Нашей газете — 90 лет! В ногу со временем и на шаг впереди

Продолжаем листать страницы летописи единственной городской газеты.

Две вехи жизни городской газеты в серии материалов, посвященных юбилею, мы осветили в предыдущих публикациях. Какими были журналистские расследования и актуальные темы «Красного табаковода» и «По пути Ильича» — предшественников нынешнего «Горячего Ключа» — читайте в №11 от 19.03.2021 г., №15 от 16.04.2021 г.
На третьем этапе своего развития городское СМИ стало частью другого издания.

Стоит отметить, что газета хоть и насчитывает девять десятков лет работы, все же был в ее летописи период, когда она сократилась до крохотного корпункта. Подробности этого периода раскрываются в библиографическом издании «История строки газетной», подгатовленном в 2011 году заместителем главного редактора Ириной Харламовой. Оно было посвящено 80-летию газеты.

Под апшеронским крылом
В период укрепления районов с 1962 по 1977 годы жизнь Горячего Ключа отражалась в газете «Апшеронский рабочий» — материалы для публикации готовил руководитель корпункта Николай Белкин. Газета являлась органом Апшеронского райкома КПСС и районного Совета депутатов трудящихся Краснодарского края.

Общественные корреспонденты писали о нефтяниках, табаководах, механизаторах, работниках курорта, жителях Горячего Ключа. Районка публиковала материалы о передовом опыте животноводов и растениеводов. Основные рубрики газеты 1962 года: «Трибуна передового опыта», «Соревнование животноводов», «По нашему району», «На полях района», «Партийная жизнь», «Школьная жизнь», «Из зала суда», «По Советскому Союзу», «За рубежом», «О людях хороших», «На контроле — передовой опыт», «Читатели рассказывают, критикуют, советуют», «Газета помогла», «Спрашивай-отвечаем», «Слово агитатору», «Коротко о разном», «Быт — дело не частное», «Штрихи нашей жизни», «Сделай у себя». Регулярно печатал «Апшеронский рабочий» и международные обзоры.

Целые развороты занимали подборки материалов под названиями «Расцветает и крепнет колхозная жизнь», «Умножай богатство нашей Родины! Развивай общественное животноводство!», «Районная сельскохозяйственная выставка — школа передового опыта новаторов».

Также регулярно «Апшеронский рабочий» публиковал тематические странички «Говорят животноводы колхоза…», «Славные дочери советского народа», «Проведем уборку урожая быстро и без потерь!», «На уборке урожая и хлебозаготовках равняться на лучших!», «Успешно завершим сельскохозяйственный год!», «Шире развертывайте соревнования за высокие надои молока!», «Равняйтесь по передовым дояркам колхозных ферм района!».

Эпоха благополучного застоя
В 1977 году Горячий Ключ отделился от Апшеронского района, в городе были организованы типография и редакция газеты «Горячий Ключ», возглавлял которую Юрий Андреевич Скрябин. В это время газета являлась органом Горячеключевского горкома КПСС и городского Совета народных депутатов. Тираж ее составлял более шести тысяч экземпляров. Выходили свежие номера трижды в неделю — по вторникам, четвергам и субботам. В первую очередь газета стала детищем первого секретаря горкома КПСС Марии Петровны Моревой. Материалы литсотрудников В. Губарева, Г. Батькова, Л. Шадукаевой с первых же дней привлекли внимание читателей.

Все течет, все изменяется… Уходили одни сотрудники, приходили другие. На долю журналистов 70-80-х годов (штатных и общественных) выпала нелегкая задача информировать читателей о политических и экономических событиях в стране, пропуская их через призму своего понимания и своей жизненной позиции. Гораздо позже эту эпоху назвали периодом стагнации, застоя. Тем не менее целая плеяда горячеключевских журналистов добросовестно выполняла свою миссию: О. Ермишкина, Е. Рябоконь, Э. Галантер, Г. Мамай, А. Туманов, О. Фомина, Л. Коробицына, О. Кондратова и другие.

В годы перестройки в газете появились рубрики «Страница выходного дня», «На тему морали», «Наша с вами совесть», «Читатель ставит проблему», «Реплика», «Реформа школы: шаги перестройки», «Курсом научно-технического прогресса», «Партийная жизнь: как идет перестройка», «Партийная жизнь: ответственность перед временем», «Агроном: как идет перестройка», «Ударный фронт агропрома».

Газеты 1985-го и 1987-го годов значительно отличаются друг от друга. В последней — больше «воздуха», различных заставок, крупных фотографий и «кричащих» заголовков.

В 1986 году газету «Горячий Ключ» возглавил Николай Евгеньевич Олимпиади, который продолжил курс обновления издания, взятый ее предшественником. С начала трудовой деятельности, которое пришлось на 1979 год, он прошел все этапы журналистского мастерства: работал корреспондентом, заведующим отделом, ответственным секретарем редакции газеты «Советский Армавир». На посту главного редактора городской газеты «Горячий Ключ» он отработал 27 лет.

От деятельности главного редактора во многом зависит судьба периодического печатного издания. Недаром говорят: каков редактор, такова и газета. Особенности его характера, жизненный опыт, методы руководства коллективом — все сказывалось на тематике и содержании, форме выступлений и дизайне издания. Журналистский коллектив под его руководством был нацелен на постоянный творческий поиск, стремился держать руку на пульсе жизни, вести предметный, заинтересованный диалог с читателями.

С его приходом появились в «Горячем Ключе» и новые тематические страницы: «Большая перемена», «Сторонушка родная», «Источник здоровья», «Гостиная муз», «Духовные колокола», «Досье», «Улица Молодежная» и многие другие. Некоторые из них и сегодня регулярно появляются на страницах «Горячего Ключа». В течение многих лет «жила» рубрика «Коммуналка», в которой под авторством главного редактора публиковались фельетоны на злободневные в те времена темы.

В легкой ироничной манере Николай Евгеньевич обличал типичные для той поры пороки: бюрократию, формализм, лицемерие. Это были смелые, можно сказать, дерзкие выступления в условиях жесткой идеологической цензуры и с учетом специфики маленького городка. Ведь, несмотря на то, что фельетоны писались эзоповым языком, читатели газеты без труда узнавали в персонажах конкретных людей. Публикации газеты преследуют главное — утверждение стабильности в жизни горячеключевцев, настрой на созидание, поиск нового, любовь к родному городу.
Газета «Горячий Ключ», в том числе и ее главный редактор, многократно становились победителями различных творческих конкурсов. Ему были присвоены звания «Заслуженный работник культуры России», «Заслуженный журналист Кубани», вручены медали: «За выдающийся вклад в развитие Кубани» III степени и «За выдающийся вклад в развитие города Горячий Ключ».

Николай Олимпиади успешно занимался творческой, хозяйственной и коммерческой деятельностью, не боялся экспериментов. Газета «Горячий Ключ» стала первой из газет края, перешедших на централизованный выпуск, одной из первых освоила офсетный способ печати.

Выстояла в голодные 90-е
В начале девяностых, во время перехода страны к рыночным отношениям, газеты оказались в условиях катастрофического финансового положения. В резолюции, принятой на учредительном съезде журналистов РСФСР, говорилось: «Местная печать России — окружные, городские, объединенные районные и многотиражные газеты — самые массовые периодические издания республики — в результате многолетнего партийного и ведомственного диктата оказались в условиях политического и экономического кризиса. Многим сотрудникам этих газет грозит безработица, так как издания заведомо оказываются неконкурентоспособными на газетном рынке, в том числе из-за отсутствия дотаций, желания многих издателей иметь на предприятиях и организациях послушную прессу…

Съезд требует от Правительства России обеспечить сохранение данного типа газет, которые ближе всего к читателю. С этой целью должен быть создан режим наибольшего благоприятствования деятельности редакций этих газет, принято специальное постановление Совмина РСФСР, сохранена на один год дотация, выделены необходимые фонды бумаги, решены вопросы снижения тарифов на услуги полиграфии и связи. Вся прибыль, полученная редакциями от рекламы и объявлений, должна быть направлена на заработную плату работникам печати.

Поддержка усилий работников местной прессы по укреплению газетной экономики, ее перестройки в условиях рынка должна стать одной из главных забот Министерства печати и информации РСФСР.
Суверенной России нужна сильная пресса. Сейчас она нуждается в практической помощи как никогда».

Несмотря на трудности, редакция городской газеты по-прежнему в первую очередь думала о читателях. Ни руководитель, ни журналисты не собирались останавливаться на достигнутом. Под рубриками «Лицом к рынку», «Политические диалоги», «Жизнь как она есть» газета поднимала самые злободневные темы. Гласность способствовала острому столкновению различных идейных, социальных, политических, национальных, религиозных течений и интересов. Недовольство положением дел в обществе вылилось в конце концов в массовое недовольство той системой организации власти, которая существовала в стране десятки лет и казалась не только незыблемой, но и единственно правильной.

В двадцать первый век газета «Горячий Ключ» вступила внешне и внутренне обновленной и, что немаловажно, устойчиво финансово независимой. Изменился ее дизайн, более жесткой стали графическая и тематическая модели газеты.

Из профессиональной «кухни»
А теперь расскажем о наших коллегах, трудившихся на журналистской ниве в вышеуказанные периоды. Что может быть ценнее для истории, чем воспоминания людей, причастных к ее свершению. Вот какими воспоминаниями о своей работе и секретами профессиональной «кухни» делятся прежние сотрудники — журналисты газеты-именинницы — на страницах брошюры «История строки газетной», выпущенной к 80-летию «Горячего Ключа».

О самом сокровенном
Александра Брилина, ветеран педагогического труда, внештатный корреспондент газеты в 1986-1996 годах:
— В 1984 году мы с мужем приехали жить в Горячий Ключ, и я, естественно, сразу же выписала местную газету. Она мне понравилась, но я как музыкант обратила внимание на то, что в ней почти не освещается культурная жизнь города.

В школе искусств, где я тогда работала, трудился очень талантливый творческий коллектив, да и в обычных школах дети поражали своими способностями. Почему бы не написать об этом в газету и не попробовать себя на журналистском поприще? Посоветовалась с коллегами, подумала и решилась. В этой задумке меня поддержали М. Вакуленко и Л. Коробицына, и я им бесконечно благодарна за это. А вскоре пришло признание и от читателей — статьи о музыке и музыкантах, культурных событиях в городе им нравятся, это интересно.

Газета постепенно формировала мой стиль, почерк, и я писала не только творческие портреты преподавателей школы искусств, но и рассказывала о людях других профессий. Мне нравилось, что нас, общественных корреспондентов, приглашали на встречи «за круглым столом», на праздники родной газеты. Все это было незабываемо!
«Горячий Ключ» связывает всех нас, читателей, общими проблемами, радостями, заботами. Именно через газету я поблагодарила всех, кто поддержал меня в тяжелую жизненную минуту.

Всего за время своего сотрудничества с газетой «Горячий Ключ» я написала более ста статей, зарисовок и заметок. А если быть точной, то 112. Потому что каждая из них по-своему дорога и памятна мне, за каждой стоит судьба человека или какое-то памятное событие, ведь я делилась с читателями самым сокровенным.

Интересная история связана с самой первой моей заметкой, которая называлась «Улов в огороде». Тогда в станицу Саратовскую пришла большая вода, которая затопила многие огороды. Когда вода пошла на убыль, один из станичников, Иван Большеротов, обнаружил на своем участке такой улов, которому позавидовал бы любой рыбак, — в яму для полива огорода попался красавец-сом. Это был настоящий гигант — 2 метра 20 сантиметров!

Первая любовь
Людмила Шадукаева, член Белорусского Союза журналистов, член Союза писателей Беларуси:
— Думаю, что для каждого журналиста его первая газета — как первая любовь… Много лет прошло со дня моей первой любви. За эти годы мне довелось работать в разных газетах — и на Украине, и в Беларуси. Но по-прежнему самые яркие воспоминания, самые теплые чувства связаны с моей первой газетой — «Горячий Ключ».

…1977 год. Горком партии принял решение возобновить выпуск городской газеты. С местными журналистскими кадрами было не густо, поэтому костяк «Горячего Ключа» составили опытные газетчики из Новороссийска и Краснодара. Инструктор горкома партии Николай Белкин возглавил отдел партийной жизни. Меня пригласили заведовать отделом писем и социальных проблем. А первым корректором у нас была Элеонора Галантер. Потом она стала ответственным секретарем.

В моем домашнем архиве до сих пор на самом почетном месте — папка с газетами «Горячий Ключ» за 1977-1983 годы. Сколько дорогих имен! И моих коллег-журналистов, и наших активных читателей — рабкоров и селькоров — как мы их тогда называли.

И свои первые уроки редактирования я получала тоже в «Горячем Ключе». Помню, приехала из Ленинграда наша краса и гордость — солистка театра оперы и балета имени Кирова Галина Ковалева. А через день в редакцию зашла Евгения Рябоконь и принесла заметку о чудесном концерте, который подарила своим землякам известная певица.
Готовя заметку к печати, я изменила в ней одно только слово. Сделала ее, на мой взгляд, современнее. И вот телефонный звонок. «Я вами недовольна, деточка, — слышу в трубке голос Евгении Николаевны. — Ну зачем же вы заменили такое теплое слово «рукоплескание» на холодное и официальное «аплодисменты»? Ведь, согласитесь, зрительный зал именно рукоплескал, а не аплодировал нашей Галочке».
Этот разговор я помню и сейчас.

Школа жизни и творчества
Элеонора Галантер, член Союза журналистов России, корректор, ответственный секретарь, заместитель редактора газеты «Горячий Ключ» (1977-1988 гг.):

— Возраст нашей газеты, как ни посмотри, весьма почтенный, а она за эти годы только лучше стала. Помолодела! По содержанию и по форме — просто умница и красавица. Ну не без того, конечно, что иногда (не к юбилею будь сказано!) какая-нибудь «букашка» проскочит, да кто ж на это внимание обратит? Всем известно: не ошибается тот, кто ничего не делает. Аксиома!

Судя по содержанию публикаций, посвященных юбилею газеты, и их количеству, картина становления и развития «ГК» в основном написана. Где-то акварелью, где-то маслом, а где-то и простым угольком. Но местечко для моего легкого и совершенно непритязательного мазка все-таки, я думаю, осталось.

Оглядываюсь назад: у-у-у! Сколько всего-то было-перебыло! А вспоминается сегодня только самое-самое… Для меня это «самое-самое» — работа в газете…

Догадываетесь почему? Потому что дело любимое, творчеством называется, от слова «творить», то есть «созидать». Ну, «созидать» — это уж как-то слишком пафосно звучит, а вот «творить» — самое то. Такого бывало «натворишь», что потом и глазам своим не веришь… Особенно поначалу…

Слава Богу, учителя по жизни попадались хорошие. В редакции газеты «По пути Ильича» — «старшей сестры» «Горячего Ключа» — Валентина Мартыновна Скударнова, ответственный секретарь. Гоняла она нас, будущих журналистов, а тогда корректоров, как говорится, и в хвост, и в гриву: почему здесь — тире, а там — запятая, почему сорокАдневный», но «сорокОножка» и т.д. Параллельно учила азам журналистики: не пропускать самим и обращать внимание корреспондентов на стилевые и смысловые несуразности; в каждый номер сдавать по одной «информашке» на первую полосу; вменила нам в обязанность готовить обзоры газеты за неделю и читать их по местному радио; учила писать зарисовки… Это она привила любовь к слову, устному и печатному, вкус к хорошей литературе, желание самим пробовать что-то «сотворить». Мы безмерно ей благодарны.

В редакции газеты «Горячий Ключ» таким учителем с первых дней ее существования был ответственный секретарь, впоследствии заместитель редактора, Михаил Степанович Глинистов. Я сидела с ним в одном кабинете и была невольным свидетелем происходящего. Молодые корреспонденты, без стука влетая в наш кабинет, постоянно «терроризировали» его самыми различными вопросами. И он никогда никому не отказывал. Откладывал в сторонку свою работу, внимательно читал принесенный журналистом материал, вслух анализировал его, останавливаясь на недочетах, советовал, как лучше выстроить факты, чтобы избежать логических нестыковок, как сделать более весомыми выводы и т.д. Одним словом, школу молодые журналисты (а заодно и я) прошли хорошую. И сегодня, я думаю, вместе со мною большое спасибо за науку М. Глинистову могут сказать Л. Скобелева, Н. Егорова, Г. Мамай, Л. Шадукаева, О. Кондратова, О. Гузь. И еще. Его увлеченность журналистикой, умение прекрасно владеть пером едва ли не в любом литературном жанре в значительной степени повлияли на мое решение получить второе, журналистское, образование.

В те, как их теперь называют, «застойные» времена, редакция остро нуждалась в кадрах, умеющих не только логично мыслить, но и толково излагать свои мысли на бумаге. И все же не это главная причина кадрового «голода» в только что «родившемся» «Горячем Ключе». Главной загвоздкой было отсутствие жилья и перспектив хоть когда-нибудь его получить. Иногда к нам приезжали и устраивались на работу молодые, окончившие вуз журналисты. Но, помыкавшись год-другой по съемным квартирам и поднаторев за это время в журналистике, они при первой же возможности уходили в другие издания, туда, где обещали жилье. В такой ситуации выход для нас был только один: самим «ковать» кадры из учащихся местных школ, склонных «к сочинительству», и искать таланты среди внештатников, привлекая все новых и новых людей к сотрудничеству с газетой. Так в редакции появились клуб юнкоров «Бригантина» и литературный кружок. Руководил ими и вел занятия М. Глинистов. Юнкоровская «Бригантина» регулярно выходила один раз в месяц (неплохое подспорье, не правда ли?). Я хорошо помню талантливую девочку из этого клуба — Олю Гузь. После школы она поступила на факультет журналистики в МГУ, а окончив его, вернулась к нам и некоторое время работала в газете. Так что отдача все-таки была!

В литературном кружке занимались горожане — начинающие авторы-любители прозы и поэзии. Не помню, какое время он просуществовал, но двух подающих надежды авторов запомнила — Светлану Ахмедову и Сергея Мякинина. У Сергея впоследствии вышли книги стихов, а Светлана пробовала себя и в поэзии, и в прозе. Оба довольно часто, больше, чем другие кружковцы, печатались в «Горячем Ключе», но в штат не пошли.

Заведующие отделами, корреспонденты, конечно, тоже старались привлечь к сотрудничеству с газетой внештатных авторов, и временем мы перестали так уж остро нуждаться в материалах, но журналистов-профессионалов не хватало всегда: «текучка» кадров из-за отсутствия жилья не уменьшалась.

Учеба шла и в коллективе штатных сотрудников. Редактор газеты Юрий Андреевич Скрябин ввел еженедельные планерки, на которых и учили друг друга «уму-разуму». Журналист-обозреватель готовил обзор номеров за неделю, где нужно было дать короткий комментарий наиболее значимым материалам, начиная с того, какую цель ставил перед собой автор, что из этого вышло, и заканчивая тем, стоило ли вообще ставить материал в газету. Споры иногда разгорались нешуточные. Сыпались упреки не только по содержанию публикации, но и по ее литературному «исполнению». Доставалось за казенный слог и штампы, за логические «провалы», за ошибки в цифрах и фамилиях, за откровенную абракадабру.

Итоги, конечно, подводил редактор. Мы всегда ждали этого момента в легком, скажем так, напряжении. Чаще речь его была выдержана в благожелательных тонах, но иногда звучала очень нелицеприятно. И тем не менее это было ученье, а оно, как известно — свет…

Еще мы учились у своих коллег по журналистскому цеху. В то время один раз в год практиковались зональные семинары журналистов городских газет. Мы готовили обзор, например, геленджикской газеты «Прибой» и ехали с этой «пилюлей» к ним, в следующий раз — они к нам, и т.д. Было очень любопытно и, думаю, полезно узнать, как была организована работа в другой редакции, какие важные темы мы упускаем из виду, насколько сильны коллеги в плане литературного изложения материала и макетирования полос и т.д. И всегда сохранялась интрига, чей обзор окажется лучшим, более интересным, нужным и полезным. И, конечно, более критичным! Возвращаемся домой: «И как мы их, а?» Зато в следующий раз, провожая гостей: «А как они нас…»

Но больше всего нам нравилась учеба в формате «Встреча с интересным человеком». Сколько писателей и поэтов перебывало в редакции в те годы! Лауреат Государственной премии России — писатель Анатолий Знаменский. Он был удостоен звания лауреата за роман «Красные дни», отрывки из которого мы печатали в газете задолго до того, как книга вышла в свет. По этому роману, кстати, был снят прекрасный фильм о Гражданской войне. Думаю, многим известны и такие произведения кубанского писателя, как «Ухтинская прорва», «Иван-чай», «Осина при дороге», повесть «Прометей №319»… Побывал у нас и Виктор Логинов, писатель. Наверное, многие помнят его роман «Дороги товарищей» и повесть «На то она и любовь», по которой тоже был снят художественный фильм — «Наш общий друг». Остальных (некоторых!) я лишь назову: писатели Иван Ухов и Петр Прокопов (отрывок из его повести «Бой с разворотом назад» тоже печатался в «ГК»), поэты, не раз публиковавшиеся в газете, — Кронид Обойщиков, Борис Васильев, Иван Варавва, Евгений Цыганко и другие.

Обычно мы долго не отпускали своих гостей. Интересно было узнать, как зреет замысел и появляется тема стихотворения или романа, как рождается сюжет, часто ли и по каким причинам он претерпевает изменения в ходе работы над произведением, может ли писатель материально обеспечить семью, если живет только на авторский гонорар…

Как видите, жизнь у нас была очень насыщенной, богатой на интересные встречи и события. И если не обо всех, то о многих из них мы старались рассказать нашим читателям на страницах «Горячего Ключа». А считать годы — свои ли, чужие — нужно! Чтобы не пропустить юбилей! Чтобы подвести какой-то итог. Чтобы узнать, что предложит читателям наша газета завтра.