Кому и зачем отдавали черкесы своих детей

В предыдущей публикации мы рассказали о прошлом коренного народа Северо-Западного Кавказа — адыгов (черкесов). В очерке речь шла о выдающемся представителе адыгского народа — писателе, ученом, просветителе начала XIX в. Хан-Гирее — и религии, верованиях и суевериях горцев. Сегодня мы продолжим наш экскурс в прошлое и познакомимся с традициями воспитания, свадебными обрядами и проведением праздников местными племенами, описанными Хан-Гиреем и другими авторитетными исследователями к началу XX века.

Воспитание
«Не слыхано в Черкесии примера, чтобы дети человека значительного воспитывались в родительском доме под надзором родителей, напротив, по рождении младенца немедленно отдают на воспитание в чужие руки, то есть руки человека, избранного в дядьки» (Хан-Гирей, «Черкесские предания», избранные произведения, с. 158). Нередко избранный (аталык) приезжал в дом родителей еще до рождения малыша, а потом, устроив подобие пира, забирал новорожденного и воспитывал до совершеннолетия. Такая практика часто вела к охлаждению в дальнейшем отношений между сыном и своими родителями, т.к. приемный дядька был для него настоящим отцом, а его детей он любил больше своих братьев и сестер. Отсюда — не любовь, а зачастую ненависть между кровными наследниками в возмужавшем возрасте. «Вот источник вражды, раздирающий семейства высшего класса в Черкессии, и начало междоусобий…» (там же, с. 159).

Причиной традиции аталычества, вероятно, стало желание князей упрочения своего положения среди соплеменников и поиск вассалов среди менее значительных дворян, путем сроднения и сближения семей через воспитанников. Те же, со своей стороны, конечно, желали сближения с княжеским родом, ища защиту и покровительство. Причем под защиту клана воспитанника попадала не только семья аталыка, но все его родственники и подвластные люди. Воспитатель обычно имел не более одного подопечного. В случае его смерти он обрезал себе кончики ушей или носил годичный траур.

Аталык воспитывал приемного сына в учтивости к старшим, гордости за свое звание, ловкости в обращении с оружием и конем, для приобретения полезных связей вывозил воспитанника в другие селения и племена. По достижении совершеннолетия воспитанник облачается в необходимое для наездника снаряжение и доспехи и в сопровождении подвод, наполненных яствами и подарками, пускается в обратный путь. Возвращение в отчий дом знаменуется семидневным пиром, игрищами и состязаниями. В этом случае супруге воспитателя разрешается плясать на пиру, несмотря на то, что у черкесов обычно танцуют только девушки. В завершение пира отец воспитанника одаривает воспитателя и его спутников.

Девочек отдают под патронат супруге аталыка. Она приучается к рукоделию, семейному обхождению и другим премудростям женской доли. Возвращение в дом происходит также как и для молодого человека. При выходе девушки замуж воспитательница получала некоторую часть из ее калыма в виде подарка от родителей.

Простые люди, имеющие хороший достаток, также практикуют аталычество. Но среди простолюдинов домашнее воспитание считается более приличным, чем приемное, разрыв связей между родителями и воспитанником не так силен, как в высшем кругу, соответственно, дальнейшая конкуренция с родными братьями не так сильно и часто проявляется.

Институт аталычества проявляется и в других случаях. Дворянин, желающий сближения с князем, приглашает его в гости и подносит ему щедрые подарки (оружие, доспехи).

Супружество и свадебные обряды
Черкесская молодежь общается между полами достаточно свободно. Заручившись поддержкой будущей невесты, мужчина через поверенных просит ее руки у родителей. При получении согласия дарит подарок отцу или брату невесты (эуж), что являет собой обручение или сговор. С момента сговора невеста формально принадлежит избраннику. Затем в ее дом приходят друзья или братья жениха и, оставаясь в нем по нескольку дней, решают вопросы о величине и сроках передачи выкупа, часто и сами платят за будущего мужа какие-то доли подарков. По традиции, с поверенных жениха снимают всю добротную одежду, наряжая их в тряпье, поэтому, отправляясь в дом невесты, одеваются во все самое изношенное.

Все эти действия сопровождаются ночными весельем, плясками, шутками до утра. Перед отъездом один из гостей старается прикоснуться к платью невесты, окруженной тетками, пытающимися не допустить этого, для чего одаривает женщин, это церемония вывода невесты. По дороге из дома невеста едет в арбе, окруженная всадниками, — поездом, распевающими свадебные песни и стреляющими из ружей. Встречные путники присоединяются к процессии во избежание насмешек над собой, а иногда и срывания одежды и простреливания шапки. Как не вспомнить при этом современное проведение свадеб у адыгейцев: свадебный кортеж из множества автомобилей, часто наглухо затонированных и с заниженной подвеской, перегораживает всю проезжую часть, а иногда джигиты из окон своих стальных коней еще и постреливают в воздух. Но теперь-то мы знаем, что современные джигиты не виноваты в таком поведении, — они лишь подвластны своим давним обычаям!

Обычно невеста привозится сразу в дом одного из приятелей, а последние разъезжаются, стреляя в воздух и намереваясь обязательно попасть по трубе дома. Здесь совершается обряд магометанского бракосочетания, а невеста в это время называется тейше. Жених может посещать невесту после захода солнца в сопровождении приятеля, который затем удаляется, а молодые могут быть наедине до восхода. Вхождение невесты в дом временного пребывания и особенно выход из него сопровождаются празднеством: приходят гости и девицы из соседних селений, три дня гуляют и пляшут, а на четвертый невесту отвозят в дом будущего мужа.

В доме жениха хозяин прежнего жилья (где находилась тейше), ставший аталыком будущего мужа, вновь собирает и потчует гостей в течение трех дней, после чего они разъезжаются. Во всех этих празднованиях жених участия не принимает: он удаляется в наезды или остается в уединении.

Свадебные обряды соблюдаются всеми — от князя до простолюдина, разница только в размахе праздников. Браки заключаются при равенстве родов и положений в обществе. В случае отказа родителей отдать замуж свою дочь, джигит крадет ее. Это происходит очень часто, а иногда и целенаправленно в связи с предстоящими издержками, которые терпят родители при соблюдении традиционного обряда, при краже невесты этих трат можно запросто избежать. Поэтому черкесский народ лояльно относится к краже невест.

Редко, но бывают случаи женитьбы молодого человека родителями на девушке, которой он никогда не видел, или наоборот, свадьба против воли девушки и ее родителей. В таком случае жених с толпой приятелей при возможности умыкает девушку и отвозит в дом уважаемого в племени человека, где вступает с ней в брак. При таком своеобразном случае аталычества действия жениха попадают под покровительство хозяина дома.

В городском историческом музее есть необычный экспонат, который может служить интересным дополнением к рассказу о свадебных обрядах адыгов, так называемый «свадебный жезл» или «свадебный календарь» (см. фото экспозиции музея). Это целый комплекс атрибутики, собранный из деревянных шариков (в оригинале, в старину делался из орехов фундука), нанизанных в определенном порядке и переплетенных цветами и ленточками. Все это великолепие крепится на деревянной подставке и возглавляется флагом зеленого бархата. Жаль, но о его применении в свадебном обряде нам доподлинно и однозначно неизвестно: по одной версии свадебные жезлы или флаги распорядитель свадьбы (джегуако — подобие тамады) раздает почетным гостям, с ними совершаются обрядовые танцы. По другой — это своеобразный календарь, по которому готовятся к свадьбе и определяют ее этапы и события. Поэтому сотрудники музея будут признательны всем, кто может достоверно и авторитетно рассказать нам об этом предмете.

Праздники и развлечения
«Во время благоденствия народа свободные от дел часы бывают обыкновенно посвящаемы удовольствиям. Напротив, с бедствиями, постигающими народ, и удовольствия его становятся реже. Черкесы, никогда не достигавшие степени надлежащего благоденствия и подвергшиеся тяжким бедствиям, отчуждились ныне от многих игр и забав народных, некогда доставлявших им в праздные часы величайшие удовольствия» (Хан-Гирей, «Черкесские предания», избранные произведения, с. 164).

Одна из примечательных народных игр называется диюр (крест), смешавшая в себе обряды язычества и христианства. Заключалась она, вкратце, в состязаниях команд разных частей аула с длинными шестами с зажженной наверху корзиной соломы и проводилась в темноте. Во время игры захватывались «пленные», которые по окончании обменивались или выкупались друг у друга. Заканчивалась игра пированием в доме одного из старейшин.
Другая подобная игра проводилась зимой, после окончания сельскохозяйственных работ. Только на этот раз нападения команд заключались в бросании снежков и рукопашной схватке. Среди черкесов также распространены игры в шахматы и особенно в шашки.

Пляски их делятся на два разряда. Первый — удчи: мужчины с девушками под руки водят по кругу своеобразный хоровод, внутри которого помещаются музыканты с флейтами и скрипками. Девушки не должны танцевать слишком часто и постоянно с одним партнером. Пляски проводятся по любому поводу: свадьба, рождение младенца, передача детей на воспитание и их возвращение в дом и др., сопровождаются стрельбой и джигитовкой и продолжаются по многу часов. Наездники на конях джигитуют в толпе танцующих, не жалея пеших, ломают конями заборы и легкие строения и даже заскакивают в дом. В таких празднествах нередки несчастные случаи и даже гибель лошадей и людей. Черкесы считают, что «кому не страшно в день такой игры, тот не устрашится и в битве».

Другой вид пляски состоит в том, что в середину собрания выходит молодой человек или девица и начинает плясать, выделывая ногами, руками и телом всевозможные «кренделя», уставши, выходит из круга и его сменяет другой. Такие пляски были очень распространены в древности, но по мере усиления исламской религии, порицающей свободное обращение с женщиной, становятся реже.

Некоторые забавы с играми устраиваются в задабривание грома, дождя и пр., например, сталкивание друг друга в одежде в воду и поливание женщин водой — для хорошего урожая.

Большая часть игр и развлечений, таких как толкание камней, поднятие тяжестей, борьба, прыжки через заборы, конные скачки и др. служит закалению силы духа и тренировки тела. Особо стоят упражнения с оружием, которым любой черкес обязан владеть в совершенстве: заряжание ружья и стрельба на всем скаку лошади, стрельба из лука стоя или на лошади и др. Как видно, почти все развлечения и игры носят воинственный характер. Также видно, что большая часть развлечений имеет древние языческие корни, а некоторые произошли из христианской традиции, бытовавшей среди племен вплоть до XVII-XVIII веков. Исламская же традиция, как более сдержанная в проявлении свобод, эмоций и чувств, с каждым столетием все более снижает градус веселья и праздного времяпровождения.

Сергей Безух,
научный сотрудник Городского исторического музея

Источники:
— Хан-Гирей, «Черкесские предания», избранные произведения. «Эльбрус», Нальчик, 1989 г., «Вера, нравы, обычаи, образ жизни черкесов»;
— «История Кубани с древнейших времен до конца 20 века», под ред. В.Е. Щетнева, Краснодар, 2004 г.;
— А.Н. Дьячков-Тарасов, «О задачах этнографии в деле изучения горских племен кубанской области»; П.П. Короленко, «Горские поселенцы в Черномории». Сборник «Известия Общества любителей изучения Кубанской области», выпуск 1 под ред. В.И. Сысоева и А.Н. Дьячкова-Тарасова, Москва, «Книга по требованию» (репринт Екатеринодар, 1899 г.)