У каждого мастера декоративно-прикладного искусства есть свой, неповторимый стиль работы. Кто-то отдает предпочтение шитью и вязанию, кто-то — лепке фигур людей и животных, писанию пейзажей, бисероплетению… А вот в арсенале Елены Соловьевой из Горячего Ключа есть с десяток видов творчества, благодаря которым появляется одно произведение искусства. И разглядывая его, трудно понять, что же здесь преобладает, из чего сделаны отдельные его элементы.
Фантазийные экспонаты
Валялась где-то старая отцовская шляпа, пока не попала на глаза Елене Васильевне. И подумала та: «Надо же, забытая всеми шляпа! Как будто бы кто потерял ее в лесу…» Так и появился соответствующий образ — «Забытая шляпа». И «поселились» на ней птички, да еще и надолго, раз свили гнездо. А потом «упали» на шляпу с деревьев шишки, листья — и стали дополнительными элементами образа.
Примерно так сработали и ассоциации по поводу маминой шляпы, тоже довольно старой. Ее украсили мелкие белые полевые цветы, бабочки и оригинальные бусы из спила дерева по окружности тульи. Такие спилы, кстати, на ярмарках мастеров считаются эксклюзивным хендмейд-товаром.
Сапог с отрезанным голенищем — тема отдельная, и ее можно освещать, включая все истории, произошедшие возле этого произведения искусства на различных выставках, до бесконечности. «Ищу пару»! — словно кричит он (а теперь уже — она, потому что поменял пол, будучи переделан в вазу для цветов). И надо же, ему откликаются другие подобные экспонаты едва ли не со всего мира!
Страсть и учить, и учиться
Елена Соловьева приехала в Горячий Ключ девять лет назад из Иркутской области, где работала педагогом. Потому и здесь пошла сначала на станцию юных техников, а позже — учителем технологии в школу № 4, то есть по специальности. Всего же педагогической деятельности посвятила 24 года. Сейчас она — администратор в Ледовом дворце, а значит, тоже рядом с детьми.
— Красоту Байкала, куда мы ездили семьей каждое лето, трудно передать словами, — рассказывает она. — Именно там я начала замечать необычные корешки, веточки и листья, шишки, мох, которые и решила использовать в своем творчестве. Так стали появляться у меня поделки из природного материала. Одновременно с этим пробовала и шитье-вязание, и живопись, этим я уже «переболела», но до сих пор в каких-то деталях своих изделий могу обратиться и к ним. В целом же я всеядная, с легкостью берусь за воплощение любой идеи, которая приходит ко мне. Чаще всего бывает это через Интернет, когда увижу там нечто новое для себя и… переделываю его по-своему.
Вот таким образом, например, Елена Васильевна освоила декоративный пенистый материал, используемый в рукоделии — фоамиран. Его применяют в различных видах рукоделия, и походит он на пластичную замшу или вспененную резину. Очень красивый, податливый и в то же время экологически чистый. А делают из фоамирана кукол, реалистичных птиц и животных, создают объемные картины. Но наша мастерица нашла ему применение в изготовлении бижутерии. Одна из последних работ — женское украшение, крупная подвеска из красного фоамирана и золотой косой бейки.
Неугомонная мастерица
Наконец, самым последним ее увлечением стало создание светильников из изолона. По сути, это пенополиэтилен, но, в отличие от своих братьев, используемых в качестве материалов для утепления различных помещений, применяется для изготовления цветов. Но и здесь Елена Васильевна отошла от традиционного подхода к материалу. В ее руках ожили, заиграли светом настольные лампы, но не с классическими цветами, а с совой, сидящей на самом светильнике. В отличие от фоамирана, изолон пропускает свет, поэтому изделия из него особенно хороши в предметах интерьера с использованием электричества.
Природные материалы она также успешно продолжает использовать, например, освоила традиционное на Кубани плетение из талаша — листьев кукурузных початков. И опять же — своя изюминка. При изготовлении кукол добавила в талаш тесьму, и получилось нечто индивидуальное, в каждой кукле — свой образ.
Когда проходят выставки декоративно-прикладного искусства, на которые приглашают Елену Соловьеву, она всегда старается сделать что-то новое. А для этого заглядывает в просторы Интернета. Как-то увидела косую бейку и не успокоилась, пока тоже не начала ее использовать опять же по-своему в своих поделках.
— Постоянно учусь, — говорит Елена Васильевна, — то на мастер-классах, то самостоятельно, в Интернете. А ведь сама педагог по образованию. Даже творческую мастерскую, которую помог мне обустроить дома муж, называю по привычке кабинетом.
Вот такая она, неугомонная мастерица Елена Соловьева!