Работа с опережением
Сегодня развитие агропромышленного комплекса Краснодарского края напрямую связано с экспортоориентированностью и импортозамещением.
Сельскохозяйственный экспорт стал одним из основных направлений роста экономики, оставаясь надежным драйвером даже в период пандемии. Ограничения и нестабильность рынков, сопровождающие весь 2020 год, не стали особым препятствием для выполнения планов по экспорту. На продукцию кубанских аграриев за рубежом сохраняется высокий спрос.
По данным Южного таможенного управления, объемы краевого экспорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в январе-сентябре 2020 года составили более 1,8 миллиарда долларов. Таким образом, регион показал рост на 10,6% к объему аналогичного периода 2019 года (тогда — 1,6 миллиарда долларов).
Сегодня Краснодарский край занимает третье место в экспортной корзине России, уступая Ростовской области и Москве. Доля края в российском экспортном объеме — около 10%.
В Краснодарском крае в этом году в составе регионального Министерства сельского хозяйства начал работать отдел, который занимается исключительно вопросами экспорта. В итоге план этого года — поставить на зарубежные рынки продукции АПК на 2,5 миллиарда долларов — уже сейчас выполнен на 76%. При этом по ряду направлений кубанские аграрии сработали с опережением сроков. Так, план по поставкам масложировой продукции перевыполнен на 4,8%, ее продано за рубеж на 324 миллиона долларов.
Перевыполнение составило 15 миллионов долларов. На 10 миллионов долларов превышены требуемые показатели по поставкам в отрасли животноводства. Фермеры отправили на зарубежные рынки мясо-молочной продукции на 31 миллион долларов.
Особое внимание сегодня уделяется экспорту готовой продукции, несущей в себе большую добавленную стоимость. В текущем году выполнить показатели по этому направлению кубанским аграриям также не составило труда — плановая цифра в 184,7 миллиона долларов на практике уже увеличена на 10,7 миллиона.
Зерно и не только
Сегодня сельскохозяйственную продукцию на Кубани экспортируют более 60 предприятий агропромышленного комплекса. Постоянно покупают ее порядка 130 стран ближнего и дальнего зарубежья. Среди них — Египет, Турция, Бангладеш, Саудовская Аравия, Йемен, ОАЭ, Судан, Кения.
Наибольший объем торговли приходится на зерновые культуры, которые занимают 67,1% в структуре экспорта. В этом году Кубань отправила своим зарубежным партнерам зерна на 1,7 миллиарда долларов. Как уточнили в Южном таможенном управлении, основные объемы в структуре экспортируемого зерна приходятся на пшеницу, которой за 9 месяцев 2020 года вывезено 4,7 миллиона тонн стоимостью около миллиарда долларов, ячмень — 0,4 млн т ( в прошлом году только 0,2 миллиона тонн) на сумму 65 млн долларов, кукуруза — 0,3 млн т (ранее 0,09 миллиона тонн) на сумму 56 млн долларов.
Кубань в следующем году должна выйти на показатель экспорта в 2,7 миллиарда долларов. Чтобы достигнуть этой планки региону необходимо увеличить объемы производства, в первую очередь зерновых и технических культур, овощей. Для этого в крае продолжают проводить гидромелиоративные мероприятия.
На эти цели в этом году предусмотрено порядка 300 миллионов рублей, за счет этого к концу года будет введено в эксплуатацию три тысячи гектаров мелиорируемых земель. В 2021 году таких земель будет введено уже четыре тысячи гектаров. В перспективе дополнительные водные ресурсы позволят увеличить объемы зерновых, масличных культур на 300 тысяч тонн, риса на 200 тысяч тонн, а выращивание овощей нарастить на 10 тысяч тонн — до 815 тысяч тонн.
Универсальные инструменты
Для того чтобы облегчить многие задачи для аграриев в Краснодарском крае идут по пути создания кооперативов — сейчас их 182 и еще 10 новых кооперативов предстоит создать в 2021 году.
Для реализации экспортного потенциала разработан годовой индивидуальный экспортный план региона, в котором в разрезе предприятий-экспортеров указаны планируемые объемы отгрузки продукции.
В краевом минсельхозе рассказали, что в этом году мероприятия по поддержке предприятий-экспортеров выполняются в полном объеме, в том числе оказывается содействие для получения финансовой поддержки. На сегодняшний день три региональных аграрных предприятия заключили соглашения о повышении конкурентоспособности на общую сумму 420 миллионов рублей в рамках краткосрочного кредитования. Это «Тимашевский сахарный завод», «Каневсксахар», «Южный полюс».
Всестороннюю поддержку аграриям, вышедшим на международный рынок, оказывает специальный центр координации поддержки экспортно-ориентированных субъектов МСП. Его специалисты консультируют компании по всем аспектам внешнеэкономической деятельности, оказывают услуги по поиску партнеров.
Еще одной структурой, которая плотно работает с экспортерами, а также с теми, кто хотел бы вый-ти на международные рынки, является Российский экспортный центр.
Как рассказал директор РЭЦ в Краснодаре Владислав Есин, в данный момент уже разработан Региональный экспортный стандарт 2.0, который представляет собой универсальную стратегию, набор обязательных механизмов, призванных обеспечить рост экспортных показателей субъекта. РЭЦ создано несколько направлений поддержки, которые показали свою эффективность и в пандемию.
— Не могу сказать, чтобы нам пришлось ощутимо менять свои инструменты поддержки в связи с пандемией, — делится Владислав Есин. — Дело в том, что механизмы изначально были сформированы универсальными, так чтобы они минимально зависели от внешних факторов, ведь международный рынок и без пандемии достаточно нестабильный — вводятся новые пошлины, применяются различные квоты, часто изменяется спрос в тех или иных странах на товары. Поэтому меры поддержки экспортеров были всегда адаптированы к шоковым ситуациям.
Надежные меры поддержки
Сегодня в крае меры поддержки можно разделить на несколько основных групп. Во-первых, консультанты помогают с поиском иностранного покупателя. Для тех, кто определился с каналом сбыта самостоятельно, они могут предоставить аналитические материалы, которые позволяют разобраться в незнакомом рынке, увидеть его специфику и возможности для своего бизнеса.
Другим направлением является финансовая поддержка. Специально для компаний, занимающихся экспортом своего товара, была разработана программа кредитования. Производители используют деньги для закупки сырья и материалов, оплаты услуг подрядчиков, оплаты энергоносителей, транспортных, таможенных расходов и иных расходов, связанных с реализацией экспортного контракта.
Государство может выступить и в роли страхователя. По словам Владислава Есина именно эта услуга сейчас наиболее востребована. С началом пандемии появилось новое направление — страхование отсрочки. Благодаря этому решена сложная проблема: если раньше экспортер, предоставляя покупателю отсрочку, рисковал не только своими деньгами, но и мог получить штрафы от валютного контроля, то участие государства меняет ситуацию. Оно берет на себя 90% суммы отсрочки, которая теперь оказывается вне рисков. Если же придется судиться с покупателем, РЭЦ разделит с экспортером тяжбу в пропорции 90 к 10.
Третий вид поддержки — субсидиарная. Экспортер может возместить свои затраты на транспортировку, сертификацию, регистрацию торгового знака и интеллектуальной собственности, участие в деловых миссиях.
В период карантина в экспортном центре были почти до совершенства отработаны ручные инструменты. В реальном времени экспортеров консультировали о том, где закрылись или снова открылись границы, где запретили ввоз товаров. Горящих заявок было много, предпринимателям не хватало оперативной информации. Однако участие РЭЦ позволило в условиях ограничений максимально снизить потери.
С началом пандемии проведение бизнес-миссий почти полностью было переведено в цифровой формат. На виртуальной площадке встречались участники рынка из Узбекистана, Индии, Китая. В начале такие встречи представляли собой стандартные конференции. Сейчас цифровой формат уже освоен полноценней. Миссии начинаются со стандартных пленарных заседаний, после чего потенциальные партнеры могут встретиться в виртуальном индивидуальном кабинете с переводчиком и обсудить исключительно свое партнерство. В РЭЦ отмечают, что процент заключенных договор при таком формате работы ничуть не меньше, чем после очных встреч.
Дина Пригорова
Фото Геннадия Аносова