Забота о пожилых — наш долг

Нередко в сосетях появляются призывы оказать больному или неимущему помощь, и если не деньгами, то хотя бы одеждой или продуктами. И нет-нет да промелькнет среди подобных призывов и такой: сбросимся всем миром, кто чем может, и поможем несчастным из дома для престарелых. Читаешь такой призыв, и представляется картина: полуголодные жильцы покосившегося барака с массой бытовых неудобств действительно нуждаются в помощи. Вот и решили мы развеять подобные мифы и выехали в Горячеключевской дом-интернат для престарелых и инвалидов, руководит которым директор Светлана Гавриш. Что же представляет собой это учреждение, если посмотреть на него объективно, утерев слезы после чтения грустных заметок новоявленных блогеров?

Праздник для проживающих
В день нашего посещения дома-интерната здесь отмечали главный российский праздник для пожилых людей, поэтому далеко окрест слышна была музыка, а лица людей светились радостью.
Именно в этот солнечный день посетили дом престарелых депутат Государственной Думы Владимир Синяговский и глава Горячего Ключа Александр Кильганкин.
Владимир Ильич побеседовал с сотрудниками учреждения и его постояльцами, обошел все учреждение, а площадь только главного корпуса, не считая коттеджей, составляет ни много ни мало 4760 квадратных метров и длина коридоров около двух километров. Разговор шел о насущных проблемах, о том, что можно сделать, чтобы жизнь пожилых людей, проживающих в интернате, была комфортнее и соответствовала современным стандартам медицинского и социального обслуживания.
— Я думаю, что такие встречи должны быть регулярными, — поделился своим мнением депутат. — Забота о стариках — наш долг, и она не может проводиться для галочки в отчете. В конце концов, по тому, как общество относится к старшему поколению, определяется его развитие, уровень цивилизованности. На мой взгляд, сегодня государство многое делает в этом направлении.
В День пожилого человека в доме-интернате прошел праздничный концерт творческих коллективов города, а его постояльцы получили сладкие подарки.

Не просто цифры
Интернат находится в станице Черноморской по улице Восточной, 1. Но это не просто адрес. Уже подъезжая сюда на любом транспорте — на машине, маршрутном автобусе № 112 или же на попутном автобусе, начинаешь любоваться красотой природы окрестностей. Сейчас, в пору золотой осени, особенно бросаются в глаза чуть пожелтевшие леса на фоне еще зеленых пригорков и холмов. Эх, а как же хорошо здесь, наверное, в летний день!
Ровный ряд из десяти коттеджей из красного и белого кирпича, с аккуратными крышами и фундаментом, отделанным природным камнем, создает своеобразную ограду, за которой и находится огромная территория дома-интерната, а если сказать точнее, площадью девять гектаров земли. Готовы ли вы обойти с нами это пространство, чтобы посмотреть, что именно здесь находится?
Несколько слов о кирпичных домиках. Оказывается, их начинали строить еще в конце девяностых северяне, но по каким-то причинам здания были заброшены. Так бы и остались они «мертвым городом», если бы не решение главы Горячего Ключа создать дом-интернат. Желание не совсем совпало с возможностями, так как денег в ту пору не хватало, тогда подключился к новому проекту Пенсионный фонд, а следом — и краевая администрация. Многое пришлось восстанавливать, а что-то и надстраивать, и это заметно сегодня, если приглядеться к коттеджам — на некоторых из них видны более свежие надстройки. Так вот и получилось, что строительство полностью завершилось лишь в 2004 году, а на следующий год сюда въехали жильцы дома-интерната, учреждения, которое не функционировало ни одного дня как городское и до сих пор находится в краевом подчинении. Забегая вперед, отметим, что в будущем году у заведения пусть небольшой, но юбилей, ему исполнится 15 лет.
От кирпичных домиков разбегаются ухоженные дорожки, вдоль которых разбиты цветники, растут плодовые деревья, а кое-где оформлены зоны отдыха с красивыми скамейками и уютными беседками, где можно спрятаться от прямых лучей солнца или, напротив — дождя, посидеть с книгой или вязанием. Одна из аллеек убегает еще дальше, к озеру с белыми лилиями, где тоже стоит беседка. Здесь самое красивое место, потому и любят его многие жильцы. Оказывается, ухаживают за такой территорией пять садовников.
Учреждение находится вдали от населенного пункта, поэтому здесь своя инфраструктура: подстанция, дизельная станция на случай отключения электроэнергии, котельная. Есть и дополнительные котлы. Если же говорить об отоплении, то оно включается по графику, в этом году уже протопили немного, когда было резкое похолодание.
Невозможно не увидеть и автопарк. Вот он, рядом. Транспортных средств восемь, в том числе три автобуса, машина для медиков, для колясочников, специальная для перевозки людей маломобильных и еще одна для хозяйственных нужд, которых здесь довольно много, учитывая, что только персонал учреждения состоит из 176 человек. Главным образом он, конечно же, медицинский, в основном врачи, медсестры, санитарки, но есть и обслуживающий — бригада по ремонту зданий, сооружений из двух человек, электрик, сантехник, три бухгалтера (о садовниках мы уже сказали). Спросите, так сколько же тогда здесь самих проживающих? Оказывается, 250. Почему не намного больше, чем численность персонала? Существуют определенные нормативы для штатного расписания в учреждениях подобного типа.

Кто живет в главном корпусе?
Для тех, кто впервые попадает в это трехэтажное здание, оно может показаться огромным муравейником со множеством дверей и лифтовых шахт, секций между отделениями и длинных коридоров. На самом деле все, кто здесь работают, легко осваиваются в этих лабиринтах. Дело в том, что существуют правила противопожарной безопасности, которые и предусматривают максимальные средства защиты от распространения возгораний. На всех переходах, как в помещении, так и на улице, есть пандусы для свободного передвижения колясочников, благодаря чему те с легкостью преодолевают любое расстояние.
В этом корпусе проживают люди пожилого возраста или с ограниченными возможностями. Есть палаты, в которых находятся те, кто самостоятельно передвигается и способен себя обслуживать. Они посещают столовую, библиотеку, тренажерный зал, бильярдную, комнату религиозных обрядов, куда приезжает по средам батюшка. Если кто-то увлекается поделками, для них есть творческая мастерская, а как результат таких увлечений — выставка работ, где можно увидеть и акварели, и вышивку, и вязание.
В этом же здании есть комната для гостей, где можно спокойно побеседовать с родными и близкими, есть буфетная и помещения для небольших посиделок, где можно дополнительно выпить чаю и перекусить. Стоят холодильники для личных продуктов.
В санузлах рядом с унитазами, умывальниками и душевыми кабинами установлены металлические поручни, чтобы не упасть. И стоят здесь бойлеры, на всякий случай, если что случится с котельной. Еще здесь есть современные стиральные машины, которые проживающие могут использовать в дополнение к услугам прачечной, но о ней расскажем чуть позже.
В главном корпусе живут и те, кто могут передвигаться, но в колясках. Таких людей мы видели немало. Все они энергичны, жизнерадостны, с легкостью управляют своим транспортным средством, скажем, далеко не дешевым сегодня, а потому вряд ли доступным человеку с ограниченными возможностями, проживающему одному и не получающему финансовой поддержки.
А есть в этом корпусе и те, кто уже не в силах обходиться без посторонней помощи. Эти люди вынуждены постоянно находиться в постели, а потому требуют дополнительного ухода. Им доставляют из столовой еду, их купают, переодевают и, что немаловажно, обязательно выводят на прогулку. Наконец, есть палаты, в которых пациенты оснащены браслетами. Если человек не слышит, не видит, при нештатной ситуации на браслете начинается вибрация и по системе «Стрелец» сигнал передается в комнату, где находится охрана и есть специалист по пожарной безопасности.

На первом месте — медицина
Как мы уже отметили, основную часть персонала составляют медицинские работники, и они есть на всех этажах. В доме-интернате четыре отделения, и в каждом увидите врача, старшую медсестру и обслуживающий персонал. Медсестры работают по сменам и в зависимости от отделения, от тяжести находящихся там людей, по 8 или 16 в одну смену. Заступают на дежурство круглосуточно, как и охрана, как и ночные дежурные по пожарной безопасности.
— Мы осуществляем уход за проживающими, и это самая главная наша сфера деятельности, — сказала заместитель директора по медицинской части Анна Фомичева, — ведем медицинское сопровождение и реализуем мероприятия по реабилитации, обеспечиваем проживающих лекарственными препаратами, помогаем им посещать краевые учреждения. При первой же необходимости, если такая возникает, вызываем скорую помощь. Кстати, если кто-то нуждается в стационарном лечении и попадает в больницу, на это время он освобождается от оплаты за проживание в доме-интернате.
На что еще мы обратили внимание, обходя территорию этого учреждения? Есть здесь физио- и массажный кабинеты, так что для получения таких процедур выезжать в город нет смысла. Есть и стоматологический кабинет, оснащенный современной техникой. Правда, он пока не работал, но до этого принимал врач-совместитель.
В целом же система медицинского обслуживания достаточно продумана и грамотно организована.

В царстве одежды
Каждый, кто заселяется в дом-интернат, обязательно берет с собой свои любимые вещи, будь то дорогой выходной костюм или теплые тапочки. И каждому предоставляется возможность хранить такие вещи в специальных ячейках на складе. В этом огромном царстве одежды основное место занимают ряды, похожие на те, что есть в магазинах, поэтому их легко представить. На плечиках висят платья, кофты, костюмы, куртки и пальто, многие с этикетками. На полках сложено белье, халаты, шапки. И здесь же коробки с обувью. Заведует складом Олеся Павлинова, и она может рассказать об одежде много интересного, например, что сегодня в моде горошек, и он здесь есть, как, впрочем, есть и мини, и макси. Как говорится, на любой вкус. В царстве одежды стоит швейная машинка, так что всегда можно что-то подшить, а что-то отремонтировать.
Есть еще один очень интересный сектор, связанный с одеждой, и называется он прачечной. На самом деле это не просто комната, где стоит корзина с грязным бельем и стиральная машинка. По сути, местная прачечная — это сложный лабиринт из нескольких комнат, где никогда не пересекутся грязное и чистое белье. Этим хозяйством заведует Луиза Панасенко. И только ей подвластен сложный механизм превращения любой грязной вещи, будь то халат, одеяло, плед или подушка, в совершенно чистую, пахнущую свежестью. Бывает, что белье не только прогоняют через сушильные барабаны, но и вывешивают на улице.

А как попасть в дом-интернат?
Возможно, наших читателей уже заинтересовал такой вопрос. И мы его задали Светлане Гавриш.
— Если вы имеете регистрацию на территории Краснодарского края, можете как сами, так и ваши родственники, обратиться в управление соцзащиты по месту жительства с заявлением о помещении в дом-интернат. В каждом управлении есть комиссия, которая рассматривает заявление, и вам она даст перечень необходимых документов, в их основе — анализ жилищных условий и медицинское обследование. По общим результатам определяется, в какой из видов интерната вас могут направить: в психоневрологический или же в интернат общего типа, как у нас. Заседает комиссия, рассматривает готовые документы и направляет их в министерство, где идет электронная очередь. Вас в нее поставят, и как освободится место, направят в дом-интернат, но обязательно при этом учитывается личное пожелание человека, близость проживания родственников. В течение года вы сможете воспользоваться правом на отпуск продолжительностью 30 дней. Но поехать можно только к близким, родственникам, друзьям, которые нам предоставят документы, что гарантируют уход за вами, ведь у нас проживают только лица, нуждающиеся в постоянном постороннем уходе.
Все, кто проживают в доме-интернате, находятся на полном государственном обеспечении, от элементарных средств гигиены до одежды и обуви. Даже если человек выписывается и едет на проживание к родственникам, то он вправе надеть нашу одежду по сезону. Если же говорить о финансовой стороне, то за проживание в подобном учреждении человек платит 75% от пенсии. Надо ли говорить, что эти средства не окупают затраты интерната. Идут доплаты из краевого бюджета. Содержание одного постояльца здесь обходится порядка 45 тысяч рублей в месяц. В доме-интернате среди 250 проживающих есть один участник Великой Отечественной войны и 75 ветеранов труда. Но все они, независимо от размера пенсий, получают одинаковые блага.

Посади свое дерево
На территории дома-интерната растут плодовые деревья. Многие из них еще совсем молоды и неизвестно, когда дадут первые плоды. Но этот день в любом случае наступит, и тогда на них созреют яблоки, персики, вишня. Такая традиция сложилась сама по себе, и трудно уже вспомнить, кто первым выкопал под саженец ямку.
Посадить свое дерево собираются Татьяна Григорьевна Проценко и ее супруг Анатолий Николаевич Панченко, но пока еще выбирают, какое именно. Они живут в одном из десяти коттеджей и пригласили нас на чаепитие. Что мы там увидели? В каждом из этих кирпичных домов по три комнаты на первом этаже — одно-, двух- и трехместная с оборудованным санузлом, стиральной машинкой, телевизором, холодильником. Есть комнаты и на втором этаже, но они, как правило, не предоставляются проживающим, так как там крутые лестницы, и используются для персонала.
На столе лежали к чаю сладкие подарки, которые семейная пара получила на День пожилого человека. Оказывается, далеко не каждый продукт питания можно приносить в это заведение, так как есть обязательные требования. Что же касается питания вообще, то оно здесь пятиразовое, сбалансированное для людей пожилого возраста. А если кому-то показана диета, например, при сахарном диабете, то он получит специальное питание.
Для Татьяны Григорьевны и Анатолия Николаевича посадить дерево — решение очень ответственное, и вот почему: наши герои, проживая в доме-интернате, познакомились друг с другом и в прошлом месяце отметили три года со дня бракосочетания в Горячем Ключе и свадебного застолья в стенах этого заведения.
— Это лучшее, что мы могли бы себе желать, — сказала о своем проживании в доме-интернате Татьяна Григорьевна. — Я уже уходила отсюда, но опять вернулась.
Сама она из Апшеронска, супруг — из Лабинска, но связал их Горячеключевской дом-интернат, ставший родным. И теперь семейная чета живет под крышей дома своего.