В рамках нацпроекта «Демография» в основной школе № 12 станицы Мартанской отремонтирован спортзал. Наш корреспондент побывал здесь и посмотрел, как занимаются ребята и насколько эффективно используется обновленное помещение. Сегодня делимся впечатлениями об этом и с вами, уважаемые читатели.
Держи мячик крепче!
Школа в Мартанской небольшая по численности: 113 учащихся и 15 педагогов. В каждом классе примерно по 15 человек, так что параллельных нет, и все занятия проходят в первую смену.
Звенит заливистый звонок на перемену, и спортивный зал наполняется ребячьими голосами. Сюда на урок физкультуры пришли второклассники. Пока они переодеваются в спортивную форму и занимают привычные позиции на построении, обратимся с воп-росами к учителю физкультуры. Чем будут заниматься здесь дети и какие свои способности совершенствовать?
— Основная цель уроков физкультуры — развивать двигательную активность и различные физические качества у детей, — рассказывает Сергей Карпенко. — Чтобы обучать школьников основам здорового образа жизни, нужно приобщать их к самостоятельным занятиям спортом и физическим упражнениям. В этом плане особенно показательны уроки в младших классах, поэтому удачно, что вы попали на урок именно к второклассникам.
Сергей Александрович работает в школе с 2014 года и ведет все классы — с первого по девятый. С его багажом знаний и опытом легко строить отношения с учениками, проявляя строгость в одних случаях, а мягкость — в других, без нажима на детскую психику. К школьным урокам физкультуры люди относятся по-разному: кто-то вспоминает о них с удовольствием, кто-то — без особого восторга, но все едины во мнении — занятия нужны независимо от того, будет ли продолжена спортивная карьера.
Каждый педагог гордится успехами своих учеников. В этом плане Сергей Карпенко называет второкурсника гуманитарного колледжа Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Богдана Колосова. Выпускник мартанской школы выбрал своей профессией предмет, к которому ему привил любовь учитель физкультуры.
А вот и начинается построение, затем — разминка. Второклассники делают небольшие пробежки, пос-ле чего берут в руки скакалки и прыгают через них, как поставил задачу учитель, по пятьдесят раз. Практические занятия — отработка техники метания теннисного мяча. Каждый берет в руку этот небольшой упругий шаровидный предмет и целится в корзину. Надо попасть! А потом будут прыжки в длину с места, здесь тоже предстоит оттачивать технику, и если кому-то потребуется поддержка, учитель всегда придет на помощь.
Урок проходит легко и быстро, ведь каждый увлечен выполнением заданий педагога, даже те, кто освобождены от занятий. Они изучают теоретический материал по учебникам.
После косметического ремонта
Спортзал в мартанской школе один из лучших в муниципалитете, он просторный и светлый, приспособленный для занятий по баскетболу, волейболу, мини-футболу, гандболу и другими видами спорта, в которых используются мячи.
— Спортивный зал был построен почти двадцать лет назад, — рассказывает директор школы № 12 Александр Киланов, — и, конечно же, нуждался в ремонте. И вот, наконец, в прошлом году учебному заведению были выделены средства в рамках проекта «Демография» из краевого бюджета. К этому событию мы планомерно готовились и составили смету, поэтому знали заранее, сколько денег нам потребуется. Провели торги, выбрали подрядчика, и с ноября прошлого года приступили к ремонту. Длился он недолго — до января этого года.
Александр Васильевич подробно рассказал нам о ремонте и показал, что именно сделали мастера. А они отшлифовали и покрасили пол, выполнили шпаклевку и покраску стен, установили новые светильники, заменили двери в кабинет учителя, в раздевалку и подсобные помещения. Параллельно с этим накрыли крылечки новыми навесами, уложили свежую плитку. Разительные перемены произошли также в коридоре и в помещениях для технического назначения.
Сегодня школьный спортзал выглядит вполне респектабельно благодаря большой площади — 269,1 кв. м, высоким потолкам и огромным окнам. Здесь светло и просторно, поэтому будет комфортно даже профессиональной команде игроков.
Самбо в школу!
Мартанцы подключились ко Всероссийскому проекту «Самбо в школу», идея создания которого возникла в стране несколько лет назад. Поскольку современная школьная программа по физкультуре включает в себя часы на изучение элементов единоборств, но без уточнения каких именно, решено было занять эту нишу изучением борьбы самбо. В качестве примера была рассмотрена Япония, где дети изучают целых восемь лет дзюдо, приобретая силу и уверенность.
Второй класс, на уроке физкультуры которого мы побывали, и стал пилотным по изучению самбо. В этом году в школу завезли борцовский ковер, и ребята начали впитывать в себя азы этого вида борьбы. Понятно, что на первом плане стоит владение не такими активными приемами, как броски, а самозащита, которую очень важно знать каждому.
— Все в рамках детских возможностей, — заметил Александр Киланов, — чтобы ребята получили на занятиях не травму, а навыки борьбы, умение действовать в экстремальных ситуациях. Мы не ставим перед собой цель создавать в школе олимпийский резерв, но стремимся к тому, чтобы сохранить здоровье детей, научить их ценить жизнь.
В школе в достаточном количест-ве имеется и другой спортивный инвентарь, благодаря чему уже с первого класса ребята получают навыки выполнения физических упражнений согласно стандартной программе.
Одно из стратегических направлений нацпроекта «Демография» — «Спорт — норма жизни» ставит задачу увеличить к концу 2024 года до 55% доли граждан Краснодарского края, систематически занимающихся физической культурой и спортом, из них детей и молодежи — не менее 88,5%. Для этого выделены средства из федерального, регионального и муниципального бюджетов.
Будем ходить в походы
Учитель физкультуры Сергей Карпенко еще и инструктор по спортивному туризму, и об этом — чуть подробнее.
В рамках внеурочной деятельности в школе работает клуб «Чемпион», а в нем есть секция пешего туризма. Здесь дети получают спортивную подготовку по преодолению естественных препятствий с помощью различных тактик и техник, иными словами — навыки туризма, умение работать со снаряжением. Занимаются в секции в основном старшеклассники, а для школы это седьмой, восьмой и девятый классы.
В составе туристических групп ребята ходят по тематическим или же иным маршрутам, например, приуроченным к знаменательным датам. В связи с коронавирусной инфекцией с нынешней весны походов не было, и школьники говорят об этом с сожалением.
Понятно, что и до этого походы были несложными, оздоровительного характера, без преодоления горных вершин и скалолазания, хотя и с использованием соответствующего снаряжения.
— Только то, что доступно детям и не принесет им вреда, — заметил Александр Киланов, — это не профессиональный спорт, не стремление к мировым достижениям, а здоровый образ жизни, проявление любви к природе.
Для учителя физкультуры рост его профессиональной деятельности является огромным плюсом, а Сергей Карпенко ежегодно подтверждает статус инструктора по туризму. Кроме того, он активно сотрудничает с детскими спортивными школами и учреждениями дошкольного образования, управлениями образования и молодежной политики городской администрации. Наряду с проведением обычных походов инструктор может подготовить несколько человек по туризму и взять их на общегородское мероприятие.
Работа клуба «Чемпион» способствует занятости детей во внеурочное время, что сегодня особенно актуально. Значит, ребята не будут предоставлены улице, а займутся чем-то полезным.
Молодежные группы
В этом году в станице Мартанской начали создаваться группы из людей, изъявивших желание заниматься спортом на базе школы. Понятно, что для этого им может быть предоставлено самое простое оснащение, но зато — просторный спортзал и футбольное поле. Кстати, на этом поле еще до недавнего времени те же второклассники, с которых мы и начали сегодняшний рассказ о школе, занимались с учителем физкультуры на обычных уроках. В приоритете у спортсменов занятия на свежем воздухе, под открытым небом.
Итак, какие виды спорта выбрала станичная молодежь? Волейбол и кроссфит, а это модное название программы упражнений на силу и выносливость, состоящей в основном из аэробики, гимнастики и тяжелой атлетики. Начали работать уже две группы, причем под строгим контролем со стороны руководства школы. Составлены списки молодых людей, которые будут приходить на занятия в четко определенное время, а в случае изменения состава будут внесены и корректировки в списки. Приход каждого человека в спортивный зал фиксируется в журнале посещений.
Таким образом предоставляются возможности заниматься спортом на базе школы не только ученикам, но и взрослым.
Близится к концу первое полугодие. Еще немного — и девятиклассники из станицы Мартанской попрощаются со своим учебным заведением. Кто-то из них продолжит обучение в десятом классе близлежащей общеобразовательной школы, кто-то поступит в техникум или колледж, а может и в кадетский корпус, по крайней мере, такая возможность существует. И даже если никто из ребят не свяжет свою жизнь с профессиональным спортом, то все равно будет благодарен учителю физкультуры за то, что тот дал им спортивные навыки, воспитал стремление к здоровому образу жизни.