В границах обслуживания Горячеключевской дистанции пути минувшим летом и осенью участились случаи выпаса крупного рогатого скота в непосредственной близости от железнодорожных путей.
В текущем году локомотивными бригадами было сделано 109 записей в Книге замечаний машинистов, связанных с выходом скота на путь: на территории Тахтамукайского района республики Адыгея -32 замечания, Теучежского района – 24 замечания, на территории Горячеключевского района Краснодарского края – 30 замечаний, на территории Туапсинского района-10 замечаний, в Северском районе – 4 замечания, в Абинском районе -9. Понятно, что нахождение коров и лошадей поблизости от путей – непосредственная угроза безопасности движения.
Столкновение с коровой очень часто приводит к повреждениям подвижного состава и объектов инфраструктуры. На перегонах, где наблюдается бесхозный выпас домашних животных без пастухов, машинисты локомотивов, ведущие и грузовые и пассажирские поезда разных весовых норм, вынуждены снижать скорость движения или даже применять экстренное торможение для предотвращения наезда при выходе крупного рогатого скота на путь. От аналогичных проблем страдают и автомобилисты на шоссейных дорогах, но всё-таки инерция движения автомобиля не так велика, как у поезда.
Так в 2020 году в границах Горячеключевской дистанции пути было совершено 5 наездов поездов на крупно-рогатый скот: все случаи произошли на участке Энем-Шенджий-Псекупс в границах Тахтамукайского и Теучежского районов.
Появление на железнодорожных путях домашних животных происходит из-за недобросовестного исполнения владельцами скота правил его выпаса, ведь прогон стада неподалёку от дороги должен осуществляться только в дневное время и при наличии не менее двух пастухов. Важнейшее условие: выпас скота должен производиться на расстоянии не менее 300 метров от железнодорожного полотна, при постоянном надзоре со стороны владельцев либо уполномоченных ими лиц.
Нельзя сказать, что со стороны администраций сельских муниципальных образований тех же Тахтамукайского и Теучежского муниципальных районов не принимается мер по отношению к нарушителям правил содержания, прогона и выпаса домашних животных. Но тем не менее, случаи выхода животных на путь продолжаются. Обо всех случаях нарушения правил выпаса, зафиксированных железнодорожниками, направляются письменные обращения в адрес администраций сельских поселений, на территории которых это произошло. В администрациях районов неоднократно проходили расширенные совещания с участием представителей
Горячеключевской дистанции пути, руководителей муниципальных образований, сельскохозяйственных предприятий, фермерских хозяйств и представителей ветеринарной службы, где обсуждались проблемы выпаса скота вблизи железнодорожного пути, вопросы клеймения животных. Всем участникам выдавались уведомления о правилах выпаса скота вблизи железнодорожной инфраструктуры. К сожалению, в отдельных случаях руководители сельских поселений лояльно относятся к нарушителям правил выпаса домашних животных.
Для борьбы с этим явлением ими слабо используются возможности законодательства, которым предусмотрены штрафы для недобросовестных владельцев скота, игнорирующих те особые условия, которые есть на железной дороге. В итоге в ряде случаев с этой проблемой приходится бороться в одиночку руководителям дистанции пути и дорожным мастерам, отвечающим за соблюдение безопасности движения.