В Горячем Ключе не первый год работают люди, чье призвание состоит в восстановлении социальной справедливости и профилактике преступных замыслов. В преддверии профессионального праздника Следственного комитета РФ мы расскажем о работе сотрудников Горячеключевского межрайонного следственного отдела.
Для начала – немного истории. 15 января 2011 года Следственный комитет был выведен из состава Прокуратуры, и именно этот день теперь принято считать профессиональным праздником следователей. Хотя история этой профессии уходит своими корнями в 1713, когда в России появились майорские и следственные канцелярии, которые подчинялись лично Петру I. Независимые органы беспристрастно разбирали дела в отношении любых лиц.
В 2011 году идея Петра I получила свое второе рождение. Следственный комитет РФ подчиняется теперь непосредственно главе государства. А это дает возможность сотрудникам вести работу, не смотря на ранги и регалии участников того или иного разбирательства. Подробно о работе следователей в специальном интервью рассказал руководитель Горячеключевского межрайонного следственного отдела Денис Ролетний:
— Горячеключевской межрайонный следственный отдел обслуживает территории двух муниципальных образований. Это город Горячий Ключ и Апшеронский район. В штате пять следователей, один заместитель и руководитель. Отдел небольшой, но для двух районов достаточно. По количеству жителей это чуть больше двухсот тысяч населения в совокупности. Следственный комитет занимается тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Такие категории, как убийства, изнасилования, а также преступления, связанные с должностными лицами. Например, если сотрудники полиции совершают преступления, то следственный комитет их тоже расследует.
— Экономические преступления рассматриваете?
— Да, мы работаем и с экономическими преступлениями. В частности, например, уклонение от уплаты налогов. Это исключительно статья следственного комитета. На текущий момент у нас расследуется одно уголовное дело о невыплате заработной платы в Апшеронском районе. Есть еще дела, связанные с персонами, которые имеют специальные полномочия, на нашем профессиональном жаргоне – спецсубъектами. Это депутаты, главы городов и сельских поселений либо адвокаты. Например, у нас сейчас расследуется дело в отношении адвоката. В таких случаях действует специальный порядок возбуждения уголовного дела.
— Как долго работает отдел в таком формате? Раньше он работал в другом составе, на другой территории?
— Он был образован в 2021 году путем выделения из Белореченского межрайонного следственного отдела, который ранее объединял в себе три территории. Это Белореченск, Апшеронск и Горячий Ключ.
— И всегда у вас трудились пять следователей?
— Да. И в то время в штате были пять следователей, один заместитель и один руководитель. В Горячем Ключе и в Апшеронске находились заместители, а в Белореченске – руководитель и заместитель.
— Помимо расследования дел по тем категориям, которые вы назвали, еще какие-то функции вы выполняете? Например, надзорные или профилактические?
— Профилактические мероприятия, безусловно, реализуем в рамках расследования уголовного дела, когда устанавливается нарушение закона. Также следователь может реагировать путем внесения представления в соответствующий орган в случаях обнаружения причины и следствия совершения того или иного преступления. Это называется профилактика. Кроме того, мы проводим проверочные мероприятия.
Мы часто включены в этот процесс. Регистрируем сообщение о преступлении, проводим проверку, даем юридическую оценку событиям.
Например, недавняя проверка в Апшеронском районе: в результате не очень грамотных действий Водоканала целый населенный пункт остался на сутки без воды. Пришлось включаться в эту процедуру в ручном режиме. Проблему достаточно быстро устранили.
— Если сравнивать территории Горячего Ключа и Апшеронска, где ситуация сложней для работы?
— Трудно сказать. В каждом районе свои особенности. В Апшеронском – две колонии. Они приносят достаточно проблем.
Здесь же другие неприятные ситуации, например, больше связанные с экономической деятельностью района. Горячий Ключ находится как бы на развилке. С одной стороны, это туристический город, с другой – проездной: расположен между морем и Краснодаром. Сюда заезжает достаточно много людей.
В Апшеронском районе тоже есть туристический поток, но несколько ограниченный. Есть Гуамское ущелье, а больше пока ехать некуда. Кроме того, там часто случаются какие-то происшествия в горах.
Например, впервые на нашей практике произошел такой случай. Сюда специально приехали туристы из Белоруссии, для того чтобы сплавляться на лодках по бурной реке. Приехали целой командой. А этот вид спорта очень опасный. И один из туристов погиб. Сразу возникли вопросы: как добраться на место несчастного случая, – машины там не проходят. Наши сотрудники ехали на вагонетке по узкоколейке, потом пешком шли туда, где располагались путешественники. А это ведь уже международные взаимоотношения, нужно ставить в известность посольство Белоруссии.
Двое суток спасатели не могли вытащить из этой бурной реки тело погибшего. И следователь вместе с участковым, оперативным сотрудником, работником МЧС остались одни в лесу. Ночи темные и, говорят, медведи, волки ходят. Не знали, что делать. Поняли, что надо ждать до утра, чтобы вытащить и привезти тело. Когда все получилось, доставляли на этой же вагонетке.
То есть работа иногда сложная, грязная, приходится даже ночевать в лесу, потому что вернуться обратно порой невозможно. К тому же, со следователем должен оставаться участковый – для того, чтобы тот охранял территорию. В криминалистической тактике есть такое: сотрудникам полиции дается поручение на оцепление территории преступления и охраны ее до завершения следственных действий. И все это выпало на долю нашего молодого сотрудника Сергея Матюхи, нашего следователя из Апшеронска. Он сам родился и вырос в Ленинградском районе, учился в краснодарском университете, приехал в Апшеронский район. И вот буквально через несколько недель с начала его работы случилось это происшествие. В общем, впечатлений от первых дней работы у следователя, конечно, было на много лет вперед.
— Получается, ваши следователи находятся в Апшеронске? Или ездят из Горячего Ключа?
— Да, базируются там, как и заместитель – для организации работы. Здесь тоже есть следователи, а также я. Так распределены обязанности.
Понятно, что следователи взаимозаменяемы. Если там что-то случилось, заболели, командировка или еще что-то, то подключаются сотрудники из Горячего Ключа, и наоборот.
У нас коллектив достаточно молодой. В прошлом году он обновился: многие пошли на повышение. Кто-то перевелся в так называемые «важняки», то есть в отдел по расследованию особо важных дел. Один сотрудник уехал работать в Москву в криминалистический отдел. Та школа, которую они здесь получают, позволяет работать в центральном аппарате.
— Денис Иванович, скажите, остались сотрудники, которые работают с 2021 года?
— Да, есть один следователь, остался в Апшеронске, остальные поменялись. Все молодые, недавно один аттестовался и еще двое скоро будут. Аттестация проходит спустя полгода работы. Если сотрудник соответствует занимаемой должности, то ему присваивают первое звание, классный чин – лейтенант юстиции.
— Работают ли у вас в отделе женщины?
— Да, помощник руководителя Анна Даурцева. Ее функционал – это ведение нарядов, отчетности, в том числе рассмотрение различных жалоб и заявлений. Это не оперативная работа, но “под погонами”. Анна является сердцем следственного отдела.
— Можете назвать самый сложный для вашего отдела случай за весь 2023 год?
— Сказать о том, что были какие-то сложные случаи, не могу. Вот, например, в начале года мы направили в суд уголовное дело по обвинению очень активного гражданина, который склонен был к сутяжничеству, обращался в правоохранительные органы со своими и не своими проблемами. А пятого января прошлого года стрелял в сотрудников полиции. Сам их вызвал, сам в них и пострелял. Будучи в нетрезвом состоянии, он позвонил в дежурную часть, сообщил о том, что хочет совершить террористический акт. Группа выехала к нему по месту его жительства. И вместо того, чтобы сдаться, начал в них стрелять. Задержание проходило под утро, приехал СОБР из Краснодара. Это было достаточно резонансное событие.
К счастью, у нас не было заказных убийств, в основном бытовые преступления. Они менее общественно опасны, нежели заказные либо разборки между криминальными кругами. Надеюсь, что это в прошлом. Это все существует, но в Горячем Ключе более или менее тихо. В 90-х, 2000-х годах бытовавшие тут группировки были плотно связаны с Краснодаром.
Еще одно важное направление – это изучение преступлений прошлых лет. Например, мы раскрыли убийство пятнадцатилетней давности в результате такой работы.
— Что бы вы пожелали коллегам в преддверии праздника?
— Я поздравляю с профессиональным праздником коллег и ветеранов следствия. Труд не легкий, постоянно «на земле», сопряженный с проблемами и с самыми разными людьми. Молодым пожелал бы ориентироваться на ветеранов, которые для нас являются флагманом. Они понимают: пройдя весь следственный путь, ты становишься по-настоящему готов к жизни и понимаешь людей.
Очень важна в нашей работе удача. То есть, помимо внимательности, умения вникать и замечать мелочи, фиксировать их, проверять, сопоставлять и делать логический вывод, нужна удача. Иногда она приводит к тому, что раскрывается преступление прошлых лет.
И, конечно, хочется пожелать, чтобы сотрудники с радостью шли на работу и с такой же радостью семьи встречали их дома. Здоровья, благополучия и успехов в работе!