Последний первый секретарь крайкома КПСС

Двадцатый век для России стал временем самых суровых испытаний и кардинальных перемен. Великая Октябрьская революция пронеслась по стране огненным катком, уничтожая на своём пути старый уклад жизни и оставляя выжженный след, которому предстояло стать колыбелью новой идеологии.

Эта эпоха подарила миру огромное количество удивительных людей, чьи характеры закалялись в идеологических сражениях. Их последователи и по сей день руководят страной, решают важные задачи и ставят всё новые цели, реализуемые на благо страны.

Партийная школа за долгие годы существования воспитала и взрастила множество ценнейших кадров, но происходило это всё не в одночасье, а при содействии молодёжных организаций, сперва пионерии, а затем и комсомола.

Сегодня в Горячем Ключе возглавляет Общественный совет и является помощником депутата Государственной Думы Владимира Синяговского Александр Маслов — опытный руководитель, за плечами которого долгие годы управленческой работы. Его биография — яркое подтверждение того, как комсомол ковал нужные кадры, а перечень занимаемых им должностей как нельзя лучше свидетельствует об успехе выбранной системой тактики. Александр Васильевич, пройдя школу партийной подготовки, и сам долгие годы занимался воспитанием молодёжи.

В преддверии столетия ВЛКСМ он рассказал корреспондентам «ГК» о своём трудовом пути от шофёра в кубанском колхозе до кремлёвского чиновника.

Личностное становление каждого коммуниста начиналось со школьной скамьи. Александр Маслов вспоминает, с детства он обладал высоким ростом и поэтому в классе всегда оказывался на последних партах. В пятидесятых годах прошлого века, на которые пришлось детство нашего героя, школьные аудитории в сельской местности топились дровяными печками, и вот этот жар, исходящий от кирпичной кладки, ему приходилось терпеть на протяжении большей части учебного года, но пожаловаться педагогам на неудобство даже не возникало мысли, ведь советский пионер должен стойко переносить все трудности. Школьные годы проходили в станице Убеженской Успенского района Краснодарского края.

— Помню, как мальчишкой ехал по разбитой дороге в районный центр, и в комсомол меня тогда не сразу приняли. Я очень переживал, не понимал, в чём моя ошибка. Только со второго раза удалось надеть заветный значок ВЛКСМ, — рассказывает Александр Васильевич. — Комсомол и все эти дополнительные структурные формирования давали возможность молодым людям на разных этапах жизни укрепиться в понимании того, что ты что-то значишь в этой жизни. К тебе проявляют внимание, формируют как личность. К сожалению, начинаешь это осознавать позже, когда становишься более зрелым человеком. Я вспоминаю собрания, когда мне делали определённые замечания, учили, как нужно вести организационную работу. Началось всё, конечно, со школы, сперва меня назначили председателем совета отряда, потом включили в состав совета дружины, после выбрали председателем ученической производственной бригады, мы тогда помогали в уборке урожая: подбирали початки кукурузы, очищали свёклу, а на поле и обратно школьники ехали в открытых грузовиках, расположившись на установленных в кузовах скамейках. Приходилось всё контролировать, обеспечивать безопасность, следить за порядком, дело-то очень серьёзное и травмоопасное. Это формировало чувство ответственности, которое проявилось и в институте. Понимаете, какое-то организующее начало всегда было, ты вольно или невольно не позволял себе быть на задворках. Как только возникали вопросы организации, допустим, похода, — я уже стоял у доски и записывал желающих отправиться в путешествие. Будучи студентом сельхозинститута, играл в баскетбол в составе сборной, а потом и спортивную честь Кубани в команде края отстаивал. В родном хозяйстве, куда вернулся, получив высшее образование, баскетбольные навыки уже взращивал в своих воспитанниках в рамках тренерской работы. Ну а после уже началась серьёзная партийная деятельность: секретарь Новокубанского райкома комсомола (на общественных началах), заместитель председателя депутатской комиссии по работе с молодёжью… Попутно в ходе этой работы я стал частью сформированного между старшим и младшим поколением партийных работников союза. Наставники учили нас управлению, прививали определённую систему воззрения на жизненные обстоятельства. В 1975 году возник вопрос о создании в крае трёх районов: Горячего Ключа, Мостовского и Успенского, куда меня пригласили на должность первого секретаря районного комитета комсомола.

На профессиональном пути Александра Маслова было ещё немало сложных и ответственных постов. Как он признаётся, это только так говорят, что чиновников в то время приглашали занять ту или иную должность. На самом деле просто ставили перед фактом, говоря: «Мы считаем возможным использовать твои способности и навыки для такой-то работы в таком-то районе». При этом его новым назначениям всегда предшествовали тщательные проверки и собеседования как минимум в пяти инстанциях. Партия тщательно следила за чистотой рядов и очень придирчиво отбирала надёжные кадры.

Особенно важным в своей биографии Александр Маслов считает период с 1983 по 1987 год, когда в должности первого секретаря Тимашевского райкома КПСС вместе с районной парторганизацией выполнял важнейшее поручение Политбюро ЦК КПСС и Совета Министров СССР по созданию в районе аграрно-промышленного комбината «Кубань».

— Этот огромнейший комплекс должен был повторить успех югославского ПКБ «Белград» — комбината, обеспечивавшего продовольствием всё Адриатическое побережье, — вспоминает Александр Маслов. — Наш район после запуска должен был «кормить» Черноморское от Сочи до Новороссийска.

На создание комбината в Тимашевском районе тогда было выделено 300 млн долларов. Эксперимент проходил активно, над его воплощением в реальность трудились более тысячи зарубежных специалистов: проектировали, строили, производили наладку новых предприятий, формировали инфраструктуру, монтировали оборудование и запускали производство. Потом по этому подобию в стране было построено достаточно много предприятий.
И вот уже будучи весьма опытным управленцем, я получил назначение в Москву. По долгу службы работая в Кремле, я был одним из специалистов, курирующих сектор Урал — Сибирь — Дальний Восток. Свердловск также входил в его состав, и вот именно с того времени началось наше знакомство с Борисом Ельциным.

А завершил я свою партийную деятельность в должности последнего первого секретаря Краснодарского крайкома КПСС. Грянули перемены, и страна вновь погрузилась в революционную ситуацию. Партия, а вместе с ней комсомол и даже пионерия стали элементом новейшей истории.

Ну а сегодня, спустя много лет, если вернуться к самой обсуждаемой керченской трагедии, можно, проанализировав обстоятельства, сделать неутешительный вывод — наша молодёжь оказалась выброшенной за пределы общественного влияния и заботы. Если раньше подростками занимались соответствующие организации, им прививались определённые понятия, то теперь воспитание «сброшено» на интернет. Родители, большая часть которых озабочена поиском средств к существованию, подчас не имеют возможности постоянно контролировать детей.

Вся их жизнь подчинена влиянию гаджетов и ограничена рамками соцсетей, всё ради «хайпа» и на благо создания видимости успешной и интересной жизни. Не быть, а казаться, — вот главный лозунг этих ребят. Мне, конечно, как человеку, посвятившему десятки лет работе на ниве воспитания подрастающего поколения, за этим наблюдать особенно тяжело.

Комсомол давал возможность молодым людям проявить себя, обеспечивал поддержку на той стадии, когда они постигали философию жизни. У нас есть государственная особенность — конституция не позволяет нам заниматься идеологией, а я считаю — наша идеология должна заключаться в уважительном отношении к человеку труда, к старикам, к женщинам, к духовному общению молодёжи, к среде проживания и прочим важным аспектам.
И сегодня, как мне кажется, нужно вспомнить и по возможности применять на государственном уровне те успешные практики, которые были разработаны, опробованы и доказали эффективность работы с подрастающим поколением россиян.

Елена СЛИПЧЕНКО