30 ноября, в пятницу, как обычно, в эфир вышел очередной выпуск легендарной телепрограммы «Поле чудес» с Леонидом Якубовичем. Но в этот раз, впервые за всю историю популярной телеигры, в ней участвует житель Горячего Ключа! Виктор Мягкий — во второй тройке игроков.
Тема игры приурочена к Всемирному дню домашних животных. Девиз этого дня — слова Маленького Принца из произведения Антуана де Сент-Экзюпери: «Ты всегда будешь в ответе за того, кого приручил!» Задания, как всегда, непростые. Первым вращает барабан Виктор. Звучит вопрос ведущего: «Во времена средневековья в особых случаях с коня могли снять подковы. Кем был хозяин такого коня?»
Виктор угадывает букву за буквой. Всё идёт хорошо. Он успевает дарить подарки ведущему и передавать приветы жителям Горячего Ключа: главе города; своим братьям, сестре и её мужу; друзьям и всей роте ДПС, в которой он раньше работал; футболистам команды «Динамо» и, конечно, своей любимой жене! На третьей попытке Виктор ошибается, и ход передаётся следующему игроку. В итоге слово (это «провинившийся») отгадывает другой игрок. Виктор не попадает в финал.
Но что мы видим, когда появляется следующая тройка игроков? Те, кто близко знаком с Виктором Мягким, конечно же, узнают его жену Анну! И хотя её представляют под девичьей фамилией — Авласенко — и как жителя Мытищ, сомнений быть не может. Это именно она. Задание не менее сложное: «На северо-уральских свадьбах в старину часто устраивали представления «Медведь с козой». Выглядело оно примерно так: Мишка-косолапый в маске из бересты с красным лоскутом во рту, вместе с ним коза-барабанщица. Во что она била?» К сожалению, Анна уже в первой попытке ошибается с буквой, и для неё игра заканчивается, потому что ход больше ей не достаётся. Третий игрок разгадывает слово («заслонка»).
Как супруги Мягкие попали в популярную телепередачу? Почему ещё и вдвоём? Что происходит за кулисами «Поля чудес»? Об этом мы попросили рассказать Виктора Владимировича.
— Оказался на «Поле чудес» я, в общем-то, случайно. Дело было в начале октября. Сижу в машине, жду жену из салона красоты. От нечего делать читаю новости в смартфоне. Попадается на глаза реклама: «Пришлите СМС — разгадайте кроссворд». Я машинально отправляю, приходит задание, начинаю над ним думать. Часть слов отгадал, а дальше дело не идёт… Тут как раз супруга подошла, попросил её помочь. Вот вместе мы и решили эту задачку.
А через какое-то время приходит мне ещё одна СМС-ка: «Вы выбраны для участия в «Поле чудес»!» Я, понятное дело, не поверил. Подумал, что это друзья меня разыгрывают. Но вскоре раздался звонок, и мне говорят, что всё верно и что меня ждут в Москве. Прислали официальное приглашение по электронной почте. Съёмки назначены на 28 октября.
В столицу поехали всей семьёй, потому что в Мытищах у нас дети живут, у них мы и остановились на несколько дней. За день до съёмок всех участников собрали в «Останкино» на инструктаж. Проверили документы, выписали пропуска. Безопасность на очень высоком уровне, случайных людей туда не пускают; стоят металлоискатели, охрана всё проверяет. В студии нам объясняли всё до мелочей — куда смотреть, как двигаться на сцене, когда передавать приветы и говорить: «Призы в студию!» Нам запретили называть любые торговые марки и названия товаров.
У них есть специальная служба безопасности, которая отслеживает, чтобы не было посторонней рекламы на телеканале. Я привёз в качестве подарка нашу минеральную воду «Горячий Ключ», но на бутылках этикетки заклеили, чтобы надписей не было видно. Спиртные напитки тоже нельзя называть. Самогон, водка, коньяк — всё под запретом. Пришлось выкручиваться, придумать другое название тому напитку собственного изготовления, который я привёз в подарок из Горячего Ключа. А вы уже, наверное, догадались, что это было…
Ещё удивило, что барабан не такой большой, каким кажется на экране телевизора.
Да и вообще места там не так много. Поэтому и детей не пускают к игрокам — потому что там просто негде стоять. Да и сцену они будут загораживать. Если во время съёмок захочешь подойти к ведущему — идти надо лицом в сторону телекамер, спросив разрешения. Даже когда на сцене выступают артисты или танцоры — надо стоять всё равно лицом к камерам, то есть спиной к сцене.
Сама игра была запланирована на 28 октября, воскресенье. Все участники собрались заранее. Перед началом Леонид Аркадьевич внимательно посмотрел на игроков и сказал женщинам: «Никто из вас не готов к съёмкам! На вас много косметики. На экранах, в свете софитов, ваши лица будут выглядеть как чёрная дыра!» Женщины побежали умываться.
Участница из Карачаево-Черкесии была вся в украшениях, и в ушах у неё были красивые длинные серёжки. Якубович говорит: «Серьги надо снять!» Пояснил, что они будут задевать дужку микрофона, которая проходит как раз под ухом, и будет сильный шум. Женщина в шоке: «Но мне ведь тогда и перстни надо будет снять! Они ведь к серьгам подходят. И другие украшения тогда тоже надо снимать! И вообще другое платье тогда надо надевать…» «Ну, можете тогда снять только одну серёжку, а другую оставить!» — пошутил ведущий.
— А теперь забудьте всё, что вам говорили на инструктаже, — заявил шоумен. — Можете делать всё, что хотите, и говорить всё, что хотите! Пойте, пляшите, читайте стихи! Мужчины — можете материться! Потому что мужику свою мысль без мата бывает сложно выразить. А мы уже вырежем на монтаже всё лишнее!
Срочная смена игроков
У одной участницы ребёнка срочно госпитализировали. И вот непосредственно перед съёмками программы ко мне подходит Якубович и говорит: «Где твоя жена? Паспорт у неё с собой? Давай, зови её — она тоже будет участвовать в игре!» Я сказал, что на такие авантюры она обычно не соглашается. Леонид Аркадьевич настоял на том, чтобы я привёл жену:
— Скажи, что её приглашают в качестве зрителя, а здесь я её уговорю!
— Но ведь у нас одна фамилия!
— А какая у неё девичья?
— Авласенко.
— Очень хорошая звучная фамилия! Будет Анна Авласенко из Москвы!
— Вообще-то у нас дети в Мытищах живут, мы у них остановились…
— Отлично! Будет из Мытищ!
В итоге Анна тоже снималась в передаче — в третьей тройке игроков. Мы с женой успели договориться, что тогда, чтобы не повторяться, будем передавать приветы каждый по-своему: я — друзьям и знакомым, она — родным и близким.
Но и тут не обошлось без казусов. Ведь Анна не проходила инструктаж! Она не знала, что приветы передаются, пока крутится барабан. А для этого его надо раскрутить посильнее и сказать: «Я бы хотела передать приветы!» Супруга же всё ждала, когда ей скажут, когда это делать, и в результате приветы она вообще никому не передала… Переход хода — и всё, больше вращать барабан ей не пришлось. Родным потом объясняли, почему мы про них забыли, ведь все ждали выхода программы.
Были недоразумения и со стороны «Поля Чудес». Представляя участников, Якубович зачитывает их имена по листку. А его ассистенты всё перепутали и меня записали в третью тройку, а Анну — во вторую. И вот я выхожу, ведущий смотрит прямо на меня и говорит: «А это Мягкая Анна Михайловна из Горячего Ключа!.. Хотя не очень-то она и похожа на Анну Михайловну…» Весь зал смеётся. Пришлось этот эпизод переснять заново. Список участников исправили. Наша тройка вышла и снова зашла, меня уже правильно представили. Но если вы смотрели программу, то там слышно, как зрительный зал смеётся, когда называют моё имя — потому что все помнят, как меня только что назвали «Анной Михайловной».
«Кухня» ток-шоу
Леонид Аркадьевич — очень обходительный, вежливый человек. Было видно, что он старается, чтобы людям было по максимуму хорошо. Вот, например, зрителей в этот раз собралось больше, чем обычно, мест не хватало. Якубович приказал техническому персоналу: «Где хотите ищите лавочки, но все, кто пришёл, должны сидеть! Никого выгонять мы не будем!» А надо сказать, что многие за участие в программе в качестве зрителя деньги получают. Ходят на ток-шоу как на работу и студенты, и бабушки-дедушки. Но есть и зрители, которые приезжают вместе с участниками, болеют за них во время игры. С собой можно провести трёх человек. Но когда мы познакомились с Леонидом Аркадьевичем поближе, он дал мне пачку пропусков, сказал: «Приглашай кого хочешь!» А у меня и дочь с мужем в Москве, и сёстры, и отец мой с нами из Горячего Ключа приехал. Так что наших в зале было шесть человек.
А еще хочу сказать, что при желании можно и смухлевать, чтобы выиграть. Дело в том, что никто не смотрит, что лежит перед тобой на столике. Если положить включенный телефон, то можно на него получать СМС-подсказки от друзей, сидящих в зале, если они раньше тебя отгадают слово. Так что можете это использовать, если соберётесь участвовать в капитал-шоу.
И будьте готовы, что с любого выигрыша или приза надо будет заплатить налог — 13 процентов. Потому что это считается доходом. По почте придут квитанции, по которым надо будет провести платёж. Даже если вы угадаете, в какой из двух шкатулок лежат деньги, и возьмёте их — это будет считаться вашим доходом. Платите налог!
Для тех, кто смотрел программу, возможно, был непонятен момент, когда я прошу ведущего подсказать, сколько букв в загаданном слове. Дело в том, что стена, на которой размещены клетки с буквами, отражает свет прожекторов и блестит так, что невозможно ничего разглядеть. Якубович посмотрел на меня, как на первоклашку, когда я сказал, что досчитал только до четырёх. Я, конечно, перевёл всё в шутку, но сколько букв в слове, он мне так и не ответил. К тому же много отвлекающих факторов. Всё время кто-то кричит. Техперсонал: «Где свет? Светите сюда!», «Звук не проходит!» Ассистенты: «Смотрите в камеру!» Был момент, когда я хотел открыть букву «В» и даже уже вычеркнул её у себя на листочке.
Поднимаю глаза, чтобы сказать: «Откройте букву «В», но тут ведущий меня отвлекает вопросами. Я снова хочу назвать букву, опускаю глаза и вижу, что буква «В» у меня зачёркнута. Я в замешательстве, Якубович твердит: «Букву! Букву!» — и я называю совершенно другую букву, наугад! В результате — переход хода. А ведь мог бы выиграть!
То, что зрители видят на экранах телевизоров, очень отличается от того, что происходит в студии. Потому что при монтаже программы многое вырезается, а какие-то эпизоды переставляют. Могут даже поменять местами твои слова и фразы так, что ты не узнаешь того, что говорил! Ток-шоу снималось почти два часа, а в эфир пошли лишь минут пятьдесят.
Меня вот спрашивают, действительно ли Якубович дегустирует те напитки, которые привозят в подарок участники программы. Могу подтвердить, что, да, выпивает. Со мной он несколько раз поднимал тост. Один раз выпили, а закусить ему было нечем. Он подбежал к большому куску сала, который лежал в подарках, потёр-потёр его пальцами, лизнул их и говорит: «Ну, будем считать, что закусил!» Мне понравилась его простота в общении и непосредственность.
Мой отец — Владимир Сергеевич Мягкий — тоже приехал вместе с нами из Горячего Ключа и находился в зрительном зале. Я говорю: «Леонид Аркадьевич, моему отцу 83 года, и мы подготовили для вас песню». Отец запел песню «Старею-старею, но я не жалею…», я подпевал… Было видно, что Якубович искренне растроган. Когда съёмки закончились, он поблагодарил нас за участие, сказал, что передача получилась живой и яркой. Мы сфотографировались все вместе на память и пригласили его в гости к нам, в Горячий Ключ.
После съёмок программы я походил по коридорам «Останкино», заглядывал в разные студии, смотрел, как проходят съёмки других передач. В зале прямо напротив нашей студии снималась программа «Вечерний Ургант». Все заняты, все работают и на меня никто не обращал внимания. А мне всё было интересно! Всё же первый раз в «Останкино» и нужно было получить максимум впечатлений. Хотели сходить посмотреть музей «Поля Чудес» (а он, как нам сказали, занимает четыре комнаты), но уже было поздно, отец устал, поэтому обошлись без этого. Ну а на следующий день мы уже поехали домой.
В завершение нашей встречи Виктор Владимирович Мягкий — первый участник капитал-шоу «Поле чудес» из Горячего Ключа — поздравил всех читателей газеты с Новым годом и пожелал жителям города счастья, здоровья и всего самого наилучшего!
Никита БАЛУЕВ