В рамках нацпроекта «Экология» Горячеключевские лесничество и лесопожарная станция получили новую технику. Оснащение лесного комплекса служит двум задачам: лесоразвитию и тушению пожаров. И обе они актуальны и тесно взаимосвязаны. Рассказываем об этом более подробно в преддверии профессионального праздника — Дня работников леса, а его отмечают в этом году 20 сентября.
Не рубите деревья!
Лесной фонд Горячего Ключа составляет 110980 гектаров, и функции охраны и защиты этих насаждений осуществляет Горячеключевское лесничество, руководит которым Казбек Урсок. Здесь работают 14 специалистов, из них 11 инспекторов. Основная часть коллектива — сотрудники с большим опытом работы, у которых многому можно научиться. Это лесничие участковых лесничеств Николай Фостовцов, Лев Тозлиян, Анатолий Сивоконь, Олег Тимков, бригадиры лесопожарных бригад Василий Горецкий, Станислав Четыз, Александр Бережной, Александр Осипов. Из молодежи — выпускники Воронежской лесотехнической академии (ныне Воронежский лесотехнический университет) главный лесничий Юрий Свиридов и инженер по охране и защите леса Сергей Ткачев.
Вот что рассказал нам Сергей Анатольевич.
— Территория Горячеключевского лесничества поделена на четыре участковых лесничества. Это Саратовское, Псекупское, Ключевское и Кутаисское. В каждом — по два инспектора, которые на служебных автомобилях патрулируют по установленным маршрутам, чтобы не допустить незаконных лесных вырубок и иных нарушений. Что могут они увидеть? Например, здесь нельзя разводить костер, а кто-то это сделал. Тогда инспектор принимает меры, в том числе самые жесткие, вплоть до составления протокола об административной ответственности.
— Какие еще нарушения встречаются?
— Сейчас довольно популярно изготовление дубовых банных веников. Однако это наносит большой вред лесу, и вот почему. Как правило, веники заготавливают там, где мы недавно произвели посадку, ведь людей не устраивает качество веток старых деревьев, их интересуют именно молодые. Но, если у саженца срезать точку роста, то деревце начнет куститься и не достигнет желаемой высоты. Еще одной проблемой, а это встречается в населенных пунктах, прилегающих к лесу, остается самозахват территории. Домовладельцы не прочь пригородить к своему участку и часть леса. В подобных случаях тоже приходится принимать меры.
Главной задачей инспекторов является недопущение незаконных вырубок. На это и направлена их работа, этому и служит разработанный заранее маршрут, чтобы максимально охватить все делянки. Приходится заезжать в самые отдаленные места, выискивая следы грузовой техники, чтобы по ним уже определить, есть ли здесь люди и с какой целью сюда заехали.
— А какую технику получили вы в рамках нацпроекта «Экология»?
— Конкретно наше лесничество — три автомобиля «Нива». Исходя из функций организации, автомобили повышенной проходимости — это как раз то, что нам нужно для патрулирования. Кстати, последний раз нам выделяли технику в 2012 году, тогда получили «Ниву-Шевроле». В нынешнем же году из федерального бюджета выделили на пятнадцать лесничеств края — тридцать четыре «Нивы», и три из них поступили в Горячий Ключ. Кроме этого, сейчас здесь имеются четыре «Нивы-Шевроле» и малый лесопатрульный комплекс на базе УАЗа, оборудованный пожарным инвентарем на случай происшествий.
А если случится пожар?
В нашем городе находится одна из десяти лесопожарных станций, которая обслуживает территорию Апшеронского, Белореченского районов и муниципального образования город Горячий Ключ.
— Наши главные задачи — предупреждение и тушение лесных пожаров, — рассказывает руководитель Горячеключевского филиала краевого лесопожарного центра Николай Сивер. — Сейчас у нас стабильная обстановка, возгорания были весной, и предполагаем, что могут возникнуть и осенью, когда листва осыпется. Тогда и людей в лесу будет гораздо больше — кто-то за грибами пойдет, кто-то на охоту. Так что очень кстати поступившая в рамках нацпроектов техника.
— И что конкретно вы получили?
— В прошлом году — три пожарных автомобиля на базе ГАЗика и малый лесопатрульный комплекс на базе УАЗа, в этом году — бульдозер и квадрацикл (а это большой помощник в лесу, особенно при сложном рельефе). Там, где не проходят даже «Нивы» или «газончики», на квадрацикле можно доехать в любое место и провести первичный осмотр пожара или же подвезти какой-то груз, например, воду. Планируем получить еще и тягач с тралом для перевозки гусеничной техники. У нас есть такой, но довольно старый, с 2012 года. Кроме этого, есть еще и три малых лесопатрульных комплекса на базе УАЗиков, «Нива-Шевроле», колесный и гусеничный тракторы. Особенно гордимся лесохозяйственным трактором «Форест» на базе МТЗ-1221.
— А как решается вопрос на границах с лесом населенных пунктов?
— Это очень серьезная проблема, потому что не всегда есть техническая возможность сделать в таких местах защитные минерализованные полосы. Не будешь же спиливать забор домовладельца или же вырубать деревья!
Горячеключевская лесопожарная станция в качестве противопожарных мероприятий занимается устройством минерализованных полос, представляющих собой перепаханную полосу земли, которая и является преградой для распространения пожара. Она обычно устраивается весной, а летом за ней проводится трехкратный уход, поддерживается в очищенном от горючих материалов состоянии. Подобным целям служат строительство и ремонт дорог противопожарного назначения, чтобы был доступ к определенным участкам леса, а также установка шлагбаумов, обычно на период ограничения въезда в лес.
Кроме того, лесопожарный центр устанавливает противопожарные аншлаги, напоминая людям о том, чтобы не сорили, не бросали окурки. И здесь же обязательно указываются телефоны оперативных служб, чтобы в случае возгорания сообщить об этом.
Есть еще одно профилактическое мероприятие, очень нужное и полезное для посетителей леса — обустройство мест отдыха. А это могут быть навес, стол, оборудованное место для костра. Как правило, такие точки располагаются в окружении красот природы и в то же время с удобным подъездом для машин. Сейчас такие места для отдыха есть и пользуются популярностью среди населения. С другой стороны, их легко и патрулировать инспекторам.
В нашей местности есть два пика пожаров — ранняя весна и поздняя осень. Леса у нас лиственные, поэтому осенью, когда листья опадают, они и являются горючим материалом. То же самое и весной, когда трава еще не поднялась и прошлогодняя листва может легко воспламениться. Для Кубани характерны низовые пожары. Они наносят не столь ощутимый ущерб, как верховые, которые сейчас горят в Сибири, но, тем не менее, тоже опасны. Специалисты, однако, находят и положительные стороны таких пожаров. Они считают, что, если в этом месте сгорела листва, то здесь уже не будет повторного возгорания. Да и вредные живые организмы — вредители леса, тоже погибнут.
Обеспечение пожаробезопасности является и одним из основных блоков работы инспекторов Горячеключевского лесничества. Как рассказал нам Сергей Ткачев, пожары тушат все — и инспекторы лесничества, и сотрудники лесопожарного центра, и волонтеры — арендаторы, лесопользователи, одним словом, те, кто работает в лесу. Даже если взять во внимание тот факт, что у каждой подведомственной организации министерства природных ресурсов, будь то лесничество, лесопожарный центр или же Горячеключевской участок Краснодарлеса, есть свои функции, но все их сотрудники — лесники, и, если кто-то один тушит пожар, то другой не остается в стороне.
— Не получается работать в лесу ради денег, — такими словами выразил общее мнение Сергей Ткачев, — и потому не может быть среди нас случайных людей. Лесничий — тот же доктор для леса, как и доктор для человека, а значит, не может быть принят в коллектив без определенных навыков.
Любовь Захарова