«Ключ Добра», открывающий сердце

Сколько сотен литров каши «из топора» нужно сварить, чтобы прокормить 150 собак и 110 кошек? Как убрать с улиц города хвостатых беспризорников, и где расселить такое количество животных? И главное, где достать деньги на содержание бездомных собак и кошек? Ответы на эти и другие злободневные для зоозащитников вопросы знает организатор городского приюта и директор благотворительного фонда «Ключ Добра» Алена Николаева.

Детище инициативной группы наших земляков на протяжении четырех лет служит делу спасения жизней городских кошек и собак, оставшихся без попечения владельцев или же никогда их не имевших. Алена не скрывает, приют в любой момент может закрыться, слишком многое в нем отведено на волю случая и зависит лишь от помощи неравнодушных людей.

Кто-то скажет: «Ну и пусть. Жили же раньше без приюта и сейчас вполне без него обойдемся». К счастью, как раньше, когда хвостатых беспризорников отстреливали прямо на улице без суда и следствия, не будет. Законом «высшая мера» для собак, виновных лишь в том, что они оказались не нужны хозяевам, теперь запрещена на законодательном уровне.

А значит, бездомные животные либо окажутся на улицах, и их количество по естественным причинам будет лишь увеличиваться, либо будут стерилизоваться и содержаться в приютах, где вылечат, воспитают и отдадут в семьи.
На днях Алена Николаева заглянула к нам в гости.

— Алена, расскажите, как возник в Горячем Ключе пункт спасения уличных собак и кошек. С чего все началось?

— Благотворительный фонд помощи животным без владельцев «Ключ Добра» — это некоммерческая организация, которая была зарегистрирована 13 июня 2019 года. Однако наша деятельность как волонтеров и зоозащитников началась в 2017 году. Именно тогда было спасено первое животное. С течением времени подопечных становилось все больше, и было принято решение о создании частного приюта. Каждый день к нам попадали новые и новые кошки и собаки с улиц города. В 2019 году их количество достигло 170. Официально статуса приюта мы не имеем, а животные фактически находятся в пунктах передержки, где за ними ухаживают собственники участков и волонтеры, а мы, в свою очередь, оплачиваем все расходы, животные живут там годами. Сейчас у этих людей на попечении 150 собак и 100 кошек.

— Как на протяжении четырех лет удается существовать, содержать и лечить такое количество животных, не имея собственных средств?

— Кадры решают все. У нас эффективная дружная команда. Каждый из участников зоодвижения отвечает за свою часть работы. Но по сути все это самодеятельность. Мы как благотворительная организация живем на пожертвования граждан. Каждый неравнодушный человек, каждый взнос, каждое животное, получившее помощь, придают нам сил двигаться вперед. За три года существования через приют прошло более тысячи животных, 760 из них попали в семьи, где стали любимцами.

Но естественно никакой фиксированной оплаты нет и сколько пожертвуют в этом месяце неизвестно, поэтому мы не можем располагать ресурсами на перспективу и быть уверенными в том, что приют просуществует еще 10 или, к примеру, 50 лет. Все может закончиться в один момент. Сейчас все наши силы направлены на то, чтобы получить государственную поддержку.

— Финансирование от государства, увеличение спонсорской помощи существенно поможет, но всех проблем не решит. Что нужно сделать для того, чтобы на улицах города перестали появляться коробки с выброшенными котятами или щенками?

— Мы хотим изменить отношение горожан к проблемам четвероногих беспризорников. Чтобы заложить хотя бы азы ответственного отношения к животным, нужны дополнительные человеческие и административные ресурсы. Рассмотрим пример воспитательной работы с детьми. Для этого нужно разработать программу и внедрить ее в образовательное учреждение в виде факультативов или совместных коллаборационных проектов. Все четыре года существования приюта я работаю в нем бесплатно как волонтер и в свое свободное время иногда провожу в детских садах беседы с дошколятами, прививая им основы ответственного обращения с питомцами. Как человек, имеющий педагогическое образование, я могу работать с детьми. Но прошлый год в связи с пандемией внес свои коррективы, и деятельность в данном направлении приостановилась.

В идеале нам нужна целая образовательная система, к которой бы подключились педагоги и воспитатели. Это важно, если мы хотим получить поколение детей, которое будет осознанно подходить к вопросу содержания домашних животных.

Мы рассказываем детям, что кошечка и собачка — это не живая игрушка, которую можно выкинуть, когда надоест. Что животное может болеть, и ему потребуется дорогостоящее лечение, что выгуливать его нужно по определенным правилам, продиктованным физиологией, что нельзя питомцев обижать, причинять им боль.

Еще есть очень важный момент, о котором не то что дети, а даже взрослые не все знают, по законам Краснодарского края владелец животного, если он не является заводчиком, должен принимать меры по предотвращению появления нежелательного потомства у домашних питомцев путем применения временной изоляции, средств контрацепции или стерилизации.
— Как начинается день в приюте, и чем завтракают его обитатели?

— Все бюрократические и финансовые работы нас реально тяготят, потому что это большая проблема и груз ответственности. В приюте работают за оплату 18 человек плюс еще волонтеры. Голова от всех забот идет кругом. Но как только я вспоминаю о наших приютских хвостиках, сразу начинаю улыбаться.

Значит, как прокормить 150 собак? Рассказываю. Утро — это лай. С восьми часов в вольеры к собакам заходят уборщики, начинают чистить клетки. Каждый из обитателей приюта, стосковавшийся за ночь по людям, старается привлечь к себе внимание, получить свою порцию ласки. Собаки приветствуют людей, все «пляшут», как бы говоря: «Я — лучший, обними меня». В некоторых вольерах живут сразу по нескольку, и когда заходит к ним сотрудник фонда — его буквально облепляют со всех сторон.

Доброе утро — это когда нам есть, чем покормить собак. Достать пропитание помогают подписчики соцсетей фонда и канала на «Ютьюбе», а вот оснащением кухни занимались все неравнодушные горожане. Приют мне напоминает детскую игру в халабуду, когда дети «тащили» из дома все, что можно для обустройства быта в игре, а у нас все это происходит по-настоящему. Огромное спасибо всем жертвователям, которые подарили посуду, ткань и многое другое, чем мы сейчас активно пользуемся.

Каша для собак готовится в двух 50-литровых выварках. Мясо варим в двух 20-литровых кастрюлях. К отваренной крупе, как правило это рис, он хорошо разваривается и дает сытность, добавляется мясо и бульон. Но и этого мало. Чтобы накормить всю хвостатую бригаду, нужно около 20 таких кастрюль. Облегчает задачу зерновой корм, который мы закупаем большими мешками в Тихорецке. По сути это хлопья, быстрая каша. Ее тоже смешиваем с бульоном и мясом и раздаем собакам. После кормления уборщики еще раз проходят по вольерам и убирают за нашими питомцами.

— Бывают случаи, когда дома оказываются ненужные продукты или просто их скапливается слишком много, можно ли вам привезти, и что возьмете, а что нет?

— Точно не возьмем сало (это очень вредная еда, которая вызывает проблемы с поджелудочной железой) и масло, которое уже использовалось для жарки. Кости берем, но это не еда (в отличие от мяса в кости нет белка), а лакомство для собак. Крупам будем рады любым и в любом количестве, как и макаронным изделиям. Любые сухие корма даже эконом класса приветствуются. Другие продукты, к примеру, колбасу или полуфабрикаты принимаем на свое усмотрение.

— А как ваши собаки гуляют? Накормить их, наверное, даже проще, чем ежедневно выводить на прогулки такое шумное хозяйство?

— Конечно, собакам хочется, а иногда просто необходимо, выйти из клетки и побегать на открытом пространстве, из-за того, что мы перенаселили приют, эта опция доступна далеко не каждому из песиков. Хотя изначально, когда строился приют, планировалось, что из своих вольеров они будут выходить в просторный манеж и там гулять. Но рассчитано это пространство было на 70 собак, а по факту проживают 120. Все свободное пространство заполнено новыми вольерами и будками, и места для выгула нет. Сейчас в штате один сотрудник, который за 500 рублей ежедневно выгуливает по 10 собак, остальные 110 завидуют и ждут своей очереди.

Еще мы ориентировались на приюты мегаполисов, где люди вынуждены большую часть времени проводить в квартирах и тесных офисах. Там есть такая практика, когда горожане приходят в места содержания собак на выходных или в любое свободное время и гуляют с животными. Это весьма распространенный вид семейного отдыха. Самим горожанам — радость и активное времяпровождение, детям — удовольствие от возможности подарить свою любовь и поделиться энергией с собачкой, а животным — счастье побегать и получить свою порцию ласки и внимания. Но у нас почему-то такая система не работает. Хотя это ведь отличная возможность разнообразить досуг и показать ребенку, который просит завести собаку, что это очень ответственный шаг.

Кроме того, рядом с приютом лес, места для прогулок предостаточно, приезжайте и гуляйте. Но предварительно нужно позвонить нам в приют, чтобы мы рассказали, как к нам добраться.

Еще у нас есть акция «Выгул на диване», в ее рамках каждый желающий может обеспечить прогулку любому животному. Для этого нужно лишь перечислить денежное пожертвование на указанный счет, и наша сотрудница выведет по желанию жертвователя дополнительно еще одно или нескольких животных, а потом пришлет фото или видеоотчет с кадрами прогулки.

Почему это важно? Мы ведь передаем собак в семьи, и нужно, чтобы животные были социализированы, чтобы они знали как себя вести, к примеру, на той же прогулке. Многие из них провели в клетке большую часть жизни, выросли из щенка в собаку и не знали, что такое ошейник и поводок. Благодаря тому, что мы привлекли дополнительного сотрудника — кинолога, проводится социализация, адаптация, приучение к выгулу наших животных и обучение элементарным командам, таким как «Ко мне» и «Фу». Все постояльцы приюта имеют ветпаспорта, они привиты, в том числе от бешенства и от всех вирусов. Кроме того, все животные контактные и уравновешенные.

— О собаках поговорили, но ведь у вас есть и кошки. Чем вы их кормите, и как из больных подвальных заморышей преображаете в роскошных королев городских улиц?

— Кошатники шутят, что коты — это жидкость. Вот представьте жидкость из ста котов, которые утром все кричат и требуют еду. На завтрак у них влажное кормление: кашка с мясом или в редких случаях кошачьи консервы. Кошки хорошо живут в открытой среде, если их стерилизовать и подкармливать. Живой пример — наши мурлыки, которые обитают возле санатория. Это украшение курорта. Ухоженные, красивые, упитанные. Мы их стерилизовали, то есть там нет бесконтрольного размножения, а значит и болезней с этим связанных. Краснодарские блогеры их очень любят, подкармливают, снимают для своего «кошачьего контента». В общем это такой образец кошачьего благополучия.

Если же животное проживает в среде, где царствует хламидиоз, герпес и прочие болезни, о благополучии говорить не приходится. Все эти недуги процветают в подвалах городских многоквартирных домов. Больные животные рожают таких же больных малышей, которые попадают к нам в приют и потом очень долго лечатся.

Такие заморыши вызывают чувство жалости, а должны — радовать. Дворовая кошка должна быть гордостью дома — красивая, чистая, стерилизованная, здоровая любимица взрослых и детей. Это достигается при минимуме затрат и участия, нужно только самим жильцам захотеть вывести животное на другой уровень жизни.

— Желание то возможно есть у многих, но все упирается в финансы. Стерилизация — дорогая услуга. Есть ли возможность сэкономить и заплатить меньше за операцию, если животное не домашнее, а с улицы?

— У нас сейчас проходит акция по льготной стерилизации: поможем получить скидку, оформить рассрочку или даже, если люди покажут свою заинтересованность этой проблемой, часть денег оплатим из своих фондов. Бывает, что приходят люди, у которых по нескольку животных и нет денег на их стерилизацию, в этом случае, конечно, идем на встречу. Льготная стерилизация собаки стоит 2000 рублей, кошки — от 1200 до 1500. Процедура не только избавляет животное от проблем с нежелательным потомством, но и снижает риск раковых заболеваний и исключает заражение половыми инфекциями. Посчитайте, сколько денег на корм вы потратите для котят от любимой кошки прежде, чем их отдадите, и умножьте на количество ее беременностей. По сравнению с этой цифрой стоимость стерилизации покажется совсем незначительной.

Еще один момент, который нужно учитывать, — в Горячем Ключе не все клиники могут выполнить эту операцию на должном качественном уровне. Так что нужно обязательно наводить справки, интересоваться профессионализмом специалиста, наличием соответствующего образования. Если нужно — можем порекомендовать владельцу животного проверенные клиники.

— В открытых данных место расположения приюта найти очень сложно, и вы делаете акцент на том, что сообщаете его в личной беседе с жертвователем, или, как в этом случае, с человеком, который хочет помочь с выгулом животных. С чем это связано?

— Мы не афишируем место нахождения по причине особого спроса у нерадивых владельцев животных. Регулярно нам под забор приюта подкидывают коробки с котятами и щенками, а к деревьям привязывают собак. Многие прямо заявляют, что мы обязаны решать их проблемы с безнадзорными собаками и чуть ли не сами должны бежать по первому звонку, чтобы их отлавливать. И я в этом случае не устаю повторять: мы не получаем никакой поддержки от государства, мы не существуем за счет ваших налогов. Мы — частная благотворительная организация. А чтобы не было у вас лишних котят и щенков — стерилизуйте своих животных. За год местные жители выкидывают около 400 малышей. Какой приют с этим справится, и должен ли он с этим справляться?

Нужно, чтобы места в нем освобождались для других животных, а нынешние постояльцы отправлялись к новым любящим хозяевам. К сожалению, этот процесс идет медленнее, чем хотелось бы. Знаете, говорят, что лучше один раз увидеть, чем сто — услышать. Я приглашаю всех читателей «ГК» на виртуальную экскурсию по нашему приюту, вы сможете увидеть, как живут наши животные, как они гуляют, как скучают и радуются любому посетителю, может кто-то понравится настолько, что станет в будущем членом именно вашей семьи, привнеся в нее уют и счастье.

У нас задействовано много интернет-ресурсов, и все наши сьемки, все блоги нацелены только на то, чтобы животных полюбили, чтобы их наши жертвователи кормили, помогали лечить, чтобы заметили и взяли в семью. Самые яркие эмоции у сотрудников и волонтеров приюта возникают, когда мы получаем фотографии и видео счастливых семей, забравших наших воспитанников и самих счастливых питомцев, обретших добрых хозяев.

— Не все люди могут взять домой питомца, не всем позволяют это сделать квартирные или прочие условия. Какую еще помощь они могут оказать приюту?

— Приглашаем поучаствовать во всех программах фонда. Везде нужны волонтеры.
Фондом проводится огромное количество мероприятий от выставок, где нужно стоять с животными, до помощи в приюте и информационной поддержки в соцсетях.

Есть акция «Кормим, любим, бережем»: каждую субботу мы выставляем столик с поделками ручной работы, некоторые вещи и в Интернете выкладываем на продажу. Вырученные средства направляются на нужды приюта.

Желаем всем мастерицам города творческого вдохновения и приглашаем к участию в акции.
Связаться с нами и уточнить, какая помощь нужна, можно, написав по электронной почте: fond2019@rambler.ru, позвонив мне по телефону: +7 (918) 328-94-13 или моему помощнику Марии: +7 (900) 253-45-83.

Елена Слипченко