Мусорный ветер: затишье, или Почему загорается свалка?

Свалка горит или просто дымит? Тушат её или нет? С конца октября горожане вновь стали спорить в соцсетях о положении дел на мусорном полигоне.

Слухи, предположения и домыслы расползаются по городу как дым, то ли воображаемый, то ли реальный. Одни пишут, что чувствуют гарь и вонь (и это в курортном-то городе), другие с удивлением отмечают, что ничего подобного не наблюдают.

Признаюсь честно — даже в нашей редакции нашёлся специалист, которому дым свалки жутко досаждает, а вот остальные сотрудники, сколько ни водили чуткими журналистскими носами из стороны в сторону, так в окружающем воздушном эфире следов дыма и не заметили. Звоню начальнику управления жизнеобеспечения городского хозяйства: уж он-то точно знает, в чём тут дело. Константин Ивженко предлагает разобраться во всём на месте, оценить обстановку собственными глазами и сразу же назначает встречу. Конечно, на свалке.

Минут через пятнадцать мы уже неслись по калужской трассе, открыв окна редакционного автомобиля и принюхиваясь в поисках потоков мусорного ветра. Как ни странно, но ощущать, скажем так, несвежесть в воздухе мы стали, уже только добравшись до места. Возможно, ветер дул в другую сторону, но, скорее всего, особо сильного запаха, о котором сообщали горожане, уже и нет.

— Начальник УЖГХ уже на месте, — охранник у входа на полигон неопределённо машет рукой в сторону мусорных гор, — он где-то там, где КамАЗ разгружается, видите?

Между высокими холмами, образованными отходами человеческой жизнедеятельности, петляет накатанная дорога, кое-где из-под земли пробиваются небольшие фонтанчики дыма. Ориентируясь на гул работающей техники, двигаюсь в центр полигона, дорога ведёт вверх на очередную мусорную гору, где бульдозер разравнивает землю. Здесь меня и встречает Константин Ивженко.

Стоит отметить, что городской мусорный полигон, как магнит, притягивает неприятности с завидной регулярностью. Все местные прекрасно помнят предыдущие случаи возгораний, когда тушили полигон долго и с переменными результатами. Прошлым летом, казалось бы, вопрос закрыли окончательно — свалку пересыпали грунтом, а вокруг проложили минерализованную зону, чтобы в случае чего пожар не перекинулся на лесной массив. Но в сентябре этого года огонь вновь вернулся, точнее, его вернули.

Причиной возгорания стал умышленный поджог. Пожар потушили, обратились в полицию с заявлением и усилили на полигоне круглосуточное дежурство.

А в конце октября там вновь замаячили языки пламени, хотя в этом случае никаких диверсий со стороны поджигателей замечено не было. Впрочем, ничем сверхъестественным здесь и не пахнет, объяснение проще некуда, если понимать химические законы. Горючий материал в толще мусорных отходов может самовоспламеняться, подпитываясь поступающим кислородом, свою лепту (как в нашем случае) вносит и огнеопасный газ.

— Вот давайте, чтобы у вас было чёткое понимание происходящего, я вам чертёж «набросаю», — говорит начальник УЖГХ, забирая из моих рук походный блокнот с заправленной за его пружину походной же ручкой. Константин Ивженко рисует мусорную гору, а затем всё её внутреннее пространство расчерчивает горизонтальными линиями. — Весь полигон похож на слоёный пирог, он состоит из множества пластов, так как регулярно идёт пересыпка слоёв отходов грунтом, внутри свалки, под верхним слоем, перегнивают биоотходы, в результате чего образуется метан.

Константин Анатольевич размашисто рисует на своём чертеже жирные точки, показывая, что опасный газ может скапливаться в любой части мусорной кучи на любой глубине залегания в любом пласте и в произвольном порядке. Метан ищет возможность вырваться наружу и, пробивая себе путь к кислороду, оставляет пустоты — каналы, ведущие в разные стороны.

— В сентябре, когда неизвестные подожгли одну из куч, огонь попал как раз на метановое яблоко, — рассказывает коммунальщик. — Мы потушили довольно быстро, но по подземным метановым каналам возгорание перекинулось на соседнюю кучу, преодолев где-то 130 метров под землёй. Видимо, произошёл обвал части кучи, и воздух поступил в каналы, запустив реакцию воспламенения. Чтобы остановить доступ кислорода к метановым полостям, мы проводим работы по пересыпке верхнего слоя отходов грунтом. С конца октября на полигоне круглосуточно работали пожарные, спасатели, сначала открытый огонь быстро залили водой, а затем приступили к отсыпке грунтом и утрамбовке земляного панциря. При этом всю территорию поделили на секторы, каждый из которых изолировали от прочих, чтобы у огня на было шансов к распространению. Хочется выразить благодарность предпринимателям города, которые откликнулись на нашу просьбу и обеспечили подвоз грунта. За последнюю неделю сюда насыпали уже полторы тысячи кубов земли, это где-то 150 КамАЗов. Внутреннего пламени уже нет. Мы поверяли. Осталась частичная задымлённость. Основные работы закончим в ближайшие дни, а дальше в течение двух недель будем верхний слой ещё пересыпать.

Прогнозы специалистов оптимистичны — возгорание устранили, осталось незначительное задымление, которое никоим образом добраться до жилой черты города не может. То есть, рассматривая спор жителей курорта, можно согласиться с тем, что запах гари некоторые из них чувствовали в тот момент, когда появилось возгорание и ветер подул в сторону определённых микрорайонов. Этот факт коммунальщики не отрицают. И со своей стороны обещают тщательно следить за тем, чтобы подобных ситуаций больше не возникало. Сейчас мы все стали заложниками решений, принятых в то время, когда вопросам экологии должного внимания не уделялось.

Благодаря одному из них был создан местный мусорный полигон. Такие же проблемы остро наблюдаются по всей России. Есть ли из них выход? Безусловно есть, и эта тема регулярно поднимается в федеральных и местных СМИ. Помочь в решении проблемы могли бы мусороперерабатывающие заводы, но пока их строительство только планируется. Будем надеяться, что данная идея все-таки найдёт воплощение в нашем городе и полигон преобразуется в площадку для внедрения нового современного производства по переработке и утилизации бытовых отходов.