Семь дней и шесть ночей ощущала я себя гражданкой Боспорского царства, существовавшего на территории черноморского побережья и полуострова Крым 2500 лет назад. И звали меня… Динамия. Кем она была? Внучкой Митридата Великого, царя Понта, а это древнегреческое название северо-восточной области Малой Азии, на севере примыкавшей к Понту Эвксинскому – Гостеприимному морю, ныне Черному морю. Дочерью Фарнака II, родоначальницей династии сарматов! Одним словом, царицей! И побывала я в известных городах этого царства. Конечно же, в его столице Пантикапее (ныне – Керчь), в Торике (Геленджик), в Горгиппии (Анапа), в Херсонесе Таврическом (Севастополь), в Неаполе Скифском (Симферополь). А еще мы проехали через Бату (Новороссийск) в Абрау-Дюрсо, посетили Феодосию (название не изменилось!), Гормонассу (Тамань) и Танаис (город между Ростовом и Таганрогом, на реке Мертвый Донец).
«В доме моем, посвященном музам,
Злая печаль не смеет явиться:
Здесь ей не место».
Сапфо.
Погружение в античность всегда было для меня соприкосновением с искусством. В первую очередь – с волнующей мелодичностью поэзии, затем – с фундаментальностью и гармоничностью зодчества, с мягкостью линий ваяния и, наконец, с легкостью, изящностью танца. Имя Сапфо не выходило из головы на протяжении всей поездки! Помните, что сказал Платон? «Девять на свете муз, говорят. Какая ошибка! Вот десятая муза – певица лесбосская Сапфо». И разве я могла предполагать, сколько поэтических строк посчастливится мне прочесть на музейных экспонатах…
Удивительно, но это так, у древних греков была не одна, а целых четыре музы, связанных с поэзией: муза эпической поэзии Каллиопа, муза трагической поэзии, а еще точнее — театра трагедии Мельпомена, муза танца Терпсихора (в переводе «наслаждающаяся танцем», поэтому я бы назвала ее и музой лирической поэзии) и муза эротической поэзии Эрато.
Мне показалось, что особенно популярной считалась Мельпомена. Ведь именно она вдохновляла людей на создание горестных слов, которые высекались на надгробных памятниках! А может быть, печаль этой музы, увековеченная на каменных плитах, и дошла до нас, потому что не поддалась разрушению даже через тысячелетия?
О туристическом проекте «Золотое кольцо Боспорского царства».
Без преувеличения, он стал одним из самых ярких событий первого месяца весны2019 года! Впервые его озвучил еще на Российском инвестиционном форуме в Сочи премьер-министр РФ Дмитрий Медведев. А чуть позже проект получил статус всероссийского благодаря подписанию соглашения о сотрудничестве Федерального агентства по туризму, администрации Краснодарского края, правительств Республики Крым и города Севастополя, Ростовской области и Русского географического общества.
У Пантикапея, столицы Боспорского царства, удивительно долгая и интересная история. До сих пор считается, что не было равных ему по богатству и могущественности на территории всего Восточного Крыма и Таманского полуострова. Основан он был греческими переселенцами из Милета еще в первой четверти VI века до н.э. на горе, которая получила позже название Митридат, в честь правителя Митридата VI Евпатора. И кем же был Митридат? Мужественным полководцем, если завоевал десятки стран, выходцем из знатных македонских и персидских родов, более того – потомком Александра Македонского по материнской линии и – образованным гражданином, если знал более двадцати наречий Понтийского царства.
Митридат Великий был одержим победой над Римской империей и трижды воевал с этим государством. Но вот в конце правления его слава начала ослабевать. Боспоряне отдали предпочтение сыну Митридата Фарнаху и не захотели продолжать захватнические набеги, отказались от похода в Италию. Восстали Фанагория, Херсонес, Феодосия, Нимфей. Чтобы не быть плененным, царь принимает яд, однако тот не действует, так как выработан на него иммунитет. И тогда Митридат просит своего друга убить его мечом.
Вот как написал об этом в своей книге «Эхо» Анатолиос Боженко (об авторе я расскажу чуть позже):
с морским смешавшийся песком,
в боспорские пустые степи
я отступил.
и в мой стучится дом
своим коротким консул жезлом,
увенчанным напыщенным орлом, —
я б запер в клеть его из черного железа…
мой сын Фарнак, предательством занявший
престол отцовский, будешь ты сидеть
на этом троне…
раб, подай мне чашу
с отравленным вином.
крылом пусть черным смерть
закроет мне глаза. пусть растворится
в блестящей дымке римский флот.
Пантикапей!
акрополь мой курится,
как жертвенный алтарь… забвенем невзгод.
До сих пор стоит на пантикапейской горе Царский курган как усыпальница царя, однако… сам он похоронен на территории нынешней Турции, куда его набальзамированное тело было перевезено в бочке. А в его честь гора названа Митридатом. Такое же название получила еще одна гора, в Феодосии. И в честь Митридата Евпатора назван город Евпатория, что стоит сегодня на Западном Крыме.
Энергетика Пантикапея тяжелая. И местная поэзия находится под эгидой Мельпомены. Отчасти потому, что правители здесь не отличались мягкостью характера. Тот же Митридат как профессиональный воин не только рубал головы противникам, но и убил своих сыновей Ариарата и Ксифара, несколько жен и дочерей, да и сына Фарнаха едва не загубил. Отчасти потому, что в Пантикапее находится огромное количество надгробных памятников. Многие из них хранятся в Лапидарии (от латинского «камень»), который является частью фондов Керченского историко-культурного заповедника. И практически на каждом надгробии – поэтические строки.
«Стратоник, сын Зенона, прощай.
Хранивший разумность и славные
нравы, погиб ты. Стратоник,
оставив слезы печальному отцу.
Божественный друг, причисленный
к прежним великим людям, твою
прелестную мудрость узнают из книг бесчисленные века.
Стратонику, сыну Зенона, своему
господину, воздвиг стелу Сосий
вольноотпущенник, памяти ради».
(Стела I-II в., находится в Керченском лапидарии).
На самой стеле – образ мудреца-философа со свитком в руке, рядом – слуга и еще свитки. А на нижнем изображении – всадник на коне, что говорит о мужественности усопшего и о его желании защищать родину.
Интересно, что много проникновенных строк посвящено женщинам. И они, кстати, изображены на памятниках в самом цветущем возрасте, словно такими и остались в памяти близких.
«Прежде, чем умереть,
я покоюсь здесь на резной стеле ради своей супруги
Клеопатры, красота которой неповторима.
В своей супруге, неподражаемой хозяйке дома,
я имел одну из муз – Пиэрид. Вот почему супруге своей поставил эту
стелу Зил, тарсиец, молодой муж».
(Стела I-II вв., хранится в Керченском лапидарии).
А на самой стеле изображены они оба – умершая жена и живой муж!
Если позволяли средства, то на могилы близких ставили надгробные статуи, символизируя таким образом связь богов и с земным, и с загробным, мирами. А еще – дорогие стелы с различными навершиями вроде карнизов с профилем, с зубчиками, с аркой. Поклоняясь Деметре, люди верили в вечный круговорот жизни, а значит, и в воскрешение после смерти. Вот почему появлялись декоративные элементы в виде анфемии (от греческого «цветок») – закругленные, витиеватые и даже – изысканные, а еще позже – стелы с рельефами, с росписью, с окрашенными буквами.
Расцвет Боспора выпал на II век н. э.. Тогда и наблюдался культ Аполлона.
Вот как написал о нем Гомер:
«Громко крылатые стрелы, биясь за плечами, звучали
В шествии гневного бога: он шествовал, ночи подобный…»
Или еще:
«Все пировали, сердца услаждая на пиршестве общем
Звуками лиры прекрасной, бряцавшей в руках Аполлона,
Пением муз, отвечавших бряцанию сладостным гласом».
В Пантикапее хранится макет храма Аполлона, выполненный из белого мрамора. Это архитектурное сооружение и сегодня поражает изысканностью и гармоничностью пропорций. Когда-то оно не просто украшало склон горы Митридат, но и, окруженное скульптурами, было самым величественным архитектурным сооружением в ионическом (древнегреческом) стиле.
О туристическом проекте «Золотое кольцо Боспорского царства».
В проект вошли 30 уникальных объектов: остатки древних городов, памятники античного периода, обширные музейные коллекции, а также познавательные и развлекательные объекты. И все это успела посмотреть наша группа туристов из двадцати двух человек, собравшаяся «под крылом» туристической компании «Риал-тур» (г. Анапа, г. Геленджик). Неделя, проведенная в Боспорском царстве, была столь насыщенной, что мы не успевали перевести дух.
Десятки экскурсоводов сменяли друг друга, когда автобус приостанавливался возле какого-нибудь памятника или на въезде в другой город, а в музейных залах и на городищах нас уже дожидались новые специалисты, задачей которых было уложить интереснейший объемный материал в мизерную временную тубу. Иногда мы забывали об ограничениях, зажимали в кольцо экскурсовода, и тогда нас силой оттаскивали…
Горгиппия воспринимается легче и позитивнее. Может быть, потому, что здесь меньше камня и больше глины? Или потому, что в нашей стране именно в этом городе самое высокое количество солнечных дней – 280? В любом случае, строфы, всплывающие в памяти, подчиняются в первую очередь музе Терпсихоре! Они наполнены некой тайной и даже – мистикой.
Вот здесь, например, под сводами музея-мастерской «Античная Горгиппия» происходит настоящее таинство. Под рукой мастера будто оживает глиняная масса и в гончарном круге превращается в амфору под вино, в гуттус вроде бутылочки с соской, в кувшин, в бальзамарий для масел и свечей, в кратер – сосуд для смешивания вина с водой… (Да, греки не пили неразбавленное вино!) Мастер продолжает передавать глине свою энергетику, отточенными и плавными движениями придерживая рождающееся на наших глазах изделие. А мы, завороженные, наблюдаем, как амфора проходит черновую отделку, затем и вовсе облагораживается, покрывается черным лаком и переходит в руки художника.
Именно так создавали гончары свои творения тысячелетия назад. И как создавали? Не стыдно было поставить личное клеймо!
«…Явись, о, Киприда,
И сама разлей на пиру веселом
Нектар дорогой в золотые кубки,
Мать наслаждений…» (Сапфо).
А знаете, как это происходило? В различных пиршествах участвовал кувшин, который называется ойнохойя (дословный перевод «лью вино»). Его наполняли разбавленным вином и немного наклоняли. И по венчику-трилистнику стекала жидкость сразу в три чаши. На себя – на здоровье, направо – на удачу, от себя – на любовь. А как же тосты? Лучше без них, ведь делать наставления – прерогатива богов, а они ведь всегда рядом, а значит, и здесь, за столом.
Золотые монеты, найденные в Горгиппии, находятся под присмотром музы эпической поэзии Каллиопы. Стихотворные строки, созданные о них, проникнуты величием и героизмом. Они спокойны и бесстрастны. Это даже не ода. Это апофеоз – обряд древних греков обожествления своего героя или императора. И сдержанные лирические строки переплетены музыкой – торжественным маршем! Посудите сами. Есть монеты, которых насчитывается не более десяти в мире, а есть – в единственном экземпляре, как, например, драхмы: одна с головой Гелиоса в лучевой короне, другая – с рогом изобилия между звездами.
«Пусть Геродот теперь
Вознесен будет ввысь
На дивных крыльях
Муз Пиерид сладкогласных!
Пусть с пифийских он игр,
С олимпийских Алфея брегов
Честь принесет семивратным Фивам!»
(Истмийская ода. Эпод. )
Проезжая Бату (Новороссийск), мы почувствовали влияние музы эротической поэзии Эрато. Скорее всего, ее дух всегда витал в древнегреческих городах, окутывая дымкой таинственности скульптуры обнаженного Аполлона, впрочем, как и Дорифора, Диадумена… И Афродиты Книдской, и Ники, развязывающей сандалии, и Раненой амазонки… В каждом музее мы видели полные совершенства и гармонии мужские и женские фигуры, которыми можно бесконечно любоваться.
«Эрот снова сильно потрясает мое сердце, как буря, ломающая дубы в лесу» (Сапфо).
И как тут не вспомнить воинственное и легендарное племя амазонок-обольстительниц, владеющих и мастерством наездника, и оружием? В древнегреческой мифологии женщины, презирающие мужчин, выходили в походы под предводительством своей царицы, а позже образовали особое воинственное государство. По легенде, произошли они от Ареса и Гармонии, мужчин признавали только для воспроизведения потомства, потому родившихся мальчиков отсылали отцам (а может, и убивали?), а девочек воспитывали новыми амазонками. Слово «амазонки» происходит от древнегреческого, что в буквальном переводе означает «безгрудая». В мифах говорится о том, что для удобства стрельбы из лука амазонкам еще в детстве выжигали правую грудь.
Для нас, участников проекта, горел «зеленый свет» на территории всего Боспорского царства, несмотря на огромную временную пропасть – два с половиной тысячелетия!
Поэтому неудивительно, что нам довелось не просто разглядеть амазонок, но и сфотографироваться вместе с ними! Это произошло в Абрау-Дюрсо, во время шоу-программы «Амазонки Боспорского царства».
Культурно-туристический комплекс «Россия» славится чистокровными жеребцами андалузской и арабской пород – потомками лошадей эпохи Боспорского царства, которые уже отлично зарекомендовали себя в феерическом зрелище «Гладиаторы Рима. Заговор богов» и в экстрим-шоу «Свадьба в Малиновках». И вот – новое зрелище, специально подготовленное для проекта «Золотое кольцо Боспорского царства». Под аплодисменты и овации зрителей амазонки демонстрировали конные трюки, мастерство джигитовки и отличное владение оружием – как же метко стреляли они на полном скаку из лука!
Все четыре музы – Каллиопа, Мельпомена, Терпсихора и Эрато, частенько посещают Таганрог. Почему именно его? Да потому что на плечи его горожан – граждан Боспорского царства, выпало немало испытаний: и затопление в античные времена, и захват Римской империей, а позже – Византийской и Османской, и стирание города с лица земли в петровские времена… Но ведь не случайно греки хотели назвать этот город Спартой! Он выстоял! И до сих пор находится в том же самом месте, притягивая внимание миллионов туристов. Здесь столько памятников старины… Даже вокзал напоминает античный храм!
В Таганроге живут потомки боспорян, которые свято чтут традиции своих предков и занимаются искусством. Они пишут драмы и слагают стихи, декламируют оды, поют песни, рисуют, расписывают керамику… Да разве перечислишь все их деяния, связанные с творческим полетом мысли, с воображением, фантазией?
Нам посчастливилось познакомиться с руководителем античного театра «Одеон», автором более 2000 стихотворений и 20 драм, в первую очередь – о Древней Греции, Анатолиосом Боженко. Он еще и преподает греческий язык! Вчитайтесь в эти строки, и вы узнаете об этом человеке гораздо больше, чем я бы сейчас рассказала:
«Искусство — крылатая птица,
Но если оно устанет,
То где оно отдыхает
(ему же нельзя приземлиться)? —
Спросил я в саду однажды
У мраморного Аполлона
Под желтым осенним кленом.
Ударив по струнам влажным,
Певец сам себе ответил:
Средь гор есть одна вершина,
Прекраснее нет на свете,
На ней — два столба-исполина
Поставлены: Жизнь со Смертью;
Меж ними растянуты струны —
Волосы жрицы юной.
Там отдыхает птица —
Искусство, когда устанет».
(Анатолиос Боженко, литературно-публицистический журнал «Идиот», №9 1988 год).
Соприкоснувшись с античностью, осознаешь, насколько далеко шагнул прогресс. И восхищаешься тем, что люди знают свою историю и берегут ее для потомков. А еще – по-новому смотришь на окружающий мир! Так и кажется, что под ногами – не простой камешек, а осколок греческой амфоры, что кусок бетонной плиты, вывернутый экскаватором на близлежащей стройке – не что иное как надгробная стела.
Загляните в музей, он ведь есть в вашем городе! А чтобы придать этому зрелищу еще и таинственности, советую побывать в нем в «Ночь в музее», когда вход для всех посетителей таких учреждений в России, как и во многих странах мира, бесплатный. Еще одно событие произошло в прошлом году в Таганроге – стартовала регата «Золотое кольцо Боспорского царства». Почему именно там? Да я уже только что ответила на этот вопрос. Все музы будут на этом зрелище!
…Мы проходили уроки живой античности, пользуясь гостеприимством самой госпожи Клио, музы истории. И потому получили ощутимый допинг на ментальном уровне и по-новому стали воспринимать окружающий мир, наслаждаясь его гармонией. Не потому ли у одних участников проекта начали исполняться заветные желания, а перед другими открылись до этого наглухо забитые заржавевшими гвоздями двери?
Да, и еще. Античная цивилизация – все же основа европейской культуры. Поэтому ее должен знать каждый гражданин.
Текст: Любовь Захарова
Фото автора
Главное фото: группа туристов с артистками шоу-программы «Амазонки Боспорского царства» в Абрау-Дюрсо.