Ау, компенсации!

В редакцию газеты обратились читатели с просьбой разъяснить, почему изменился размер компенсации за оплату жилищно-коммунальных услуг. Напомним, эта мера социальной поддержки от государства предназначена для малоимущих граждан.

Компенсация расходов на оплату коммунальных услуг производится в размере 50% от объема потребленных коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов их потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке.

Прокомментировать ситуацию мы попросили руководителя управления социальной защиты населения в городе Горячий Ключ Анатолия Тищенко:

— Действительно жители сейчас чаще стали к нам обращаться с вопросами по выплатам компенсации. Хочу отметить, что по каждому отдельному случаю, по каждой отдельной квитанции мы даем тщательные разъяснения. Рассказываем, почему сумма в разные месяцы отличается, и где-то начисляется больше, а где-то меньше.

Согласно Законам Краснодарского края № 1070-КЗ от 28 июля 2006 г. «О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и от 15 декабря 2004 г. № 808-КЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края», льготным категориям граждан до 1 мая 2019 г. предоставлялась компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг, определяемых из нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных в порядке, установленном законодательством РФ.

Законом Краснодарского края от 11 февраля 2019 г. № 3959-КЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Краснодарского края «О компенсации жителям Краснодарского края расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» и в Закон Краснодарского края «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края» в Закон Краснодарского края № 808-КЗ внесены изменения, согласно которым с 1 мая 2019 г. компенсация расходов на оплату коммунальных услуг предоставляется в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов их потребления, утверждаемых в установленном законодательством РФ порядке.

Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае, утвержден постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 г. № 811 (далее — Порядок).

Поскольку в Краснодарском крае компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется авансовым платежом в текущем месяце, а не по факту понесенных расходов по их оплате, компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в соответствии с пунктом 7 Порядка назначается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по тарифам (ставкам), утвержденным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 8 Порядка компенсация расходов на оплату коммунальных услуг подлежит перерасчету исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов их потребления, утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, на основании сведений, полученных управлением социальной защиты населения от жилищно-коммунальных организаций.
Граждане вправе самостоятельно представить сведения, подтверждающие оплату за коммунальные услуги, рассчитанную исходя из объема потребленных коммунальных услуг, определенных по показаниям приборов учета.

Излишне выплаченные гражданам суммы компенсации расходов на оплату коммунальных услуг засчитываются в счет компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, назначенной им на последующие месяцы исходя из нормативов потребления.

Учитывая изложенное, в случае, если льготник потребляет коммунальные услуги ниже установленного норматива потребления, компенсация расходов по их оплате ему пересчитывается в размере 50 процентов от оплаты, начисленной из объема фактически потребленных коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, как предусмотрено действующим законодательством, в том числе с учетом стоимости доли объема потребленных коммунальных услуг, приходящихся получателю компенсации с учетом всех зарегистрированных граждан в жилом помещении.

Излишне выплаченная сумма компенсации расходов на оплату коммунальных услуг, например, за март 2021 года засчитывается в счет компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в мае 2021 года, за апрель 2021 года — в июне 2021 года, за май 2021 года — будет засчитана в июле 2021 года и т.д.

Еще раз в упрощенной форме объясним механизм начислений. Сначала мы платим человеку аванс по социальной норме, в положенном ему объеме. В следующем месяце от ресурсоснабжающих организаций мы получаем данные о том, сколько он фактически потребил, и затем делаем перерасчет. Мы обязаны компенсировать 50 процентов от потребленного, но не больше чем предусмотрено социальной нормой. Сейчас отопительного сезона нет, а значит, компенсация за отопление не выплачивается, вот еще одна причина уменьшения суммы.

Чтобы людям было понятнее приведу пример. Допустим, по социальной норме мы должны заплатить человеку компенсацию за пять кубометров воды. Предположим, что стоимость одного — 100 рублей. Итого, в марте мы заплатили 500 рублей. А в апреле от коммунальщиков пришли данные о том, что человек израсходовал всего два куба воды. В этом случае ему положена пятидесятипроцентная компенсация — то есть за один куб. Мы должны были ему заплатить всего 100 рублей, вместо 500. Значит, 400 были переплачены, мы должны будем их удержать из последующих начислений.

Таковы особенности авансовой системы. Возможно, в перспективе властями будет принято решение о начислении компенсации «по факту», но когда это случится, точно пока не известно.