На днях нам посчастливилось познакомиться с Анатолием Степановичем Русаковым. В редакцию «ГК» жарким майским днем он вошел решительным шагом, с одной из краевых газет в руке и возмущением в голосе. Причиной негодования пенсионера стала статья о мемориальном комплексе в урочище Поднависла.
Все вроде в ней написано правильно. Комплекс, установленный на Поклонной поляне, действительно входит в число объектов культурного наследия регионального значения и охраняется на краевом уровне. Между двумя часовнями — православной и армянской григорианской — находятся братские могилы с красными звездами, где похоронены советские бойцы — защитники Кавказа. А рядом на лавочке сидит пожилая женщина с платочком на голове — это памятник той самой легендарной героине Аршалуйс Киворковне Ханжиян — хранительнице вечного сна павших солдат.
Статья иллюстрирована несколькими фотографиями, и вот как раз подпись под одним из снимков вызвала возмущение нашего читателя. Из нее следовало, что только в 2000 году в Поднависле был открыт мемориал в память о погибших.
— А что же здесь было раньше, — спрашивает нас Анатолий Степанович? — Ведь не на пустом же месте установили обелиск?
Как оказалось, первый памятник павшим защитникам Кавказа здесь появился еще в далеком 1983 году. А одним из тех, кто устанавливал его, как раз и был наш новый знакомый. Анатолий Русаков в те годы работал управляющим местного отделения совхоза «Дивногорского».
— Алла Николаевна Клитная, третий секретарь горкома, пригласила меня в кабинет и поручила сделать памятник в урочище Поднависла. Встреча наша произошла 2 января, а работу я должен был сдать уже 19 января. Такая срочность была вызвана тем, что близился 40-летний юбилей освобождения Горячего Ключа от немецко-фашистских захватчиков, — рассказывает Анатолий Русаков. — Дала она мне альбом, чтобы выбрать подходящий вариант памятника, и стали мы его изучать да прикидывать, какой можно сделать, чтобы и время сэкономить, и выглядел он достойно. Выбрали простой и строгий монумент. Быстренько посчитав расходы, я сказал, что потребуется для благоустройства поляны 10 машин гравия и три погрузчика. Тут же начали мы подготовку территории. Вся Поклонная поляна была в сорной траве, кустах, зарослях колючки. Чтобы ее очистить, усиленно потрудиться пришлось двум бригадам отделения совхоза. Та, что находилась в селе Безымянном, работала до обеда, а та, что в селе Фанагорийском, — после.
Каждый метр поляны женщины очищали тяпками и руками. Я все это видел лично, так как все время находился вместе с ними.
Дороги на Поднавислу тогда тоже, можно сказать, не было, а имелась сплошная яма от Фанагорийки до урочища, что тоже очень затрудняло работу.
Для того чтобы сделать памятник, использовали четыре бетонные плиты перекрытия. Их установили, выполнили отделку монумента и на нем установили надпись металлическими буквами «Бессмертен твой подвиг, советский солдат».
С заданием секретаря горкома Анатолий Степанович и его подчиненные справились точно в срок, и памятник этот просуществовал с 1983 до 2000 года, когда на его месте установили новый монумент. Кстати, слова, как наследие, того, первого, обелиска были нанесены и на новый монумент. Еще одну неточность заметил пенсионер в статье. Журналист написал, что похоронена Аршалуйс вместе с солдатами, а на самом деле могила ее находится в отдалении от братского захоронения, она упокоилась рядом со своими родными.
Нам Анатолий Степанович признался, что вовсе не жаждет снискать себе славу автора первого монумента, просто хочет, чтобы все было честно, чтобы люди знали правду. Ведь сколько лет прошло и сколько всего изменилось. В конце этого года он отметит свой 85-летний юбилей. Многих из тех, кто участвовал в работах по установке памятника, уже нет в живых, это уточнение будет данью памяти для них, ну а те, кто еще жив, просто порадуются, что их труды не остались незамеченными или забытыми.