Как я промчалась по Крымскому мосту

Чувство гордости за нашу непобедимую Россию, за доблестных строителей, за их высочайший профессионализм! Все это автор этих строк испытала на себе, промчавшись с друзьями по Крымскому мосту, соединившему материк с нашенским полуостровом Крым.

Живет такой парень
А за пять лет до этого, как сейчас помню, 16 февраля 2016 года, ехала из Горячего Ключа на поезде «Сочи — Нижневартовск» отпраздновать юбилей своей сестры. Плацкартный вагон был на удивление пуст. Причина стала понятна, когда в Краснодаре во время двадцатиминутной стоянки вагон буквально заполонили молодые мужчины.

Причем все словно на подбор — статные, плечистые, с горящими, словно у комсомольцев семидесятых, глазами. Шум, гвалт, шутки-прибаутки. Сразу же начали накрывать общий стол: видно, что ребятушки изрядно проголодались. Спросила их:
— Откуда же вы такие хорошие и в таком несметном количестве?
— Мы — строители Крымского моста. Едем с очередной вахты домой.

Как водится в дороге, разговорились.
— Это настоящий мост дружбы народов, — сказал один из моих попутчиков. — Кого только среди нас нет. Ребята и из Ростова, и с Рязанской, Липецкой, Волгоградской, Саратовской областей, и из Мордовии, Татарстана, Бурятии, Сибири, с Алтая. Есть мужики, закаленные БАМом. Такая вот международная стройка получилась. Будем все по ходу следования поезда выходить. А самые дальние — из Якутии.
— Что интересно, — добавил другой парень, — что обратно этот поезд пойдет с вахтовиками, наоборот, едущими домой с северов. Такой вот круговорот вахтовиков в природе.

Мужчины рассказали, что все они женаты, у всех есть дети. Кроме разве что Юрика. И указали на молодого человека, примостившегося на боковушке.
— Ну а вы что же от товарищей отстаете?
— В моем районе, там, где я живу, работы особо нет. А ту, что есть, по сути, «оккупировали» мигранты-азиаты. Вот и приходится ездить работать вахтами. Какая жена такое потерпит? Так и живу — ни семьи, ни дома. Но вторая половинка у меня есть. А на строительстве Крымского моста работаю с удовольствием. Будет о чем потом своим потомкам рассказать.

Спросила в разговоре Юрия, а какой, интересно, у него любимый фильм?
— «Живет такой парень», — как ни странно, приятно удивил меня он. Фильм-то моего любимого Шукшина старше Юрия примерно в два раза.

Сдавали меня и мой большой торт строители Крымского моста на станции с рук на руки изумленной сестре и ее мужу чуть ли не всем вагоном.

Как много в этом слове для сердца русского слилось…
И вот короткое шумозащитное ограждение справа, а вот и синенький указатель сверху — «Крымский мост»… Когда его показывали по телевизору, и мы видели над гладью моря эти белоснежные арки, напоминающие изогнутые лебединые шеи, казалось, что это где-то на другой планете! И вот мы максимально медленно, постоянно сбрасывая газ, а то и притормаживая, наслаждаемся буквально каждой секундой нашего долгожданного продвижения по этому фантастическому сооружению.

«Как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось!» — декламирую я что есть мочи пушкинские строки. Дорога комфортная, с большой обочиной, потоки разделены, барьерные ограждения. Деформационные швы не чувствуются. Информационные сообщения с режимами скорости выполнены на специальных арках, они яркие, их видно издалека.

Вспоминаю, как выбирали имя для моста. Крымский, Дружбы, Воссоединения, Тузлинский, Керченский… Мы с друзьями голосовали за мост Дружбы. В голосовании участвовало где-то около 400 тысяч россиян. С большим отрывом победил «Крымский мост».

А вот какой интересный факт, о котором узнаю чуть позже от керченских друзей. Количество дельфинов здесь увеличилось чуть ли не в десять раз. Дело в том, что на сваях моста расплодились моллюски и разные водоросли, они привлекли кефаль, ставриду, барабульку, а рыба приманила в эти места дельфинов.

Мост работает круглосуточно. Максимальная скорость 90 километров в час, останавливаться и превышать скорость не разрешается. Мы же, наоборот, старались замедлить скорость, чтобы продлить удовольствие. Никакой вибрации и шума не ощутили, хотя украинские СМИ утверждали обратное и вообще пытались изгаляться, как только могли.
Мало того что мы были под впечатлением и от моста, и от арок, и вообще, так впереди, за плавным спуском дороги показался Крым! Это ли не сказка, аж сердце пуще прежнего забилось! Лично меня больше всего впечатлила белоснежная арка, под которой проплывали сухогрузы и катера. Захватывающее зрелище! Кстати, появилась даже народная примета: загадать на этом месте желание и оно непременно исполнится. Загадала. Исполнилось.
Крым нашенский!

Оказалось, что очень соскучилась по Крыму, как по чему-то, вернее, кому-то живому, своему, родному. Ведь прошло с тех пор, как была там последний раз, пятнадцать лет.

В 2006 году мы с мужем, трудясь на Крайнем Севере, приобрели за свой счет путевки в санаторий Министерства обороны Украины в городе Феодосии. Как раз ровно через месяц после того, как феодосийцы, взявшись за руки, не пустили корабли НАТО в родной город. Всю неделю из Украины тогда доносились известия с театра боевых действий — в Феодосии мирные граждане, практически партизаны, блокировали высадку вражеского десанта — войск блока НАТО. Люди разбили палатки на берегу, круглосуточно дежурили, даже забросали камнями автобус с натовскими офицерами. Как же мы гордились феодосийцами и жителями других городов, приславших сюда свои отряды!
Само решение о высадке американских военных с бульдозерами и подъемными кранами в Крыму было принято, как говорят на Украине, «тихесенько-тихесенько» — в отсутствие избранного парламента, которому по новой украинской системе власти и принадлежит право принимать такое решение.

Горсовет объявил Феодосию «территорией без НАТО». Местные жители заблокировали все выезды из порта и потребовали от властей объясниться: для чего американские военные высадились на украинской территории и что за груз привезли с собой. Официальной версии — американцы приехали на учения — в Феодосии никто не поверил.
Как нам рассказала наш лечащий врач, санаторий Минобороны Украины в эти дни из здравницы превратился в санаторий строгого режима. Здесь жили полторы сотни американских солдат. За ворота им выходить категорически не рекомендовалось — у входа дежурил круглосуточный пикет.

С журналистами американцам общаться запрещалось. Целыми днями НАТОвские вояки подметали территорию санатория. По утрам — занятия по русскому языку. Посещение этих уроков для них было обязательно. Американским солдатам свыше намекали: они пришли сюда надолго, и язык потенциального противника нужно знать.

Познакомилась в санатории с юной девой, дочкой какого-то высшего украинского чина, работавшей в пресс-службе правительства незалежной. Сколько же ненависти было в ее словах по отношению к России! Очень много отдыхало в санатории стареньких украинских генералов и западенцев, с которыми мне, как журналисту, тоже было любопытно пообщаться. А еще взяла для своей газеты интервью у капитана первого ранга из Севастополя со славной такой фамилией Мужичков. Когда-то, во второй половине 60-х годов прошлого столетия, он сопровождал по Севморпути караван военных судов для укрепления отдаленных рубежей России, в том числе и для прописки одного из них в Магадане.

А еще опять-таки от нашего доктора узнали, что в это время, пока мы отдыхаем, «девушка с косой» Юлечка Тимошенко делает все возможное и невозможное, чтобы выкупить санаторий Минобороны Украины вместе с большой парковой санаторной зоной в личную собственность…

18 марта 2016 года, как именины сердца

А в Керчи мы с семьей вообще были несколько раз кряду, обходили пешком чуть ли не все степное побережье в районе села Курортного, что под Керчью. И даже отдыхали с сыном в Войково на базе отдыха опять-таки военного судостроительного завода, но тогда уже бывшего — керченские друзья похлопотали насчет бесплатных путевок. Свою принадлежность к Украине друзья, как в целом и все крымчане, тогда воспринимали иронически.
Надо ли говорить, как они радовались и ликовали, когда 18 марта 2014 года Крымский полуостров стал неотъемлемой частью России, а Республика Крым и город Севастополь — субъектами Российской Федерации. И мы все, начиная от самых крайних точек Северо-Востока до многонациональной Кубани, ликовали вместе с крымчанами. Это были просто именины наших сердец!

Но вернемся к Крымскому мосту, соединившему Керчь и Тамань. Вы только вдумайтесь в эти цифры! Его длина — 19 километров. А стоимость превысила 228 миллиардов рублей. Над проектом трудились больше 15 тысяч рабочих из 180 компаний со всей страны. Для строительства было использовано 6500 свай, около 9 млн тонн материалов, 595 опор и 160 тысяч тонн металлических пролетов.

Сначала в 2018 году открыли автомобильную часть. Спустя год — железнодорожную. И сейчас Крым бьет рекорды по туристическому потоку за весь постсоветский период. В два с половиной раза увеличилась среднемесячная интенсивность грузоперевозок между материком и полуостровом. Подчеркивает значимость моста даже ночная подсветка. Он светится в цветах российского триколора.

Опять-таки вспомнила, как мы в течение нескольких часов на Керченской переправе ожидали своей очереди на паром как раз вместе с колонной «Ночных волков», ехавших на очередной Крымский фестиваль. И как нас на жаре долго мурыжили украинские пограничники… А тут всего каких-то двадцать минут, и мы, переехав мост, очутились в нашенском Крыму.

И кот Мостик — пушистый талисман стройки века
А главным «прорабом» стройки века стал рыжий кот Мостик. У него даже на морде написано — я вам не какой-нибудь там умилительный котик, я серьезнее всех серьезнейших начальников. За время стройки какой он только техникой не порулил, даже мощным электровозом. Кот и странички вел в социальных сетях, где рассказывал о буднях и праздниках стройки века, отмечая, что шпалы, на его взгляд, похожи на шпроты в банке. Мостик и меню строителей, давших ему кличку, в столовой оценивал.

От самого начала и до победного конца вела дневник строительства моста-гиганта друг «Горячего Ключа» и неутомимый главред славной газеты «Тамань» Елена Иовлева, с которой душевно общаюсь уже без малого двадцать лет. Вот только несколько впечатляющих выдержек из ее дневника. Без них мой рассказ будет неполным.
«29 апреля 2016 года. По дороге к строящемуся мосту мчались грузовики. В одну сторону — с песком и трубами, другие — пустые со строительных площадок в очередной рейс за грузами. Масштабы строительства впечатляют: все вокруг меняется мгновенно, везде много техники, без остановки кипит работа на всех участках. Там, где еще недавно были поля, строятся дороги и ливневки.

С высоты хорошо виден крымский берег, на который через два года можно будет попасть без труда. По дороге к строительным площадкам увидели дельфинов. Они подплыли очень близко к берегу. Добрый знак! Значит, они тоже за стройку, не оставляют родной берег. По пути из окон смотрели, как изменились эти тузлинские места. Позади оставались озера, заброшенные домики, где когда-то жили керченские рыбаки и отдыхали их семьи».
«23 марта 2017 года. Строительство ведется постоянно, одновременно на нескольких участках. Масштабность стройки можно оценить уже на подъезде к КПП с площадки у мемориала «Пушка Лендера» — памятника морякам-десантникам на Таманском полуострове. Вся стройка как на ладони, видны линии будущего моста. Рядом с железобетонными объектами моста чувствуешь себя муравьем. Куда ни посмотри, высоченные подъемные краны. Кажется, мост живет своей собственной жизнью, с каждым днем разрастаясь все больше. А возле КПП нас ждал кот Мостик — пушистый талисман стройки века».

«16 мая 2018 года. Корреспонденты газеты «Тамань» приехали к мосту в два часа ночи и там ожидали сигнала к открытию движения. Многие вели в соцсетях прямые трансляции на кадрах, снятых участниками, видно, что за несколько минут до открытия движения колонны желающих выехать на мост растянулись на несколько километров. Принять участие в открытии, судя по госномерам транспортных средств, съехались со всей страны. Приехали также многочисленные журналисты федеральных и региональных изданий, блогеры. В открытии вместе с рядовыми водителями приняла участие официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.

Движение по мосту открылось в 5.30 по московскому времени. Поток машин из Керчи и Тамани встретился на судоходной арке. Со стороны Кубани колонну возглавили жители Темрюкского района. Не передать эмоций, когда мы увидели встречные автомобили из Керчи. Водители приветствовали друг друга длинными гудками. Это огромное событие, стройка века для Темрюкского района. Мы жили этим мостом, переживали, а наша газета «Тамань» освещала все знаковые моменты строительства от начала и до сегодняшнего дня».

Ну, а мне, испытавшей и продолжающей испытывать на себе несоизмеримое чувство гордости за наше родное Отечество, вернувшее россиянам Крым, а теперь еще и признавшее ДНР и ЛНР, остается пожелать вам, дорогие читатели, непременно проехать по Крымскому мосту, кто еще этого не сделал, и ощутить на себе все его величие! И скорейшего любимой России победного окончания спецоперации по зачистке нацисткой нечисти в Украине!

Ирина Нефедова