Из полкового двора в горскую саклю

К 85-летию краснодарского края

Яркая программа «Ночи музеев» привлекла к акции внимание людей с разными интересами. Одни пришли для того, чтобы послушать лекции по истории или генеалогии, другие — почувствовать веяние ветра странствий, с которым хорошо знакомы городские любители путешествий из местного отделения Русского географического общества, а третьих привлекла возможность побывать на полковом дворе, построенном по образцу 1865 года.

Городской исторический музей — один из самых молодых в крае. Тем не менее в свои 22 года он может похвастаться внушительной коллекцией уникальных раритетов, имеющих огромную историческую ценность. Фонды музея продолжают пополняться новыми артефактами, подаренными жителями города.
Есть у учреждения и друзья, которые оказывают ему активное содействие в реализации масштабных исторических проектов. И, конечно же, сотрудники учреждения, открывая акцию, в первую очередь выразили признательность своим помощникам. Благодарственные письма из рук директора музея Галины Войло в этот день получили Светлана Безух, Ольга Пашкова, Александр и Инга Семеновы, Арсен Татульян, Светлана Дейнега, Наталья Негребова, Николай Пахомов.

За активное участие в экспозиционно-выставочной и проектной деятельности поблагодарили Бориса Филь. Городской предприниматель и депутат к тому же является потомком первопоселенцев Горячего Ключа. Вместе с Галиной Войло он открыл мемориальную доску, посвященную казачьему генерал-лейтенанту Ивану Диомидовичу Попко, который, будучи командиром Псекупского конного полка, в 1864 году открыл в Горячем Ключе первую экспозицию горского быта. И именно его имя теперь носит наш исторический музей. Первый шаг на пути к этому событию был сделан еще в 2014-м, когда родился ставший одним из самых масштабных проект «Возрождение Псекупского музеума». Сегодня при поддержке Президентского фонда культурных инициатив в Горячем Ключе реализуется его очередная часть — «Первый музей на Кавказе».

Двор полка
Не зря девизом акции был выбран слоган «Больше чем музей». В Горячем Ключе с ним никто бы не поспорил. Верно это утверждение и в буквальном смысле.

Наш музей действительно стал больше. Территория, занятая под экспозиции, увеличилась почти на треть за счет создания нового зала под открытым небом. И что-то подсказывает, что станет он очередной достопримечательностью Горячего Ключа и местом притяжения как туристов, так и городских любителей истории.

Очередным шагом увековечивания вклада казачьего генерала в развитие музейного дела стало открытие полкового двора и черкесской сакли. Точно такую же в 1865 году казаки приспособили под экспозицию предметов быта горцев.
«Ночью музеев» новая интерактивная площадка открыла свои двери для посетителей. Гости оценили масштаб реконструкции. Во дворе разместилось все, что было необходимо казаку позапрошлого века. Сразу у входа — скамейка, выполняющая роль верстака с инструментами. Каждый из предметов — «поживший», готовый рассказать свою историю. А вот рядом с рубанками — кованые гвозди в деревянном черпаке. Все так, будто хозяин всего этого мастерового добра отошел на минутку и скоро вернется.

Чуть дальше загородка для домашнего скота. Из кормушки выглядывает морда дикого кабана. Чучело животного здесь разместили, во-первых, для того чтобы показать, что казаки, прибывшие сюда в XIX веке, могли содержать диких свиней на подворье. Во-вторых, можно предположить, что в это время и представители адыгских племен также употребляли в пищу такое мясо, потому что ислам в их среде распространился гораздо позже, и большая часть черкесов исповедовала христианство и язычество.

В центральной части двора — крытый соломой навес, а под ним развешены на просушку листья табака. Они тоже настоящие, выращенные на огородах местных жителей в декоративных целях. Кстати, Горячий Ключ до сих пор носит статус самой северной территории культивирования табака.

Под навесом установили широкий стол, в центре которого расположился блестящий самовар, а по бокам — длинные лавки. Рядом настоящая действующая печь, на которой можно хоть сейчас сварить обед для всего полкового люда. Весь вечер в ее топку подкладывали дрова, а на железной плите в настоящем чугунке кипела вода. Чуть дальше в глубине двора у плетня разместилась рукотворная деревянная тачка и фигурки из сена. В компанию к ним отлично вписался улей, сделанный из ствола дерева, и колодец с настоящим латунным тазом родом из XIX века (а может, и старше). Гости с интересом разглядывали детали убранства дворика, а тем временем сотрудники музея погружали их в прошлую эпоху, рассказывая о событиях, способствовавших созданию первой экспозиции древностей в Горячем Ключе, да и на всем Кавказе.

— История создания Псекупского музеума началась с 1864 года, когда на землях адыгских селений стали появляться первые казачьи станицы. Первопоселенцы увидели здесь оставленные черкесами жилища — сакли, а в них предметы быта и сельскохозяйственные орудия. Какие-то из этих найденных вещей они выбрасывали за ненадобностью, а другие использовали в быту. Командир Псекупского конного полка Иван Диомидович Попко задался целью сохранить память о народах, проживавших здесь ранее. В своем письме, адресованном начальникам станиц, он обращался к ним с просьбой: следы, оставленные абадзехами и шапсугами (адыгскими племенами), не истреблять, а передавать в его штаб-квартиру, расположенную в ст. Ключевой (ныне это часть Горячего Ключа). Иван Попко отмечал, что благодаря сохраненным предметам можно изучать культуру горцев и передавать эти знания следующим поколениям. В 1865 году при описи построек в полковой штаб-квартире числилась черкесская сакля, служащая музеем для горских предметов, — рассказывала Юлия Лысенко, заведующая отделом экспозиционно-выставочной деятельности городского исторического музея.

Добро пожаловать в саклю
Черкесское жилище, сделанное по примеру стоявшей когда-то в полковом дворе сакли, назвать реконструкцией язык не повернется. Это скорее клон, выполненный руками сотрудников музея по старинным методам, с использованием аутентичных материалов и минимальным применением современных технологий. Даже гвозди в основном использовались кованые, в лучших традициях старинного зодчества.

— Из архивных материалов мы знаем, что сакля, привезенная на полковой двор в ст. Ключевую, была рубленой, размером четыре на семь аршинов (аршин равен 71,12 см). Наша — такая же по площади и тоже состоит из грубо отесанных (по технологии XVIII века) бревен, когда еще не было ни пилорам, ни деревообрабатывающих станков, — рассказывает научный сотрудник музея Сергей Безух. — Применяли мы и другие методы из прошлого. Вот, например, щели между бревнами горцы замазывали глиной, это позволяло уберечься от сквозняков и холода. Чтобы дерево не гнило и не подвергалось порче жучками-древоточцами, дома белили известью, она же служила для дезинфекции как внутри строения, так и снаружи. Все это мы также воспроизвели. Крыша сакли реализована в дерновом исполнении. Толстый слой глины и земли, поросшей травой, служит кровлей. Это хорошая защита зимой от мороза, а летом от жары.

В сакле прекрасно решена система водоотведения и гидроизоляции. Прослужить она может долго. Уверяю вас, и через 10 лет, когда вы придете на полковой дворик, сакля предстанет в неизменном виде.

Наконец двери сакли открыли для посетителей. Габариты жилища не позволили сразу войти в него всем желающим. Горцы жили скромно и количеству квадратных метров предпочитали энергоэффективность. Маленький домик, как известно, обогреть проще, да и не нужны были хоромы людям, считавшим главной ценностью природные дары и проводивших в домах минимальное количество времени. Интерьер аскетичный. У входа — небольшая печка, у единственного маленького окошка — стол, также сколоченный вручную. На нем длинная черкесская сабля ардынского типа XII-XIV веков, она использовалась для конных сражений. У стены — большой сундук, а на нем коллекция окаменелостей. Сотрудники музея воссоздали интерьер не горской сакли, а первого музея, каким он был в 1865 году.

То есть будут воспроизведены три его отделения: минералогия, палеонтология и этнография. Со временем экспозиция продолжит наполняться, добавятся полки с экспонатами, например минералами, которые казаки могли найти в здешних местах.

Как отмечали посетители, даже запах в сакле был особенным, не как в современных новостройках. Пахло глиной и побелкой. Стоит отметить, что особый восторг сакля вызвала у самых юных посетителей полкового двора. Дети чувствовали себя на площадке как дома, видимо, они быстрее остальных прониклись исторической атмосферой. Да и в отличие от большинства выставочных экспонатов все убранство полкового двора можно было трогать, чем малыши не преминули воспользоваться.

Детей в этот вечер было много и в залах. Это добрый знак, отметили музейные работники, раз сейчас они ходят с родителями, значит, и когда вырастут, не потеряют интерес к истории родного города.
Еще большую любовь малышей завоевали теневым театром. В одном из залов музея ребят ждало удивительное представление по мотивам мордовской сказки «Как собака друга искала». Его разыграли актеры театральной студии

«Трамплин», работающей при отделе молодежной политики.
Все действо происходило на подсвеченном экране, где мелькали теневые фигурки персонажей. Мастерство озвучания впечатляло. Когда представление завершилось, дети аплодировали так, что казалось, отобьют себе все ладони.

Еще один масштабный проект, который сейчас реализуется в городском музее — «Родословное древо Горячего Ключа». В его рамках исследованы истории семей первых поселенцев — казаков, обживавших долину Псекупса начиная с 1864 года.

Не теряйте корни
Проект был задуман в 2018 году как повод собрать по крупицам историю города на основе человеческих судеб. Со временем стали откликаться люди, потомки первопоселенцев Горячего Ключа, которым была небезразлична история своих корней. Примечательно, что письма и звонки поступали не только от местных жителей, но и из других регионов России. В 2021 году проект получил поддержку от Фонда президентских грантов совместно с поисковым отрядом «Волчьи Ворота». За четыре года собрали более ста родословных первопоселенцев станицы Ключевой и местечка Горячий Ключ, накоплен богатейших фотоматериал.

На его основе было разработано художественное оформление родословных деревьев, проведена выставка, ставшая культурным событием для нашего города. А за два дня до «Ночи музеев» этот проект завоевал второе место во Всероссийском конкурсе «Музей в городе N…» Всего в этом творческом состязании приняло участие 94 муниципальных музеев России. Как рассказала автор проекта, главный хранитель фондов музея Неля Кадырова, работа в этом направлении продолжается, и количество исследуемых родословных увеличивается.

«Дотянуться до горизонта»
Вечер продолжился одновременно в двух локациях. Внутри залов проводилась интересная обзорная экскурсия, а на полковом дворе стал собираться клуб путешественников и тех, кто хотел бы к ним примкнуть.
Члены местного отделения Русского географического общества имени А.В. Твердого поведали гостям акции о своих увлекательных экспедициях. Полуторачасовая беседа включала просмотр видеороликов и фотографий, снятых во время походов. К тому времени уже стемнело, и материалы демонстрировались на большом экране. Когда речь зашла о Кошачьей пещере, зрителям передали сталактит, спиленный краевыми исследователями в одной из пещер Северного Кавказа.

Кстати, поводом для этой встречи послужил 10-летний юбилей городского отделения РГО, названного в честь известного краеведа, ученого и путешественника Александра Твердого. Он же был человеком, открывшим Кошачью пещеру, а его последователи из нашего географического общества измерили ее и создали точное описание этой природной достопримечательности. Также на встрече состоялась презентация книги Игоря Воробьева «Дотянуться до горизонта».

Автор — действительный член РГО, научный сотрудник городского исторического музея, опытный исследователь и путешественник, автор палеонтологического атласа-путеводителя «Поиск ископаемых на Северо-Западном Кавказе» и других изданий по палеонтологии и географии. Новая книга, несомненно, заинтересует тех, кому надоела бесконечная суета обыденности. Она повествует об испытаниях силы и духа, раскрывает самые интересные и удивительные моменты, связанные с путешествиями людей, увлеченных туризмом. «Дотянуться до горизонта» написана простым языком с изрядной долей юмора, присущего автору.

Всего же на счету Игоря Воробьева пять книг. Некоторые из них можно приобрести в музее. В ходе акции многие участники встречи получили свои экземпляры издания из рук автора. В их числе была и Жанна Бондарь. Она активно участвовала в беседе, задавала вопросы и в завершении вечера полностью утвердилась в своем желании присоединиться к команде городских путешественников. Жанна живет в Горячем Ключе всего год, по профессии она экотренер, проводит занятия со школьниками, прививая им осознанное отношение к окружающему миру. С нами она поделилась своими впечатлениями от горячеключевской реализации «Ночи музеев»:

— Первый раз в жизни я присутствовала на такой акции. Очень понравилась. И я готова признаваться вашему музею в любви. Он очень уютный и вместе с тем содержательный. Здесь работает совершенно потрясающий коллектив. Лекции были удивительными. От «Ночи музеев» осталось ощущение праздника. И не только у меня. Сегодня людей было много, причем они шли на акцию целыми семьями. Желаю музею Горячего Ключа дальнейшего процветания, новых интересных открытий, больше благодарных посетителей и чаще проводить праздники, приобщающие людей к культуре и разжигающие интерес к истории родного города.

Елена Слипченко