Суперсила поколений

Наша Земля обладает особенной преемственностью долга между супергероями, которые на ней живут. Два важных элемента экосистемы планеты — лес и человек — должны работать в слаженном тандеме для сохранения своего существования. В голове сразу возникают образы отважных персонажей в плащах, бросающихся навстречу опасности для свержения зла, но в данном случае красочность героического эффекта значительно скромнее, а вот сам процесс — важнее. Сравнимо подобное сотрудничество с передачей эстафетной палочки: от тропических джунглей до таежных массивов леса регулируют климат Земли, отдают свою силу и энергию, а люди обязуются сохранить и приумножить эту силу.

Не без причины все защитники окружающей среды носят зеленые плащи. Они являются символом причастности к великому делу и пути, который был пройден для их получения, ведь супергероями не рождаются, а становятся. В Горячем Ключе воспитанию бережливого отношения к природе уделяется особое внимание. Об особенностях работы с будущими стражами лесов Имеретинского школьного лесничества рассказал инженер по охране и защите леса Горячеключевского лесничества Сергей Ткачев.

На страже леса

— Если углубиться в историю, то Имеретинское школьное лесничество было образовано в мае 1999 года. За 25 лет школа обучила более 150 юных лесоводов. На сегодняшний день в лесничестве 65 учеников в возрасте от 11 до 16 лет. Все эти годы под присмотром руководителя от образовательной организации Ирины Задорожко и участкового Саратовского лесничества Николая Фостовцова школьное лесничество идет в ногу со временем, воспитывая в детях любовь к природе, и эту твердую позицию они планируют сохранить.

Процесс обучения детей ценностям бережного отношения к природе — не просто сухая теория, а увлекательное приключение. Ученики школьного лесничества становятся непосредственными участниками процесса охраны лесной среды. В этот момент их мир выходит за рамки скучных лекций, они примеряют на себя роли супергероев, от действий которых зависит будущее планеты и населяющих ее людей. И хотя масштаб поставленной цели дает неплохую мотивацию, дети смотрят на свои задачи скромнее, и того факта, что посаженное ими дерево, спустя десятки лет, укроет случайного грибника от ветра и дождя, им вполне достаточно, чтобы продолжать не только сажать новые деревья, но и наблюдать за их ростом и защищать от разного рода вредителей.

Дети с радостью включаются в процесс обучения, и их интерес не ослабевает, а, наоборот, становится все сильнее. Обучение проходит не только в классе. Организуются интересные экскурсии, показываются тематические фильмы, демонстрируются специальные инструменты и оборудование. Материал преподается ярко и живо. Опыт лесничих, их стиль общения, юмор и особенный подход к рассказу увлекают детей.
Ключевым фактором успеха является наглядность, живой пример, демонстрируемый опытными специалистами. Выездные мероприятия открывают для ребят удивительный мир, дают шанс наблюдения за животными и растениями в естественной среде обитания. А экскурсии на лесопожарные станции наглядно показывают ребятам, как работают профессионалы в борьбе с огнем.

В период повышенной пожарной опасности школьники не сидят сложа руки, включаются в агитационную кампанию, чтобы предотвращать возгорания. С воодушевлением они создают красочные плакаты и информационные листовки, призывающие всех соблюдать правила пожарной безопасности в лесу. Их креативные идеи и энтузиазм зажигают не только сверстников, но и взрослых. И тут уже сложно понять, кто подает наиболее ценный пример. Лучшие работы печатаются на баннерах, листовки распространяются в общественном транспорте и на улицах, а непосредственно в лесных массивах устанавливают информационные щиты.

Во время школьных каникул, с одобрения родителей, дети принимают участие в патрулировании лесов, помогая охранять порядок и предотвращать нарушения. Юные защитники природы учатся ответственности, ведь им доверено беречь и благоустраивать обширный лесной участок площадью 262 гектара. Регулярная уборка мусора и очистка рек становятся важной частью их миссии, и школьники хорошо справляются с этой задачей.

Ученики школьного лесничества пишут исследовательские работы, проекты. В процессе этого они фиксируют свои наблюдения, исследуют локальные экологические проблемы и учатся находить пути их решения. Ребята делятся своим опытом на краевых и всероссийских конкурсах, знакомятся с единомышленниками и открывают для себя множество точек зрения, расширяя круг общения и укрепляя связи с ровесниками.

С приходом осени начинается крайне важный процесс — ребята собирают желуди, которые закладывают основу для будущего лесовосстановления. Собранные семена бережно доставляются в школьный питомник для выращивания саженцев. В прошлом году здесь была построена теплица, что значительно улучшило условия и позволило увеличить количество саженцев. Выращенные в питомнике растения затем используются для двух основных целей: во-первых, для естественного прироста леса и его развития, а во-вторых, для озеленения населенных пунктов. Они становятся украшением городских улиц и парков, создавая уютную атмосферу для жизни и улучшая экологическую обстановку вокруг.

Открыты для всех

Школьное лесничество с удовольствием сотрудничает с другими школами и всегда готово предложить свою поддержку и помощь, организуя увлекательные совместные мероприятия и обмен опытом. Тесное и плодотворное сотрудничество с Апшеронским лесхоз-техникумом создает удивительный синергетический эффект, где опыт мудрых наставников переплетается с юношескими амбициями. Результаты этого взаимодействия просто впечатляют. Большинство выпускников школы выбирают продолжение своего пути именно в стенах лесхоз-техникума, смело примеряя на себя не просто созданный детским разумом образ супергероя, а роль ответственного за охрану и управление лесными ресурсами сотрудника.

Примечательно, что Имеретинское школьное лесничество — одно из немногих, которое сохранилось даже после реорганизации лесного комплекса в 2006 году, когда в этой сфере произошло значительное сокращение штата. Благодаря неустанной преданности учителей и учащихся, их искреннему интересу к делу, лесничество не только выжило, но и продолжает стремительно развиваться. Этот замечательный пример долгосрочного взаимодействия подчеркивает важность подобных инициатив и вдохновляет на новые достижения.

Гарантия будущего

Многогранный и насыщенный подход к подаче материала гарантирует высокий уровень восприятия детьми того, что им говорят, и последующее совершенствование знаний и навыков, которые они уже изучили. Ученики не просто погружаются в теорию о флоре и фауне региона, они активно познают навыки ориентирования и действий в случае, если вдруг потерялись среди деревьев. Когда обычных школьников спрашивают о вырубке леса, ответ звучит одинаково: «Лес рубить нельзя!». Однако у воспитанников школьного лесничества взгляд на это более взвешенный. Они понимают, что плановые рубки могут быть необходимы для здоровья лесов, и умеют отличать законные действия от нарушений, смело сообщая о них в соответствующие органы. Также они знают, что при обнаружении лесного пожара паниковать или тушить его самостоятельно не стоит, нужно сразу же сообщить взрослым или в лесоохрану. Это свидетельствует о том, что в их сознании формируется критическое мышление и чувство гражданской ответственности.

Трудно переоценить степень положительного влияния школьных лесничеств. Дети формируют глубокое и осознанное бережное отношение к окружающему миру не просто в пределах абстрактных знаний, а на живом опыте. Некоторые задания выполняются совместно с родителями, что не только укрепляет семейные связи, но и значительно усиливает эффект воспитания, тем более что значительная часть родителей — это выпускники того же школьного лесничества, которые понимают важность и значимость этих занятий. Влияние школьного лесничества распространяется и на свободное время детей, предлагая им альтернативу вредным привычкам. Вместо безделья, рискованных и сомнительных развлечений, они находят интересное и полезное занятие, приносящее удовлетворение и ощущение причастности к великому делу сохранения природы.
Самое важное в миссии воспитания бережливости в детях к тому, что их окружает, — это долгосрочный эффект. Полученные знания и навыки должны стать неотъемлемой частью жизни, чтобы бережное отношение к природе сохранялось не только в стенах школы.

Выросший в атмосфере уважения к природе человек не будет бесцельно ломать ветки или загрязнять окружающую среду, потому что он понимает ценность каждого растения и вложенный труд для его роста, поэтому он наденет зеленый плащ супергероя и станет примером для своих сверстников, родных, друзей, а в будущем — для своих детей.

Лилия Андриянова