с учетом всех особенностей его характера, склонностей, а также обстановки в семье. У нас есть строго установленные краевым законом порядки и сроки для работы с неблагополучными детьми. В рамках заседания комиссии, в состав которой входят все руководители органов и учреждений системы профилактики (медицинские работники, сотрудники полиции и социальной защиты, психологи, педагоги и т.д.), специалисты от каждого ведомства рассматривают необходимые меры поддержки в пределах своей компетенции. Если семье несовершеннолетнего нужна материальная помощь или льготы, социальная защита предлагает все возможные варианты, врачи со своей стороны оказывают медицинскую помощь (например, наркологическую или психиатрическую). Также КДН устанавливает круг общения несовершеннолетнего, посещает ребенка по месту жительства как в дневное, так и в ночное время. По линии управления образования устанавливается контроль над успеваемостью и занятостью, оказывается психологическая помощь. Повторю, что все меры помощи и социализации мы реализуем на основе тщательного, индивидуального анализа личности ребенка. Такой подход позволяет в краткие сроки после постановки на профилактический учет помочь в восстановлении здоровья, морального состояния, а порой и психики подопечных.

— Вы упомянули об учете несовершеннолетних. Как он проводится и сколько сейчас детей находится, скажем так, под вашей заботой?

— В настоящее время на учете состоит 70 несовершеннолетних. Из них 52 — это ученики школ города, 18 ребят — на контроле в комиссии по делам несовершеннолетних и, соответственно, на учете в КДН. Это в основном те, кто совершил преступления, но не достиг возраста наступления уголовной или административной ответственности, условно осужденные, ведущие безнадзорный образ жизни. Отдельная категория — внутри-школьный учет: на нем состоят ребята, которые систематически нарушают дисциплину и устав учебного учреждения.

— Какие проступки сейчас характерны для несовершеннолетних?

— Будем говорить так. Правонарушения не оригинальны во все времена. Это порча школьного имущества, систематические пропуски уроков, распитие алкоголя, курение, мелкие хулиганские действия. Из более серьезных — это кражи, грабежи, нанесение телесных повреждений, самовольные уходы из дома и т.д. Административная ответственность наступает с 16 лет, а уголовная уже с 14. С ребятами, находящимися на профилактическом учете, проводятся беседы, разъясняется уголовная и административная ответственность. Хочу подчеркнуть, что при организации работы с несовершеннолетними правонарушителями мы обязательно работаем и с родителями подростков, ведь не секрет, что многие проблемы возникают из-за негативной обстановки в семье. Здесь стараемся не просто беседовать, а помогать делом. Семьям оформляются выплаты и льготы, детям предоставляют путевки в летние лагеря и оздоровительные санатории, для них организуется занятость в кружках и спортивных секциях, родители проходят процедуру кодирования на благотворительной основе, оказанной членами комиссии. И в большинстве случаев семьям и подросткам, которым не хватает просто элементарной поддержки, чувствуя заботу со стороны государственных служб, намного проще выходить из «кризисных» ситуаций, особенно в тех случаях, когда есть желание работать в тандеме со службами, не воспринимая их как «карательные» органы и принимая «руку помощи».

— Скажите, насколько эффективны такие меры поддержки? Есть ли положительные примеры?

— Конечно, есть. Ну как пример из недавнего случая: девочка совершила кражу в магазине, нанесенный ущерб — более 3000 рублей. Причем, когда устанавливали причины, побудившие ее это совершить, выяснилось, что сделала это она на спор. Как говорят среди молодежи, это был некий челлендж, вызов, брошенный ей сверстниками. Девочка из вполне благополучной семьи попала под влияние друзей. Мы своевременно оказали ей помощь: с психологом проработали внутренние комплексы, проблемы, отдел по делам молодежи предоставил возможность заниматься волонтерской деятельностью, также она стала активно увлекаться спортом, то есть, вовлекая в максимальную занятость, поменяли кардинально круг общения и кругозор ребенка. Буквально на днях мы сняли ее с учета, так как увидели, что ребенок полностью пересмотрел жизненные ценности.

— Если говорить о влиянии круга общения и молодежных сообществ на подростков, то здесь, наверное, на первое место выходит Интернет. Как вы работаете в этой сфере?

— Мы не стоим на месте, следим за всеми тенденциями в социальных сетях. Участвуем в молодежных сообществах, общаемся с детьми на разных площадках. И они видят, что наша комиссия — не столько орган контроля или наказания, сколько помощник, к которому можно обратиться в любой сложной ситуации и в любое время, мы стараемся контактировать с подростками 24/7 и практически всегда, используя личное общение. При этом, разумеется, сотрудники отдела по молодежной политики проверяют потенциально опасные группы и аккаунты в социальных сетях. Например, нам своевременно удалось выявить и пресечь едва появившееся движение «Дневник смерти». В первую очередь были проведены беседы с родителями, в ходе которых показаны конкретные примеры того, к чему приводит участие в подобных группах. При этом мы намеренно избежали афиширования этой тематики среди школьников, чтобы не популяризировать эти опасные и деструктивные идеи.

— Екатерина Сергеевна, при всем многообразии форм и методов профилактической работы всегда все сводится к человеческому фактору, простому общению. Как вы считаете, что в работе комиссии является самым важным?

— Я уверена, что главное в нашей работе — это искренняя заинтересованность в судьбе и благополучии каждого ребенка. Сотрудники отдела КДН и комиссии в своих действиях всегда исходят исключительно из лучших побуждений, желания защитить и помочь. И без сомнения такой подход находит отклик в сердцах тех детей и родителей, которым требуется помощь. Мы работаем с душой. Равнодушных в нашей профессии быть не может.