О чем молчит барельеф?

К 85-летию Краснодарского края

История питьевой галереи. Под покровительством Флоры и Фауны

Питьевой галерее исполнилось 45 лет. Главная бальнеологическая жемчужина курорта, несмотря на «ягодный» возраст, все так же юна и свежа. И как тут не поверить в целебную силу минеральных вод?

Как и прежде, сюда стекаются потоки туристов, жаждущих напитаться силой курорта, почувствовать приятные оттенки 104-й и 58-й вод и взбодрить рецепторы самой неожиданной по своим вкусовым качествам сероводородной 21-й минералкой. Всем рада наша питьевая галерея, со всеми щедро делится она силой источников, угощая водой сотни человек в день. И, кажется, так было всегда, но это впечатление ошибочное. Курорт не сразу строился. Были в его истории разные этапы. Давайте вернемся к истокам развития бальнеологического дела в Горячем Ключе и попробуем воссоздать его летопись.

Ярче всех звезд
Народы, населявшие северные отроги Кавказского хребта, еще более 2000 лет тому назад применяли Псекупские воды для лечения. Они поправляли здоровье, располагаясь в нишах естественных каменных ванн. Об этом говорят артефакты, найденные при очистке одного из источников: медные монеты двухтысячелетней давности, наконечники стрел, бусы и другие предметы, по всей вероятности, приносимые в жертву духу источника. При раскопках было обнаружено много греческих монет, датируемых шестым веком нашей эры, и посуды, как примитивной каменной, так и изящной византийской.

Много теплых взволнованных слов сказано и написано об этих прекрасных местах в разное время.
«Ярче всех звезд в небе — утренняя звезда. Лучше всех на земле — долина синеглазого Псекупса!» — пели адыгские сказители.

Такую же высокую оценку целебной силе вод дали первопоселенцы, приехавшие осваивать эти земли.

Первый бювет
— В 1913 году на берегу Псекупса, напротив конторы Псекупских минеральных вод, было обнаружено просачивание воды, покрывающей камни ржавым налетом, — рассказывает Юлия Лысенко, сотрудница городского исторического музея. — Предварительный анализ указал на большое содержание поваренной соли, а также наличие сернистого железа и сероводорода. Осенью того же года руководство курорта приступило к каптажу (то есть выводу на поверхность) этого источника. Траншею пришлось опустить на 4,5 аршина, до уровня воды в реке. В западном ее конце была захвачена маленькая струя соленой воды без запаха сероводорода и без черных сернистых отложений в глине. В восточном — другая такая же струя с заметным запахом сероводорода. В совокупности они давали всего 90 ведер в сутки. Оба родника обрамили в каменную кладку, оштукатуренную цементом. Над всем сооружением устроили четырехскатную крышу. Таким образом источник принял надлежащий вид. Все работы были окончены в конце мая 1914 года.

Так появился первый в Горячем Ключе капитальный питьевой бювет. Назвали его Юбилейным, так как освятили солено-серно-щелочной источник в день празднования 50-летия Псекупских минеральных вод, 8 июня 1914 года.
Вода исправно вытекала из крана, но однажды в начале июля иссякла. Тогда пришлось открыть дверь внутри источника: все, по-видимому, было в исправности, но уровень воды в сборном бассейне не доходил до исходящей трубы, а между тем по наружной канаве вода текла приблизительно в том же количестве. Отложив точное исследование до конца сезона, у дверей в источник поставили сторожа, который «черпал воду особой кружкой из сборного бассейна». Осенью при проверке оказалось, что вода начала просачиваться между дном источника и полом траншеи. В дальнейшем образовавшаяся промоина была заделана.

Целебный треугольник
Согласно данным гидрогеолога Николая Игнатовича, до 1927 года каптаж Юбилейного источника «состоял из водосборной полукруг-лой галереи, заложенной в насосах». Посредине имелся «сборный колодчик, из которого вода была выведена в разборную шахту». Отмечалось, что данный источник отличался «непостоянством дебита и состава вследствие влияния как поверхностных, так и грунтовых вод», а также регулярно подвергался «затоплениям, опреснениям и пр.» Остатки фундамента первого бювета можно увидеть и сегодня на берегу Псекупса. Они имеют форму полусферы.

В конце 20-х годов прошлого столетия, после проведения гидрогеологических разведочных работ в районе Юбилейного источника, был выведен целый ряд новых минеральных струй, среди которых в 1927 году — № 20, в 1928 году — под номерами 21 и 58. Эти буровые скважины дали самотек и стали в тот момент «главными питьевыми минеральными источниками, дающими соляно-щелочную воду, каждая с особым оригинальным солевым составом».
Николай Игнатович отмечал, что «по своему местоположению эти буровые образуют треугольник». И выдвинул предложение, что «в центре его весьма удобно соорудить павильон с небольшой шахточкой-резервуаром на 1,5 м ниже уровня поверхности земли и подвести к нему все три струи». Тем самым, отмечает ученый, «местоположение бюветов будет обустроено вдали от берега реки Псекупс и не будет, подобно каптажу Юбилейного источника, подвергаться затоплениям».

В дальнейшем предложения ученого были учтены, и в середине 1930-х годов построили новый питьевой бювет, куда подвели гидрокарбонатно-хлоридно-натриевые источники под номерами 20, 21 и 58, а после бурения в 1961 году скважины 104-р и ее воду.

В 1936 году курорт Горячий Ключ стал питьевым и начал принимать отдыхающих с желудочно-кишечными заболеваниями. Тогда же впервые был организован отпуск лечебной воды для приема внутрь по указанию лечащих врачей. Но официально курорт Горячий Ключ был признан гастроэнтерологическим в 1953 году, тогда же он стал круглогодичной советской здравницей. Три раза в день можно было увидеть, как через живописный парк по асфальтированным дорожкам, окаймленным цветами, идут больные к застекленному бювету, расположенному на берегу Псекупса. По кафельным ступенькам посетители спускались вниз к источникам воды, которые отпускались по назначению врача для лечения желудочно-кишечных заболеваний. Старый бювет находится неподалеку от нынешней питьевой галереи.

Уж если строить, то на века
Спустя время встал вопрос о строительстве нового питьевого бювета, поскольку имеющийся не справлялся с потоком отдыхающих. Однако первый секретарь Горячеключевского горкома партии Мария Морева настояла на возведении современной питьевой галереи. Строительные материалы для этой цели искали по всей стране. Градоначальница считала, что все объекты, к какой бы сфере они ни относились, а уж тем более курортной, нужно строить качественно и надолго! Больше всего проблем было с кафельной плиткой. В то время отечественная была низкого качества и могла испортить вид всей питьевой галереи, но этого не случилось. Мария Петровна добилась использования хорошей импортной плитки.

Питьевая галерея санаторно-курортного объединения «Горячий Ключ», способная обслуживать по 3000 человек в смену, открылась в 1977 году, как раз ко дню 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции. 28 июня, согласно протоколу заседания исполнительного комитета Горячеключевского Совета депутатов трудящихся, хранящегося в местном архиве, был утвержден акт государственной комиссии о ее приеме в эксплуатацию. Эта дата стала официальным «днем рождения» курортной жемчужины.

Тайный смысл барельефов
Осенью 1979 года питьевая галерея получила свое «лицо», которое и по сей день носит бережно, с гордостью и удовольствием.

Прогуливаясь возле галереи, я всегда обращала внимание на барельефы, украшающие торцы здания. Огромные загадочные фигуры. Женщины, растения, животные…

Наверняка во всем этом заложен какой-то смысл, нужно только сделать над собой усилие и разгадать его. Барельефы явно родом из 70-80-х годов, тогда такая манера в живописи и скульптуре была особенно популярной. Геометричность рисунка и в то же время скошенность острых углов. Сразу представилась кисть мастера, выводящего эскиз волнистыми линиями, как бы струйки стекающей по камням воды.

Ведь это сколько души нужно было вложить в работу, чтобы почти полвека эти две сказочные девы оставались на посту, неотступно оберегали благополучие главной курортной достопримечательности в зыбкие перестроечные, отчаянные девяностые, коммерческие двухтысячные годы.

Кто создал парные барельефы? Это дело рук бригады строителей или наши художники постарались? Вопросов был много, а ответов… Я понимала, что, скорее всего, так и не узнаю автора этой монументальной работы, и даже если получится найти имя, возможно, художника уж нет в живых, ведь столько времени прошло. К счастью — ошибалась. И вот у меня в записной книжке номер телефона художницы керамистки-монументалистки Иннесы Помеловой. Оказывается, две дамы, вышедшие из-под ее рук, — богини Флора и Фауна.

Получила заказ из Горячего Ключа
В культурной среде Иннеса Помелова хорошо известна как автор больших керамических панно, пространственных композиций, скульптур, витражей, мозаик, картин и росписей социальных объектов в Подмосковье, других регионах России и за рубежом. За ее плечами многочисленные выставки. Ее работы находятся в галереях, музеях и частных коллекциях России, США, Франции, Италии, Финляндии.

Профессия керамиста-скульптора стала для Иннесы Помеловой призванием и образом жизни.
Иннеса Александровна живет в городе Протвино, на юге Московской области. В 2017 году за значительный вклад в российскую и зарубежную культуру, обогащение современного искусства и активную благотворительность она была удостоена высокого звания — почетный академик Российской академии художеств.

До автора наших Флоры и Фауны и сегодня сложно дозвониться, день расписан по часам. Иннеса Александровна полна сил, энергии и востребована в профессиональной деятельности. И все же для интервью газете «Горячий Ключ» мэтр отечественной живописи и скульптуры нашла время.

Иннеса Помелова оказалась интересным собеседником. Как выяснилось в ходе нашего разговора, спустя более чем 40 лет она прекрасно помнила все обстоятельства, связанные с выполнением работы для маленького курортного городка Горячий Ключ.

— Этот заказ я получила через организацию «Росмонументискусство» в Москве. Каким образом туда пришла заявка, мне неизвестно, видимо, ваша администрация послала, а они уже распределяли между художниками и поручили мне, — вспоминает Иннеса Александровна. — Трудилась я в это время не только в Протвино, но и в подмосковном Подольске художником монументалистом в филиале художественного фонда РСФСР.

Ранее с Горячим Ключом лично знакома не была, впервые мы с супругом приехали в город, когда уже была готова работа и ее предстояло смонтировать на стенах здания.

Как рассказывает Иннеса Помелова, технического задания как такового не было. Она получила план питьевой галереи и поручение художественно оформить торцы здания. Так как это парные стены, сюжеты тоже должны были перекликаться. Какие же персонажи могут органично вписаться в концепцию здравницы и будут ассоциироваться с природой, исцелением и, главное, минеральными источниками? Вода — это ведь сама жизнь. Ассоциация родилась сама собой. Пусть это будут мифические девы Флора и Фауна.

Богини из шамотной глины
Вдохновленная идеей, Иннеса Помелова нарисовала несколько эскизов, а затем выбрала самый удачный и повезла его на Художественный совет «Росмонументискусство». Участь горячеключевских Флоры и Фауны решали столичные мэтры, деятели искусств и идеологического направления. Худсовет эскиз утвердил. Началась работа по воплощению замысла в реальность.

— Как художник-керамист я должна применять соответствующий своей специализации материал — глину. Дело усложнялось тем, что печи для обжига не было ни в Протвино, ни в Подольске. Ближайшую можно было найти на кирпичном заводе в Серпухове, — вспоминает Иннеса Александровна. — Договорилась с руководством завода. Добираться было очень тяжело. Каждый день приходилось преодолевать по 18 км в обоих направлениях. Часть пути на автобусе и пять км пешком.

А в то время еще и дети были маленькие, пять и шесть с половиной лет. В общем, на этом кирпичном заводе мне должны были предоставить рабочее место. Ничего подобного у них, конечно, предусмотрено не было, потому что никогда раньше художники здесь не работали. Условия совершенно жуткие. Вспоминаю с содроганием.

Глину я готовила сама, смешивала в большой ванне. Она ведь должна была быть специальная, шамотная, а сырье для кирпичей, производством которых занимался завод, добывалось прямо из карьера.

Всю конструкцию я слепила прямо на полу, а затем разрезала на куски для удобства работы и транспортировки. Места будущих швов выбирались тщательно, чтобы потом, при соединении на стене, стыки деталей были максимально незаметными.

Следующим этапом все части композиции я высушила и обожгла. Когда работа была готова, за ней из Горячего Ключа пришла огромная машина. Руководство города, скорее всего, подумало, что придется транспортировать барельефы в их натуральную величину. А это все было собрано кусками в картонных коробках.

Две недели в Горячем Ключе
Над барельефом Иннеса Александровна трудилась все лето, а осенью вместе с мужем отправилась в Горячий Ключ. Супруг принимал самое активное участие в украшении питьевой галереи, помогал монтировать барельефы на стены. Детей тоже взяли с собой, оставить было не с кем, правда, тут же вызвали из Орла родственницу, купили три путевки на море и отправили ее вместе с детьми на отдых, а сами полностью отдались работе. Жили в гостинице, монтировали барельефы, заполняли все швы, расписывали, закрашивали, чтобы работа выглядела цельной и монументальной. В минуты отдыха любовались прекрасными пейзажами и угощались минеральной водой в питьевой галерее.

Так прошли две недели. Работа подошла к концу и чета художников представила барельефы заказчику и куратору от «Росмонументискусства». Тем работа очень понравилась. Дальше творение Иннесы Помеловой, оторвавшись от своего создателя, зажило собственной жизнью, служа людям и соответствуя статусу украшения самой известной городской достопримечательности. Потом свою работу художница видела лишь однажды: мелькнул в экране телевизора Горячий Ключ, объектив телекамеры выхватил знакомый до боли барельеф, сверкнувший на прощанье солнечным зайчиком, и картина эта скрылась, чтобы вновь появиться через половину жизни.

Спасибо, что сберегли
— Прошло много лет. Целая эпоха сменилась. Многие мои работы, украшавшие здания столицы и других городов, были потеряны. Таково веяние времени, — рассказывает Иннеса Александровна. — Вот, к примеру, был книжный магазин с моими барельефами, с Пушкиным на фасаде, потом из него сделали винно-водочный и, естественно, все украшения, не подошедшие по тематике, выкинули.

Я была на 100 процентов уверена, что мои девчонки Флора и Фауна давно разбиты и забыты. Это ведь керамика, да еще и на улице. Кто там будет следить за ней.

И вот однажды в мою мастерскую заглянула племянница. Она живет в Ростове-на-Дону и иногда ездит отдыхать в Горячий Ключ. Смотрит она, а у меня на стене висят большие фотографии, я их делала, когда окончила работу в питьевой галерее. Она долго смотрела на них, а потом изумленно спрашивает: «А это что такое?» Я говорю: «Моя работа для Горячего Ключа. Флора и Фауна».

И вы знаете, оказывается, бывая в вашем городе, она видела эти барельефы, почувствовала в них что-то родное и хорошо запомнила, но и предположить не могла, что это моя работа. Вот так я с радостью узнала о том, что живо мое творение. Попросила племянницу в следующий раз обязательно сфотографировать эти работы. А тут и вы позвонили. Вы не представляете, как я рада, что горожане сохранили барельефы, что Флора и Фауна по-прежнему радуют людей и хранят дух самого здания, а ваша газета воссоздает историю их появления. Много работ было потеряно равнодушными людьми. А вам, значит, не все равно. И у этих волшебных дам будет долгая и счастливая жизнь.

Слова благодарности
В архивах редакции хранятся газетные статьи, посвященные открытию и работе питьевой галереи. В номере от 5 октября 1978 года есть снимки не только первых интерьеров и посетителей, но и медицинской сестры Зои Несмеловой, которая, как следует из подписи к снимку, следила за бесперебойной подачей воды.
Как писали наши корреспонденты, за год питьевую галерею посетили около 40000 человек. Отдыхающие в интервью отмечали:

— Отрадно, что курорт подарил нам такое красивое современное здание. Это наглядный пример заботы партии об охране здоровья трудящихся. Много внимания уделяет нам коллектив питьевой галереи. Эстетическое внутреннее и внешнее оформление этого здания привлекает отдыхающих, стимулирует хорошее настроение, способствует укреплению здоровья. Устраивает и режим выдачи минеральной воды. Он согласован с работой других служб курорта. Благоприятно влияет на здоровье правильно подобранный температурный режим воды. Найдено оптимальное решение освещения помещения.

Послесловие
Когда материал готовился к печати, в редакцию газеты позвонила Иннеса Александровна:
— Знаете, очень хотелось бы, чтобы под барельефами установили информационную табличку. Я была бы благодарна руководству вашего города и санатория, если бы на ней значилось название барельефа, имя автора и год создания этой работы — 1979. Это был бы лучший подарок к моему 80-летию, которое состоится уже в этом году.

Еще передайте благодарность всем жителям Горячего Ключа. Спасибо вам, мои дорогие, за Флору и Фауну. Здоровья вам, успехов и мирного неба над головой.

Автор текста: Елена Слипченко

Фото: Елена Слипченко