Полвека для здоровья человека

Заводу 50 — молодо-зелено.

Как и ко всем жителям Кубани к нам часто приезжают гости. Что же они увозят домой на память о Горячем Ключе? Забитую фотографиями память телефона, грибы, душистые травы, мед, и всегда — полные багажники минералки. Той самой, зеленой, с оленем.

Завод минеральных вод «Горячеключевской» в особом представлении не нуждается, это одно из самых экономически стабильных предприятий нашего города, и, пожалуй, самое известное за его пределами. Зеленая бутылка с оленем на этикетке — узнаваемый бренд и желанная гостья на полках торговых точек. А все благодаря народной любви, которая длится уже пятьдесят лет. Можно без преувеличения сказать, что у союза завода и ценителей его продукции — золотой юбилей. Ежегодно каждое второе воскресенье октября сотрудники предприятия отмечают профессиональный праздник — День работников пищевой промышленности. Воспользовавшись этими датами как поводом для интервью, мы встретились с директором завода Александром Коробка и узнали много нового о хорошо известном горячеключевском предприятии.

Не многие знают, что на самом деле исторические корни завода минвод «Горячеключевской» уходят глубже, чем на полвека. Предприятие было образовано в 1940 году и называлось пищекомбинат «Кофецикорпродукт». Производство тогда располагалось на улице Ворошилова, в районе старого рынка. Фасовка кофе и цикория, производство фруктовой воды и джемов — первые направления работы предшественника завода минвод.

Ступени развития
В 1967 года пищекомбинат к основному виду деятельности добавил розлив минеральной воды.

В 1968 была выпущена первая бутылка, а общегодовой объем составил 622 тысячи бутылок.

23 августа 1972 года приказом Управления пищевой промышленности Краснодарского крайисполкома №183 пищекомбинат реорганизован в завод минеральных вод. То есть он стал специализироваться только на выпуске минералки. Оборот достиг 11 миллионов бутылок в год.

В 1989 году ассортимент продукции расширился, начался выпуск воды с лимонным, апельсиновым, малиновым ароматизаторами.

В 1993 году завод был преобразован в АОЗТ «Завод разлива минеральных вод и напитков на ее основе «Горячеключевской». Объем производства составил 18 миллионов бутылок.

2005 год — начат розлив минеральной питьевой лечебно-столовой воды «Горячий Ключ скв. № 934», а минеральная вода «Горячий Ключ 2000» включена в каталог «100 лучших товаров России».

В 50-е годы на предприятии был освоен выпуск кваса, фруктовых экстрактов, плодоовощных консервов и даже вин, причем не из винограда, а из фруктов, растущих на территории Горячего Ключа. До сих пор на заводе остались цеха, в которых полвека назад происходил процесс брожения вин и их отстойка.

Ну и самый, казалось бы, невероятный факт — на пищекомбинате даже пекли пряники. Весь этот кулинарно-творческий процесс запечатлен на старых фотоснимках, которые и сегодня бережно хранятся в архивах завода, впрочем, как и другая документация, например объяснительные записки. Последние и сегодня представляют интерес, так как могут использоваться в качестве материалов расследований заводских происшествий довоенной поры. Одно из них — таинственное исчезновение подводы с вином. На самом ли деле бочка перевернулась, а все содержимое вылились? Мнения, отраженные в объяснительных записках, расходятся.

— Интересно читать такие документы, сразу погружаешься в ту эпоху, понимаешь, чем жили люди, какие у них были заботы, — рассказывает директор завода Александр Коробка. Он всего на четыре года младше своего предприятия и отлично понимает, как важно помнить историю, чтобы не потерять лучшие наработки и сохранить традиции, принесшие предприятию доброе имя.

Ветер перемен
За каждой из ступеней развития стоит колоссальный труд огромного количества людей.

— Те, кто постарше, помнят, какими сложными были 90-е годы для России, и особенно для ее экономики. Огромное количество предприятий и организаций не справились с проблемами и перестали существовать. Но наш завод избежал подобной участи, и в этом заслуга бывшего директора предприятия Владимира Сергеевича Сивкова, — рассказывает Александр Коробка. — В 1993 году мы акционировались, то есть уверенно перешли из этапа плановой экономии в рыночную. В советское время решения поступали сверху, все проходило по привычной схеме. А затем настали времена, при которых предприятие уже само должно было заботиться о своем благополучии, прежние связи были утеряны. Достать, добыть, наладить контакты, заключить договоры на поставку сырья, найти деньги, закупить все необходимое, выплатить зарплату сотрудникам… и это в условиях шаткой экономики — такие задачи легли на плечи руководства завода.

И надо сказать, Владимир Сергеевич справился с ними. Предприятие не только выстояло в сложнейшее время, но и начало стремительно развиваться. К двухтысячным годам у нас появился новый вид упаковки. Помимо традиционной стеклянной бутылки на заводе стали использовать пластиковую. В 2004 году мы освоили новую скважину, благодаря чему ассортимент пополнился 934-й лечебно-столовой водой.

На протяжении всего этого периода завод принимал участие в конкурсах, получал награды, поставлял продукцию в «Звездный городок».

И на Земле, и в космосе
В фойе административного корпуса завода — витрина во всю стену. На стеллажах множество кубков, медалей, грамот, дипломов. В их числе те, что были завоеваны на международных конкурсах в Омане, Париже, Кельне и других городах мира. Среди самых ценных наград — диплом имени Ю.А. Гагарина «За большую шефскую помощь по снабжению Звездного городка продукцией вашего предприятия». Вода с оленем долгие годы поставлялась на столы покорителей небес. Это с тех пор пошла молва, что заводская минералка популярна и на Земле, и в космосе.

Диплом этот в 1978 году лично привез на завод дважды Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Виктор Горбатко. Сегодня его уже нет в живых, но сосна, которую космонавт посадил во время одного из своих визитов на предприятие, по-прежнему зеленеет и тянется выше крыш производственных цехов. Уж не к звездам ли она стремится?

Эволюция этикетки
Главный хранитель истории завода и его архивов Ирина Бухтиярова пришла на завод 17-летней девчонкой и трудится на предприятии вот уже 40 лет. Она еще прежнего директора Владимира Сивкова на работу принимала. Листая огромный альбом с летописью предприятия, Ирина Николаевна вспоминает, как сотрудники проявляли креатив и творчество, придумывая идеи для будущих этикеток продукции:

— Мы рисовали сами, точнее набрасывали эскизы, чтобы понятна была идея, а потом отдавали художникам для завершения работы.

На отдельной странице собрана коллекция этикеток разных лет. Стоит отметить, что олень появился на них с самого начала производства минеральной воды. Сперва это было схематическое изображение, а сегодня уже детально прорисованный символ. Кстати, на первой этикетке помимо состава указана и стоимость воды — 10 копеек за полулитровую бутылку.

Фотографии, размещенные в альбоме, иллюстрируют долгую историю становления завода. Здесь ключевые события и главные люди. Горожане шутят — вакансии на «Горячеключевском» передаются по наследству. Отчасти это правда, вот только не должности наследуются, а опыт. Люди на предприятии трудятся целыми династиями. Сивковы, Бондаренко, Журбовы, Байковы, Назаренко, Бухтиярова (Омилаевы), Кузнецовы, Ошманкевич, Щерба, Бердник, Подоляк, Юрковы, Ефимовы, Шестак, Якименко — все это семьи, работающие здесь долгие годы.

 

В лучших традициях
Можно ли работу на заводе минвод назвать престижной? Вот и ответ на этот вопрос. Сегодня на предприятии трудятся 125 человек. Коллектив не очень большой, но сплоченный. Вместе отмечают праздники, устраивают совместные экскурсии, поездки на море или на природу. В день моего визита здесь планировалась вакцинация от гриппа — есть такая ежегодная традиция у сотрудников. Для того чтобы все желающие могли сделать прививку, сэкономив время на поход в поликлинику, медики проезжают прямо на завод. Полезные последствия таких акций очевидны — количество больничных ощутимо сокращается.

Охране труда на предприятии также уделяется большое значение. На днях специалист по охране труда Александр Тюхтюнов вошел в десятку лучших профессионалов своего дела в Краснодарском крае.

Еще одна традиция — забота о благосостоянии сотрудников. Помимо всех премий, выплат здесь предусмотрена регулярная индексация заработной платы. Ее размер сегодня выше среднего по отрасли. А еще и по итогам года акционеры выделяют дополнительные средства на финансовое поощрение заводчан.

— Я считаю всех сотрудников членами нашей одной общей семьи и надеюсь, что они думают также, — признается Александр Владимирович. — Если кто-то из работников вдруг оказывается в сложной жизненной ситуации, он может прийти ко мне, и вместе мы постараемся найти из нее выход, выделить нужные суммы на лечение или другие срочные цели. Да, это определенные траты, но не все в мире измеряется деньгами. Люди знают, что могут рассчитывать на помощь предприятия, а я могу полагаться на поддержку коллектива. Именно поэтому у нас так много семейных династий и ветеранов профессии, отработавших 40, 30, 20 лет. В числе таких сотрудников могу назвать Надежду Байкову, Нину Назаренко, Василия Спирова, Ирину Бухтиярову, Виктора Якименко, Надежду Колесникову, Валентину Пефтиеву, Ольгу Иванову, Ольгу Пытляк, Виктора Лайшевкина, Ларису Скрягину, Наталью Ангелинову, Елену Рязанову, Наталью Осипову.

Код от подделок
Есть у многих горожан такая традиция: приезжая в другой регион, находить на полках супермаркетов горячеключевскую воду и очень этим фактом гордиться.

Зеленую бутылку с оленем сегодня действительно можно найти во многих уголках России. География продаж у воды завода «Горячеключевской» — обширная. Помимо основного региона поставок — Краснодарского края — это Санкт-Петербург, Псковская, Воронежская, Липецкая области, Тюмень и даже Ставропольский край, где есть и свои Минеральные Воды — город, знаменитый целебными источниками.

И везде, покупая воду с оленем на этикетке, потребитель может познакомиться не только с ее вкусом, но и с другими характеристиками. И если в первом случае он может полагаться только на свои органы чувств, то во втором — на современные технологии. Крышку каждой бутылки минералки, произведенной после 1 декабря 2021 года, украшает специальный Data Matrix код. Отсканировав его через приложение «Честный ЗНАК», вы увидите полную информацию о происхождении и производителе товара. А главное, сможете обезопасить себя от контрафакта, ведь чем успешнее бренд, тем больше желающих незаконно воспользоваться его добрым именем.

Родом из СССР
Основная продукция завода — это два вида минералки: столовая и лечебно-столовая. Также предприятие выпускает питьевую воду «Кристальный стиль» и линейку безалкогольных напитков, изготовленных по советским ГОСТам. «Лимонад», «Буратино», «Экстра-Ситро», «Крем-Сода», «Дюшес» — все это традиционные советские напитки по оригинальным рецептурам. Они приготовлены на основе специально подготовленной воды и натурального сахара, без использования искусственных подсластителей и красителей.

— Даже те, кто никогда не слышал о продукции завода, пробуя наши напитки, говорят, что это действительно тот самый вкус из их детства. Мы гордимся, что успешно его сохраняем. Так как сейчас с российского рынка ушла известная американская газировка, у меня часто спрашивают, будем ли мы производить ее аналог. Нет, не будем. Я считаю, что у нас есть свои напитки, не уступающие и даже превосходящие зарубежные по качеству и безопасности, — рассказывает директор завода Александр Коробка.

Добрые дела — это еще одна традиция, существующая на предприятии со времени его образования. Ежегодно на собрании акционеров в ходе обсуждения бюджета завода отдельной строкой выделяется статья расходов на благотворительность. То есть это не разовые акции, а четкая политика руководства «Горячеключевского». За поддержкой к директору предприятия обращаются спортсмены, благотворительные организации, детские дома, представители городского благочиния. Завод помогает не только продукцией, но и деньгами, техникой и рабочей силой. «Мы все живем в нашем городе, поэтому не можем не помогать» — такова позиция Александра Коробка.

Ложка санкций
На первый взгляд может показаться, что завод работает по «накатанной», кругом сплошная прибыль и никаких проблем. Это не так. Как и большинство российских производств, «Горячеключевской» столкнулся с негативными последствиями санкций: ростом цен на упаковку, сырье, материалы, запчасти. Один из компонентов, необходимый для производства пищевого пластика, вдруг стал недоступным, подорожала краска для этикеток, в десятки раз взлетела в цене углекислота, которой необходимо насыщать воду для ее сохранности, пользы и улучшения вкусовых качеств.

— Санкции выявили все слабые места, существующие в нашей сфере, — рассказывает Александр Коробка. — Все случилось неожиданно, но проблемы удалось решить довольно быстро. Сперва мы воспользовались запасами необходимых компонентов, хранившихся на складах, затем сменили поставщиков и логистику доставки, где-то заменили упаковку, стали использовать другую пленку. Так же в этот период перед нами встал вопрос техобслуживания оборудования, на заводе оно в том числе и европейского производства, и если раньше все необходимые запчасти мы получали напрямую от производителя, то теперь пришлось воспользоваться услугами посредников через страны-партнеры.

В общем, смогли адаптироваться к новым условиям. Это никак не отразилось на качестве продукции, но все затраты повлекли хоть и незначительное, но все же удорожание продукта. Хочу отметить, что повышение цены призвано компенсировать издержки, которые предприятие понесло в связи с санкциями, а не повысить рентабельность производства. Одной из основных приоритетных задач была и остается обеспечение доступности нашей воды для покупателей. Основной критерий — донести до потребителя в неизменном виде свойства и пользу минеральных вод. Завод работает на благо наших потребителей. Мы хотим развиваться, совершенствоваться и еще долгие годы идти рука об руку с ними!

Остался позади самый напряженный для производителей минеральной воды летний сезон. Юбилейный, 50-й, у завода минвод «Горячеключевского» он удался на славу. Несмотря на ежегодный рост конкуренции, минералка с оленем не теряет популярности у потребителей и завоевывает все новые рынки сбыта. От редакции газеты нам хотелось бы пожелать дальнейших успехов предприятию, благополучия его сотрудникам и здоровья всем, кто среди множества прочих выбирает воду «Горячеключевского» завода.

На правах рекламы