Сохраняя традиции старейшин

В станице Пятигорской к Мамеду Амирову относятся с уважением. Более тридцати лет живет он здесь со своей семьей и ощущает себя коренным жителем, потому что эти места стали для него второй родиной после суровых событий в Нагорном Карабахе в 1987-1988 годах. В то непростое время волна беженцев курдской национальности хлынула из этой горячей точки на территорию Российской Федерации в надежде найти там тихую гавань для себя и особенно для детей.

Станица Пятигорская приняла беженцев гостеприимно. Те, кто захотел здесь остаться на постоянное место жительства, быстро нашли работу по душе. Были и такие, кто не стал пускать корни в кубанскую землю и переехал поближе к родственникам или же знакомым на Украину, в Казахстан. Для них Кубань стала перевалочной базой, где немного передохнули и набрались сил для того, чтобы строить новую жизнь в другом регионе. И все же станичников из числа беженцев оставалось в Пятигорской немало, они объединились и создали общину курдов, лидером которой стал Мамед Амиров.

— По образованию я преподаватель, учитель географии, — рассказывает о себе Мамед Гамидович, — но вот не получилось давать детям уроки, хотя и очень хотел. Дело в том, что я учился в национальной школе и потому владел русским языком очень слабо, говорил с акцентом, а это недопустимо для педагога. И все же пошел работать в Детскую школу искусств Горячего Ключа, пусть даже по хозяйственной части. И здесь прошли, нет, пролетели последние двадцать лет…

Когда супруги Амировы приехали на Кубань, на их руках было трое малышей от трех до пяти лет. Дошкольный период самый ответственный — дети активно познают мир, впитывают новую информацию, овладевают языками. А вскоре в семье появился новый российский гражданин, местный уроженец — мальчик по имени Шавав. Дети не испытывали недостатка в общении, они нашли себе друзей, и круг их интересов стал еще шире с поступлением в первый класс. Сейчас все они повзрослели, дочери вышли замуж, живут семьями недалеко от родителей, в Адыгее. Сыновья возмужали и трудятся на производстве, в строительстве, тоже не забывая отца и мать.

Курдская община станицы Пятигорской — одна из многочисленных в муниципальном образовании г. Горячий Ключ. В ней примерно двести человек. Люди участвуют в национальных праздниках, городских и сельских мероприятиях. Но особенно ярко проявляются их национальные традиции на свадьбах, когда все говорит о принадлежности к курдской диаспоре — и костюмы, и блюда, и песни.

— Мы давно знаем лидеров наших национальных общин, — рассказывает ведущий специалист отдела по связям с территориальными органами самоуправления, политическими партиями, религиозными организациями и общественными формированиями администрации МО г. Горячий Ключ Валентина Подчеко. — В школах была обширная национальная программа, и мы организовывали фестивали, проводили встречи. Дети с удовольствием надевали национальную одежду, брали в руки блюда национальной кухни и встречали приветствием на родном языке почетных гостей. Отсюда и сложилось уважение к различным культурам, каждую из которых школьники с удовольствием раскрывали. Стремление не забывать свои корни поддерживают старейшины, они и хранят семейные традиции, а также отдельные предметы быта, которые передаются из поколения в поколение. Чаще всего это старая утварь и национальные костюмы: расшитые юбки, платки, украшенные монетами.

Валентина Подчеко обратила внимание на то, что среди курдов есть участники Великой Отечественной войны, несмотря на то, что эта народность очень малочисленна. И это еще одна славная страница в истории нашей страны, возможно, еще не до конца написанная.

Очень жаль, что сейчас не отмечаются широко такие праздники как Курбан-байрам, Ураза-байрам и другие. А ведь еще свежи в памяти те годы, когда люди наряжались в красочные костюмы, разжигали костры и исполняли национальные танцы. Сегодня же подобные зрелища можно увидеть разве что на свадьбах.
И все же есть кому продолжить эти традиции. Из детей, обучающихся в ООШ № 11 станицы Пятигорской, примерно 60 процентов курдской национальности. Им и строить будущее своей общины.