Вот уже два с половиной месяца новый глава Горячего Ключа Сергей Белопольский демонстрирует навыки опытного и требовательного управленца. С его легкой руки стартуют работы по таким закоренелым проблемам, как очистка рек, реконструкция водозаборов, открывается, наконец, спорткомплекс в Саратовской, который, уж казалось, грозил пополнить список местных долгостроев. В тяжелейший период ЧС, каких в Горячем Ключе еще не было, Сергей Белопольский вдруг открывается жителям с новой стороны — он душевный, отзывчивый человек, которому не чужды ни живые эмоции, ни физический труд. И вот глава то обеспечивает подтопленцев техникой и мебелью, то с пилой в руках браво чистит ерик на одной из городских улиц.
Как главе удается все успевать, какие приоритеты он видит в развитии Горячего Ключа и как планирует выстраивать работу с общественностью? Обо всем этом он рассказал сам.
Губернатор края поставил задачу — вытащить наш город из затяжной стагнации и я сделаю все для этого возможное
Прошло два месяца с того дня, когда депутаты на сессии Совета проголосовали за кандидатуру Сергея Белопольского на пост главы нашего города. Напоминаем, что он — уроженец Горячего Ключа, родился в станице Суздальской.
— Сергей Викторович, вы уже познакомились с городом, с депутатским корпусом. Он встречал вас «у ворот». У вас есть разграничения, что это представительная власть и пусть она выполняет свои функции, а вы все-таки исполнительная власть? Или видите консолидацию сил?
— Да, депутаты первыми встречали меня, и встречали по-разному. У них есть определенный опыт общения с властью — где-то положительный, где-то отрицательный. Для них я человек новый. Большинство из них небезразличны к судьбе города, хотят видеть его другим, потому и принимают участие в его развитии. Однозначно мы должны работать в тандеме, и другого быть не может.
Сегодня я продолжаю знакомиться с каждым депутатом, внимательно выслушиваю, какие есть вопросы и просьбы к власти, что нужно сделать, какой настрой у людей, как они видят развитие города. Естественно, всю эту информацию я собираю и делаю выводы, если есть необходимость — даю поручение в каких-то вопросах разобраться.
— Не всегда люди доверяют власти. Это связано с определенным кризисом доверия к существующей исполнительной власти? Как оцениваете такие ситуации?
— Говоря об уровне доверия населения к власти, а это стало видно на тех встречах, которые я проводил с людьми, чувствуется, что он не очень хороший. Возьмем такой вопрос, как строительство школы. Люди ждут и десять лет, и двадцать решения этого вопроса. С одной стороны на мне сегодня лежит большой груз ответственности, за реализацию данных ранее обещаний. С другой — это вызов для меня. В этом году мы заканчиваем проектирование пристройки к 4-й школе на 425 мест в мкр Развилка. Министерством образования РФ предварительно одобрено участие Горячего Ключа в федеральной программе по строительству и реконструкции школ на 2022 год. Из Краснодарского края в перечень включено всего 10 объектов, из них девять — в Краснодаре и один — наш. Подали заявку на финансирование проекта для новой школы по ул. Ленина, 193е. В 2022 году планируем проектирование, в 2023 — начало строительства.
Людям не даю пустых обещаний, потому что понимаю — было много таких, которые не выполнены. Ни в коем случае не хочу сказать плохого о бывших своих коллегах. Более чем уверен, что каждый из них старался и делал много полезного для города, но сегодня есть спрос у населения на гораздо большую отдачу, и она не связана с личностной характеристикой какого-то отдельного руководителя. Она связана с возможностями и даже прогрессией. Люди уже сегодня хотят жить хорошо, а не слушать о планах, которые должны быть исполнены когда-то, и это нормально.
Работу надо планировать, четко понимать сроки реализации тех или иных планов. Пример — недостроенный спортзал во второй школе. Люди это видят и понимают, что потрачены деньги, а проект стоит без реализации. Также они отлично понимают, что Горячему Ключу требуется расширение трассы М-4 «Дон», нужны пешеходные переходы и т.д. Они видят, какие мосты строятся в Адыгее и на побережье, что все эти сложные инфраструктурные проекты могут быть реализованы и здесь.
Сегодня нет проблем с финансированием на федеральном, краевом уровнях, поддержка колоссальная. Наша задача — своевременно подавать заявки, грамотно готовить документацию. Все коллеги знают мой подход к работе: нельзя спокойно ходить — мы должны бегать, потому что отстаем. И я нисколько не сомневаюсь, что мы всех догоним.
— Что нужно, чтобы реализация проектов шла активнее, чтобы город стал площадкой, на которой бы реализовывались хорошие программы?
— Здесь есть несколько составляющих. Я столкнулся с проблемой, связанной прежде всего с некачественной подготовкой документов. Есть определенные стадии — сначала подготовка проектно-сметной документации, потом уже реализация проекта. Так вот, когда документы подготовлены неправильно, это влечет серьезные последствия. Хуже всего, когда подрядчик просто не может выполнить работу, нужно расторгать контракт и повторять всю процедуру заново. В итоге можно просто не успеть реализовать проект до конца года и потерять целевое финансирование. Поэтому многое зависит от людей на местах. Нужны квалифицированные кадры, понимающие степень своей ответственности.
Сегодня законодательство устроено так, что основным критерием оценки подрядчика, которого мы выбираем, является цена. Здесь, на местах, видим, что демпинг по цене — это мнимая экономия. Подрядчик начинает экономить либо на рабочих, нанимая неквалифицированный персонал, либо на материалах, что тоже сказывается на конечном результате. Поэтому моя задача — отследить все эти моменты и выстроить их правильно.
И другая важная составляющая — перспективное планирование. Сейчас для этого самый благоприятный момент — мы находимся в процессе разработки нового генплана города. Это стратегический проект. Со времен создания предыдущего генплана подход и цели изменились кардинально. Масштабной жилой застройкой без развития инфраструктуры в прошлые годы существенно увеличена численность населения, и как результат — серьезная нагрузка на коммунальные сети и острая нехватка мест в школах и садах. Мы должны сделать ставку на развитие курортной отрасли, зон отдыха и мест притяжения. Есть высокий спрос и на реабилитацию, медицинские услуги, на санаторно-курортное обслуживание.
Сегодня основным источником доходов города являются налоги, в том числе НДФЛ, который платится с зарплаты. Логично, что у нас должно работать как можно больше людей. И те, кто живет здесь, не должны работать в «Озмоле», в «Меге» или еще где-то — они должны работать в Горячем Ключе. Но нам нечего им предложить, поэтому мы должны заложить в генплане фундамент на развитие нашего города на десятилетия и четко ему следовать. На это, на развитие города-курорта, той зоны, где приятно отдыхать, я настраиваю всех, в том числе и бизнесменов, которые приобрели с определенной целью земельные участки.
— Интересен ваш взгляд на город. Взгляд не чиновника, а простого человека.
— У нас сегодня откровенный разговор. Мне удалось много где побывать. И на территории нашей страны, и за ее пределами. Есть с чем сравнить. Горячий Ключ — прекрасный город, но отстающий в развитии. Он не притягивает сегодня, и это для меня — шок: увидеть, в каком состоянии находятся некоторые объекты. Возможно, кому-то это примелькалось, а мне очень заметно.
— И потенциал есть, и управление, а развитие провисает. Огни, светофоры, мелкий антураж, но чувствуется, что город не может выйти из такого состояния, в котором оказался. В чем дело, на ваш взгляд?
— Я сам родился и вырос в станице, учился там до одиннадцатого класса. И помню состояние самой станицы. И вот, приезжая сюда в зрелом возрасте к родителям, я наблюдал, что с каждым годом ситуация только ухудшается. Понятно, что присходит активная урбанизация, и молодые люди стараются уезжать в город. Я знаю массу людей, которые намерены жить в селе, но у них нет такой возможности — им негде работать, некуда водить своих детей, так как нет ни кружков, ни бассейнов. Да что о селе, в Горячем Ключе нет бассейна! Мне тяжело об этом говорить и не хочу обещать людям то, что не смогу сделать. И даже то, в чем практически уверен, тоже обещать не хочу.
Доверие людей — самое главное, что есть, и потеряв его, ты не состоишься не только как чиновник, управленец, но и как человек.
— И населению ведь тоже тяжело.
— А это потому что мы находимся в таких условиях — в пространстве и времени именно сейчас. Поймите, людям все равно, кто сидит в администрации, им важно, чтобы горел свет, была дорога. А какая власть это сделает — не имеет значения. А власть поделена на такие направления, чтобы могла четко функционировать, как единый организм. Поэтому наша задача — самим разобраться, как привлечь деньги, как построить, как сделать. Это наши проблемы. Для этого есть органы власти, депутатский корпус, общественность.
Хочешь жить в хорошей стране? Не бросай мусор, не нарушай закон, будь вежлив, уважай других. Начни с себя. А мы же готовы требовать, но сами делать не хотим. Вот, например, стоит красивый многоквартирный дом, рядом — свежие контейнеры для мусора. И рядом же — горы строительного мусора. Получается, что каждый считает возможным выбросить после ремонта мусор и сузить зону комфорта до своей квартиры. Это неправильно.
Благодаря регоператору, в городе появились евроконтейнеры. Однако в Горячем Ключе из 125 площадок для сбора мусора нормативным требованиям соответствуют лишь единицы. Сейчас осмечиваем ремонт ряда площадок, финансирование уже выделено.
Сегодня призываю всех жителей посмотреть вокруг себя. Как мы убираемся, бережно относимся к общему имуществу, не разрисовываем лифты, подъезды. Кто-то скажет, что это делают дети? Но ведь они копируют своих родителей. Нельзя воспитать детей по учебникам, ребенок сделает так, как делаешь это ты. Значит, мы такой пример подаем.
— Вы подали жителям отличный пример на субботнике. А вот был ли отклик?
— Во время субботника несколько человек из ближайших домов все же вышли, когда мы чистили ерик на Новонабережной. Это уже результат. Эти люди теперь знают цену брошенному мусору, будут внимательнее следить за порядком в своем районе.
— Многие говорили, что курорт у нас такой прекрасный, здесь проводились научно-практические конференции. Но от слова «халва» не станет слаще во рту. Если вы возьметесь за реализацию проекта создания города-курорта, то это будет замечательно.
— Время покажет. Сегодня еще нет трех месяцев, как я здесь. Однако многие процессы, которые до этого не двигались, сегодня запущены. Один их важных вопросов — чистая вода. В плановом режиме идет реконструкция двух городских водозаборов. На центральном готовятся к строительству станции обезжелезивания воды и два резервуара по 1000 кубов каждый, произведена переврезка существующих сетей канализации и водоснабжения, которые попали в зону застройки. В Жидковой щели тоже будет два новых резервуара, а также насосная станция и электростанция. Все это благодаря участию Горячего Ключа в нацпроекте «Жилье и городская среда».
Мы начали строить водопровод между скважиной в районе п. Кутаис и п. Транспортный. Там центрального водоснабжения никогда не было. На этой неделе стартовала реконструкция водопровода в станице Бакинской. Будет заменено почти шесть километров линий во всем населенном пункте. Для проведения этих работ мы закупили девять километров труб, еще два нам выделили из резервного фонда краевого Министерства ТЭК и ЖКХ.
— Здорово, что решается проблема с водой. А как удалось приступить к расчистке рек. Мы много лет слышали о том, что в реки «заходить» нельзя, нужна масса согласований, проекты… А тут вы только озвучили планы по расчистке, и вот она началась.
— Это немного разные виды работ. Подтопление, которое случилось 6 июля, позволило нам в рамках ЧС заключить муниципальный контракт и оперативно приступить к расчистке карча в руслах рек Тхамашинка и Кавярзе. Из 5,5 км подрядчик уже выполнил половину работы. А впереди более сложный по подготовке и реализации проект — расчистка, углубление и спрямление русла Псекупса. Занимаемся этим вопросом совместно с Минприроды края. Алгоритм действий нам понятен. Уже направили запросы в организации, которые имеют опыт проведения подобных работ и смогут заказать проект на очистку реки. Только после проектирования подрядчик получит от Минприроды разрешение на работы.
— Если говорить о чиновниках, то встретили ли вы команду в стенах города или ее еще предстоит формировать?
— Конечно же, сегодня я занимаюсь формированием команды и у меня особый подход к этому. Мне нужны грамотные, порядочные люди. Если сравнивать работу в органах власти и в хорошем бизнесе, то власть проигрывает по условиям труда и оплате, но вместе с тем есть люди, которые чувствуют за собой призвание. Именно таких я ищу.
— Сергей Викторович, хотелось бы узнать, как близкие воспринимают ваш статус, в частности, дети понимают, что их папа — большой начальник?
— Они это воспринимают нормально. Младшему — три с половиной года и для него более важно, чтобы папа по возможности чаще был рядом с ним. Старшая дочь, ей в этом году идти в школу, тоже испытывает определенный дискомфорт от редкого общения с папой. Последние два года, которые я работал в коммерческой организации, были менее интенсивные нагрузки, тогда я мог проводить время с детьми, по крайней мере в выходные. Но я знал, куда шел (улыбается).
— Горячий Ключ может стать интересным проектом. И вы вошли в его реализацию…
— На самом деле я полагаюсь не только на себя, но и на жителей, на депутатский корпус. Рассчитываю на помощь своих товарищей, коллег, в том числе и из администрации края. Губернатор очень пристально смотрит за развитием Горячего Ключа, как человек далеко не равнодушный. Так что поверьте, нам будут помогать развивать город, уже помогают. Так, например, я столкнулся с тем, что город в этом году не участвует в программе «Развитие образования», а проблем-то масса. Я обратился к губернатору, и вот мы внепланово получили на ремонт школ дополнительно более 20 млн рублей.
— Сергей Викторович, вопрос, который не можем не задать. Горячий Ключ устал от постоянной смены власти, хочется стабильности, грамотного руководства. Надолго ли вы к нам?
— Надеюсь, что да. Но решать-то не мне, а жителям, насколько я буду отвечать их требованиям. Но это было мое продуманное и взвешенное решение реализовать опыт, полученный на госслужбе, и свои знания здесь, в родном городе. Губернатор поставил передо мной ряд задач, главная из которых — вытащить город из затяжной стагнации. Я сделаю все для этого возможное.
Горячий Ключ — старейший бальнеокурорт региона, его украшение, гордость, если хотите. Именно здесь тысячи и тысячи туристов, проезжающих к морю, начинают ощущать курортную атмосферу Кубани. После пыльной степи начинается лес, предгорье. Нам надо постараться сделать все для того, чтобы каждый проезжающий здесь остановился на пару деньков и отдохнул. Не в провинциальном захолустье, а в современном, комфортном городе для отдыха и жизни.