Боевой путь старшины Кузнецова — это история нашей Родины

В администрацию Краснодарского края обратился житель Москвы Вячеслав Илюшин с просьбой увековечить память командира отделения роты автоматчиков 32-й гвардейской стрелковой дивизии 82-го гвардейского стрелкового полка кавалера ордена Красной Звезды гвардии старшины Алексея Михайловича Кузнецова, похороненного в братской могиле в станице Саратовской. Поддерживая инициативу автора, сегодня мы размещаем материал об Алексее Кузнецове.

Поиск увенчался успехом
Вячеслав Илюшин — племянник Кузнецова — по просьбе своей матери Александры Михайловны активно занимался розыском захоронения ее родного брата, и ему это удалось — получил справку из Министерства обороны России с указанием места захоронения, после чего в 1998 году посетил братскую могилу в станице Саратовской. Об этом писала наша газета (№ 8 от 1.02.1999 года в статье «Такое не должно забыться — последний бой за жизнь станицы»). На момент гибели Алексею Кузнецову было 28 лет.
«Я бесконечно благодарен жителям станицы Саратовской, — написал Вячеслав Юрьевич, — они свято чтят память героев, сложивших головы при освобождении их родной земли. Имя Кузнецова увековечено на обелиске героев братской могилы. Все это время я обнаружил много архивных материалов Министерства обороны РФ, касающихся его боевого пути. Изучив его, я понял, что его боевой путь — это история нашей Родины. Это путь беззаветного служения своему народу героя, который, не раздумывая пожертвовал своей жизнью, и об этом должны знать все. К сожалению, по состоянию здоровья я не могу еще раз посетить станицу Саратовскую, поэтому прошу передать материалы в музей боевой славы по месту захоронения».

Вот краткие биографические данные Алексея Кузнецова. Родился 31.03.1914 г. в Москве. В 1931-м окончил 19-ю школу ФЗС Бауманского р-на столицы и с 1935 по 1940 год проходил срочную службу на Северном флоте, воинское звание — главстаршина. Призван Перовским ГВК Московской области в 1941 году.

В годы Великой Отечественной Кузнецов воевал в составе прославленных частей — 154 ОМСБР в битве за Москву, 62 ОМСБР в битве за Кавказ. 32-й гвардейской стрелковой дивизии в битве за Кубань, считавшихся элитой Красной Армии, всем им присвоено звание гвардейских и все награждены орденом Красного Знамени.

Битва за Москву
Алексей Кузнецов в октябре 1941 года начал службу в составе первого Московского отдельного отряда моряков, который участвовал в параде на Красной площади 7 ноября 1941 года и прямо с парада вместе с 316-й дивизией генерала Панфилова был брошен в бой за Москву на Можайском и Волоколамском направлениях. Этот отряд в дальнейшем и стал родоначальником 154-й морской стрелковой бригады.

1 декабря 1941 года по приказу штаба Московской зоны обороны отряд занял оборону на участке Ликино — Ванино — Давидково — Осоргино — Постниково, чтобы не допустить прорыва противника к Москве. И только с переходом войск Западного фронта в контрнаступление ушел с оборонительного рубежа и вернулся в столицу. В январе 1942 года 154-ю ОМСБР направили в состав третьей ударной армии Северо-Западного фронта, а позже, усиленная двумя лыжными батальонами, с дивизионом 429 ГАП получила приказ наступать, чтобы прорвать оборону противника между Быково и Павлово ударом с северо-востока на Ново-Русса.

В конце февраля этого же года бригада стояла на марше в районе Хахели и, продвигаясь в тяжелейших условиях бездорожья, вышла на подступы к городу Холм, замкнув кольцо окружения в районе Демянска семи дивизий противника. В ночь на 21 февраля она повела наступление на деревню Избитово, и к утру населенный пункт и важные опорные пункты, находившиеся в обороне противника, были взяты, а кольцо окружения вокруг Демянской группировки врага сомкнулось. Пройдя форсированным маршем 250 километров, бригада с ходу вступила в бой в районе деревни Залучье Ленинградской области. Шли в тыл врага по лесу, без дорог. Машины и орудия тащили на себе. Иногда по два-три дня были без пищи… После восьмидневных боев освободили пять деревень, захватили 30 автомашин, четыре трактора, восемь минометов. Сбили восемь самолетов и уничтожили около 800 фашистов.

В боях по ликвидации немецкого «Демянского котла» бригада потеряла почти целый батальон, но задачу свою выполнила, выбив фашистов из деревни Цемена.

В марте 1942 года бригада воевала в районе Старой Руссы, а уже 3 июля — в городе Осташкове Калининской области отбыла в железнодорожных составах на Северо-Кавказский фронт. В июле этого же года она поступила в распоряжение Сталинградского фронта, уже без Алексея Кузнецова, так как он, судя по документам, в этот период находился по причине ранения в госпитале.
А что же стало с бригадой? 1 марта 1943 года за заслуги перед Родиной, героизм и мужество 154-й ОМСБР присвоено звание «Гвардейская», она переименована в 15-ю гвардейскую морскую стрелковую бригаду, а 8 октября того же года вместе с 11-й гвардейской морской бригадой была направлена на формирование 119-й гвардейской стрелковой дивизии.

Битва за Кавказ
Операция на Кавказе проводилась под кодовым названием «Эдельвейс». В июле 1942 Алексей Кузнецов прибыл в распоряжение пересыльного пункта Северо-Западного фронта и был зачислен в состав прославленной 62-й отдельной морской стрелковой бригады.
Эта бригада была создана 27 декабря 1941 года, и первым ее командиром стал полковник В.М. Рогов, офицер-зенитчик ТОФ. Бригада в составе первой ударной армии уже воевала на Северо-Западном фронте, вела бои под Старой Руссой, участвовала в прорыве обороны противника, отвоевала деревню Большие Вороновы и ряд населенных пунктов. Несколько раз она была переформирована — воевала в составе 11-й армии, затем 27-й, и наконец, перешла в резерв Северо-Западного фронта в район Валдая, откуда 9 августа 1942 года начала движение в Закавказье.

Под командованием полковника С.П. Кудинова бригада передислоцировалась на Кавказ в состав девятой армии Закавказского фронта и участвовала в Моздок-Малгобекской оборонительной операции. Уже 2 сентября она вела ожесточенные бои в районе Кизляра, а 6 сентября на Моздокском направлении отразила четыре танковые атаки фашистов, уничтожив сорок два танка и, перейдя в наступление, отбросила врага на двенадцать километров. В состав бригады входил и Алексей Кузнецов.

В этих боях 62-я морская стрелковая бригада добилась больших успехов. Именно на ее позиции командир корпуса Рослый отправил прибывших в расположение 11-го гвардейского стрелкового корпуса корреспондентов «Красной звезды» О. Трояновского, П. Павленко и В. Темина. Задача не пропустить врага в районе Моздок-Кизляр была выполнена. Под ингушским городом Малгобеком бойцы только за один день отбили четыре атаки противника, имевшего до восьмидесяти единиц бронетехники, и уничтожили около трехсот гитлеровцев и двадцать танков.

А 7 ноября 1942 года бригада, во взаимодействии с другими соединениями 11-го гвардейского стрелкового корпуса, перешла в наступление на Гизель и, совершив глубокий обход противника с фланга, отрезала ему пути назад. Окруженная группировка немецких войск была уничтожена. Таким образом, как сообщало Совинформбюро, непосредственная угроза городу Владикавказу миновала. В результате Моздок-Малгобекской операции была решительно пресечена попытка противника прорваться к Грозненскому и Бакинскому нефтеносным районам.

В те сентябрьские дни на пыльных дорогах и выжженных солнцем холмах обеими воюющими сторонами решалась не задача местного значения, и даже не судьба армейской операции. Вершилась судьба «битвы за нефть», как называли потом немецкие историки события на Северном Кавказе лета-осени 1942 года.

За успешные действия на Северо-Кавказском фронте, особенно под Моздоком и Малгобеком, 62-я ОМСБР была представлена к гвардейскому званию и награждена орденом Красного Знамени. А главстаршина Алексей Кузнецов за героизм, проявленный в ходе боев под Моздоком в сентябре 1942 года, награжден орденом Красной Звезды.

Освобождение Краснодара
Нельзя не рассказать о наступательной операции по освобождению столицы Кубани. После успешной защиты Моздока в январе 1943 года Алексея Кузнецова направили в Грозный, где он поступил в распоряжение штаба северной группы войск Закавказского фронта. И уже оттуда его распределили в 32-ю гвардейскую стрелковую дивизию 82-го гвардейского стрелкового полка командиром отделения роты автоматчиков. Дивизия на тот момент выдвинулась в район горы Солодки, откуда ее перебросили в полосу действий 56-й армии. Кстати, незадолго до этого, в декабре 1942 года, дивизия была награждена орденом Красного Знамени и стала называться 32-й гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизией, а, забегая вперед, по окончании Великой Отечественной войны стала 32-й гвардейской стрелковой Таманской Краснознаменной ордена Суворова второй степени дивизией.

Но вернемся в 1943 году. Тогда 82-й гвардейский стрелковый полк начал наступление в районе хутора Прицепиловка и 29 января в ходе ожесточенных боев освободил станицу Саратовскую. Здесь и погиб в бою за кубанскую землю гвардии старшина Алексей Кузнецов. Здесь же и захоронен в братской могиле.

Жители станицы Саратовской свято чтят память героев. Имя Кузнецова есть на обелиске братской могилы наряду с теми, кто отдал жизнь в наступательной операции по освобождению Краснодара. Уже 12 февраля 1943 года кубанская столица была полностью освобождена от немецко-фашистских захватчиков частями Красной Армии.

Светлана Одинокая в своем известном стихотворении «Фотография вложена в старую книжку» написала:
«Пусть нам дорого слишком
досталась свобода,
Тем ценнее она
для живущих сейчас.
И листок пожелтевший —
забытое фото —
Будто памятник всем,
кто сражался за нас».
Вглядитесь в фотографию Алексея Кузнецова — она из тех самых памятников.