В День 77-летия разгрома советскими вой-сками немецко-фашистских войск в битве за Кавказ дети из семей, состоящих под опекой Горячеключевского комплексного центра социального обслуживания населения, посетили мемориальный комплекс и дом-музей Аршалуйс Ханжиян в Поднависле. Подробности акции «ГК» сообщила педагог дополнительного образования ГБУ СО Краснодарского края «Горячеключевской КЦСОН», отделения помощи семье и детям Лариса Канагина.
Автобус с группой детей из 15-ти человек в сопровождении взрослых ровно в 9.00 от-правился в путь. Следуя по маршруту (а это без малого 50 км в одну сторону) вспоминали события далеких военных лет. Битва за Кавказ вошла в историю Великой Отечественной войны как одна из самых продолжительных, имеющих огромное политическое значение. На протяжении 442 суток, с 25 июля 1942 г. по 9 октября 1943 г., советские войска вели тяжелейшие оборонительные и наступательные бои, сумев сорвать планы гитлеровского командования и очистить от противника территории Северного Кавказа, Ставрополья и Кубани. Героизм проявляли не только солдаты и офицеры, но и мирное гражданское население. Аршалуйс Киворковна Ханжиян — яркий тому пример.
По прибытии в хутор Поднависла группу встретила Галина Николаевна, родная пле-мянница легендарной женщины по имени «Свет звезды» (именно так переводится имя Аршалуйс с армянского языка). Она же и провела для гостей экскурсию с посещением дома семьи Ханжиян, где ныне открыт музей Аршалуйс, и мемориального комплекса «Поднависла».
Галина Николаевна рассказала о жизни многодетной семьи в годы войны; о клятве, данной их младшей дочерью Аршалуйс и бережно хранимой семьей уже несколько поколений; о том, почему Аршалуйс называют «лесной затворницей», «хранительницей солдатских могил», «солдатской невестой», «хозяйкой поклонной горы»; а также о том, что подвиг Аршалуйс Киворковны отмечен ЮНЕСКО, а сама она была признана «Женщиной 1997 года» в номинации «Жизнь-судьба».
Аршалуйс родилась в семье Киворка и Зайтар Ханжиянов 27 декабря 1913 года. Всего у супругов было 12 детей. Семья жила небогато, но трудолюбиво — все от мала до велика были при деле. Своих детей Киворк и Зайтар воспитывали в патриотическом духе. Позже родственники вспоминали, что отец дал наказ: «Коль скоро мы живем на этой земле, наши дети и наши внуки, то должны эту землю охранять».
Грянула Великая Отечественная война, чуть больше чем через год она докатилась и до Кавказских гор: 9 августа 1942-го пал Краснодар, к концу месяца та же участь постигла Горячий Ключ. Бои быстро приближались к тихому хутору Поднависла. В доме Ханжиян и на всей прилегающей территории разместился медицинский пункт. Весь его персонал можно было пересчитать по пальцам, мест для размещения бойцов катастрофически не хватало, раненые лежали на улице, прямо под деревьями.
К тому моменту большая часть семьи Ханжиян уже воевала на фронте (обратно никто из них не вернется — все погибнут на поле боя), остальные, кто по возрасту не годился в солдаты, ушли дальше в горы. На хуторе осталась только Аршалуйс, став добровольной помощницей при медпункте. Казалось, единственное, чего не делала девушка, так это не оперировала. Она готовила еду, носила с реки воду, стирала белье, перевязывала раненых и кормила бойцов, а в страшные минуты одиночества, отчаяния и боли, утешала раненых как могла — пела им песни, читала книги и газеты. Но самое тяжелое, что приходилось делать худенькой молодой девушке, так это хоронить тех, кого она буквально несколько минут назад, подбадривая, кормила с ложки. Порой приходилось делать все в одиночку, поскольку из-за наплыва раненых у медицинского персонала ни сил, ни времени на это не было.
Всего в семи километрах от хутора располагалось село Фанагорийское, которое занимали то немецкие, то наши войска. А это означало, что в любой момент мог произойти прорыв обороны, и тогда погибли бы и все раненые, и весь персонал. Эвакуировать «тяжелых» было просто невозможно. Ближайший полноценный госпиталь находился в районе Туапсе за горными хребтами и перевалами, речками и водопадами. Ситуация складывалась трагическая.
Наконец стало известно, что 26-й стрелковый полк меняет дислокацию и с позиций в селе Фанагорийское переходит в село Садовое Туапсинского района, что 14-ю километрами севернее. Через некоторое время 26-й встанет насмерть на Шаумянском перевале, преграждая путь врагу на Туапсе. По некоторым сведениям, кто-то из раненых остался на хуторе вместе с Аршалуйс, по другим, благодаря полковому транспорту (состоящему в основном из подвод), удалось забрать всех. Так или иначе, но именно тогда девушка дала клятву никогда не бросать солдат ни в этой жизни, ни в следующей…
После войны Аршалуйс осталась в гордом одиночестве. Всю свою жизнь она ухаживала за могилами, не поддаваясь на уговоры родственников уехать в город. А в мирные 90-е ей самой пришлось брать в руки оружие — на месте захоронения дельцы задумали построить коттеджи, но Аршалуйс с ружьем в руках вышла против бульдозера. И не только спасла память солдат, но и привлекла внимание к захоронению.
Сегодня это место известно многим как мемориальный комплекс «Поднависла» — брат-ская могила и памятник павшим солдатам, на территории которого позднее были возведены армянская христианская часовня «Святой Крест» и православная часовня имени Дмитрия Солунского.
Экскурсия завершилась возложением цветов к памятнику Аршалуйс Ханжиян, похороненной здесь же, рядом с теми, память о ком она, верная клятве, оберегала все эти годы.Дети выразили благодарность и пожелали здоровья на долгие годы Галине Николаевне Ханжиян — племяннице легендарной Аршалуйс и «хранительнице солдатских могил» уже во втором поколении.