О том, каковы основные источники доходов в краевую казну и на что расходуются бюджетные средства, за счет чего удается снижать государственный долг региона и повышать производительность труда на предприятиях, рассказал в интервью вице-губернатор Краснодарского края Игорь Галась.
Тенденция к росту
— Игорь Петрович, мы живем во времена, когда пандемия диктует нам свои условия. Скажите, как восстанавливаются после снятия ковидных ограничений пострадавшие отрасли экономики, справятся ли они до конца года?
— Безусловно. Мы отмечаем положительные сигналы в показателях деятельности всех отраслей экономики. И если в первом квартале текущего года рост экономических показателей был небольшой, то начиная со второго квартала зафиксирован достаточно серьезный прирост. Валовый региональный продукт по полугодию составил почти 111% к первому полугодию 2020 года — это серьезный показатель.
Напомню, задача, которую нам поставил губернатор еще в конце прошлого года, — достичь ВРП 104,5%. Сегодняшний день показывает, что мы эту задачу выполним. Я также отмечу, что значительный рост показывают именно те отрасли экономики, которые были закрыты. Это транспорт, санаторно-курортный комплекс, потребительский сектор, общественное питание, розничная торговля, платные услуги населению. В них прирост по отдельным показателям до 20%. Это достаточно существенный рост, и он по целому ряду показателей выше среднероссийских параметров. Мы пока оперируем официальными статистическими данными первого полугодия, но те тренды, которые мы отмечаем по оперативным показателям, так сказать, в онлайн-режиме, показывают, что тенденции сохранились и в июле-начале августа. Вот такие результаты можно отметить в деятельности экономики за первое полугодие.
— Какова динамика поступления налоговых и неналоговых доходов в бюджет региона за семь месяцев?
— Сразу отмечу, что прошлый 20-ый год по поступлению налоговых платежей был достаточно своеобразный, в нем менялись и сроки поступления налогов, и динамика поступления, и другие параметры. Поэтому сравнивать текущую деятельность поступления налогов с 2020 годом не совсем корректно. Когда с краевым министерством финансов мы выбирали шкалу, с какими показателями сравнивать текущий год, то взяли за базу докризисный доковидный 2019 год. И сегодня отмечаем, что прирост собственных доходов составил более 115% к 2019 году. А к 2020 году рост более 30%, или в абсолютной сумме более 26 миллиардов рублей. Это вселяет уверенность, что все бюджетные назначения будут выполнены. Если в рамках работы над проектом бюджета в конце прошлого года плановый показатель был 300 миллиардов рублей собственных доходов, то сегодня с уверенностью можно сказать, что получится достичь минимум 310 миллиардов рублей. Об этом недавно сказал губернатор Вениамин Иванович Кондратьев. Краснодарский край традиционно входит в десятку субъектов Российской Федерации по абсолютной сумме поступлений консолидированных доходов в бюджет. А сложившаяся сегодня динамика позволит нам по году рассчитывать и на присутствие в пятерке лидеров.
Отмечу существенный прирост по нашим традиционным доходным источникам. К уровню 2019 года рост поступлений от налога на доходы физических лиц — 116%. Отрадно, что не снижаются поступления от налога на прибыль. По итогам 7 месяцев регион имеет абсолютную сумму поступлений — 51 миллиард рублей, это к уровню 2019 года плюсом 9 миллиардов рублей. По доходам по упрощенной системе налогообложения в консолидированный бюджет края поступило 22,7 млрд рублей — рост 154%. Прирост к аналогичному периоду 2019 года составил более 8 млрд рублей. Платежи увеличены за счет роста налоговой базы и количества налогоплательщиков, применяющих данную систему налогообложения.
В разрезе территорий — положительный прирост доходов в консолидированный бюджет края за 7 месяцев 2021 года по сравнению с 7 месяцами 2019 года обеспечили 89% муниципальных образований. Наиболее высокие показатели темпов роста достигли Абинский (163,7%), Апшеронский (153,0%), Приморско-Ахтарский (149,1%) районы, город Горячий Ключ (156,7%).
Это показывает, что краевые власти проводят взвешенную политику межбюджетных отношений: своевременное закрепление отдельных налоговых источников за бюджетами муниципалитетов, работа с их доходами, возможность участия наших муниципальных образований в государственных программах и получение дополнительного финансирования, обеспечение софинансирования. Благодаря этому и в прошлом году, и в текущем ни один бюджет муниципального района или городского округа не исполнялся со снижением.
— Что касается расходной части бюджета, она отличается от запланированных показателей?
— Мы в этом году несколько раз корректировали бюджет в сторону увеличения: в феврале и июне. С учетом увеличения расходов на несколько десятков миллиардов рублей исполнение краевого бюджета идет в плановом режиме. На сегодня по сводной бюджетной росписи расходы составляют 336 миллиардов рублей. По полугодию исполнение краевого бюджета по расходам составило почти 43%, и это выше чем и в 2019 году, и в 2020. Сейчас нацелены на то, чтобы между полугодиями было более равномерное исполнение бюджета. 45 на 55 процентов — вообще идеальная схема расходов между полугодиями, и мы к ней достаточно близко подошли. Кроме того, за последние годы проведена серьезная работа по систематизации заключения государственных контрактов. На сегодня львиная доля государственных и муниципальных контрактов уже заключена, и мы ждем их исполнения: поставки конкретного оборудования, товаров, выполнения работ и услуг. Такая плановая работа усиливает конкуренцию и дает нам возможность снижать стоимость контрактов и повышать эффективность бюджетных расходов. По национальным проектам в регионе также законтрактованы все необходимые к выполнению работы. Уверен, что все назначения по национальным проектам будут выполнены и по финансированию, и по целевым показателям.
Долг долгу рознь
— В прошлом году край сократил государственный долг до рекордно низких показателей, какова ситуация на сегодняшний день?
— На начало года у нас была задолженность чуть больше 102 миллиардов. По текущему году мы существенно снизили долговую нагрузку: она уже ниже 50-процентного рубежа, который, на мой взгляд, характеризует достаточно стабильную ситуацию с управлением госдолгом. Замечу, что изначально при формировании бюджета снижение государственного долга не планировали, но, учитывая существенное перевыполнение плана по доходам, привлекать заимствования нерационально. Думаю, что по итогам года задолженность края составит около 99 миллиардов рублей или 40%.
Сам долг — это не зло, на мой взгляд. Разумное и правильное управление заимствованиями — это инструмент развития и инструмент роста показателей экономики. Да, когда 100% от собственных доходов бюджета долг — это уже проблема, такая ситуация в регионе была 5-7 лет назад, а если долг 30-40% — это уже нормальный управляемый процесс, и мы получаем возможность привлекать заимствования при условии их направления в развитие региона.
Важно сказать о том, что в структуре государственного долга Краснодарского края 30 миллиардов составляют облигации, то есть это коммерческая задолженность. И 70 миллиардов заимствований — это бюджетные кредиты. Причем бюджетные кредиты реструктуризированы, и у края есть возможность 50 миллиардов списать. Каким образом? На федеральном уровне существует проект реструктуризации бюджетных кредитов, который позволяет нам не возвращать в ближайшие четыре года эти кредиты в федеральный бюджет, а направлять их на создание инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов. Если мы правильно инвестируем эти средства, выберем проекты, которые смогут сгенерировать налоговые поступления в федеральный бюджет через четыре года, то нам поэтапно эти бюджетные кредиты будут списывать.
По сути, с 2029 года по 9 миллиардов рублей подлежит возврату в федеральный бюджет. Но если от краевых вложений в инфраструктуру появятся новые объекты, которые будут формировать налоги, региону долг спишут.
Поэтому сейчас надо усиленно работать, чтобы в крае не было сдерживающих инфраструктурных ограничений для реализации инвестпроектов: решать проблемы энергодефицитных районов, строить дороги и прочее. То есть край должен вкладываться, помогать бизнесу в реализации инвестиционных проектов, и, соответственно, получать развитие и новые рабочие места, а в качестве дополнительного бонуса — возможность списать бюджетные кредиты.
Еще на одном моменте остановлюсь подробно. В ходе недавнего визита в Краснодарский край вице-премьера правительства РФ Марата Хуснуллина обсуждался вопрос возможности строительства за счет инфраструктурных кредитов современных очистных сооружений Черноморского бассейна и городов Черноморского побережья. Определили, что возможно будет привлечь до 50 миллиардов рублей. Это важный исторический момент.
У края сегодня есть возможность и бюджетная устойчивость для привлечения бюджетных инфраструктурных кредитов. В том числе за счет таких кредитов мы получим возможность полностью завершить модернизацию Ейского, Троицкого, Таманского групповых водоводов. Это очень затратно, но на десятилетия вперед позволяет решить вопросы водоснабжения тех районов, которые находятся на этих групповых водоводах.
Второе очень емкое направление, которое также планируется решить за счет инфраструктурных кредитов, — это развитие трамвайных путей в городе Краснодаре в соответствии с флагманским проектом развития Краснодарской агломерации. Развитие трамвайной сети для перемещения населения в краевой столице — по сути, единственная альтернатива. Поэтому краевые власти выделяют средства на строительство трамвайной ветки в Московском микрорайоне, запланирован глобальный проект развития трамвайной сети на Гидрострое, на Восточно-Кругликовском направлении. На это потребуются десятки миллиардов рублей, и в том числе за счет привлечения инфраструктурных кредитов мы рассчитываем, что эти проекты будут реализованы. Скажу больше, если не все будет гладко с получением таких кредитов, регион готов реализовывать проекты за счет собственных краевых средств.
Строительные перспективы
— Возвращаясь к доходной статье краевого бюджета. Градостроительные ограничения, которые появились в течение последних трех лет, как-то сказались на доходах? И какие перспективы Вы видите? С учетом новых правил, что у нас теперь только комплексное освоение территорий, какой должна быть доля доходов от строительной сферы?
— Во-первых, отмечу, что я не специалист в градостроительной деятельности, но новые правила, на мой взгляд, — это не ограничения, а установление цивилизованных правил игры в этой сфере, которые учитывают интересы и жителей, и хозяйствующих субъектов строительной сферы. Во-вторых, как я понимаю, ваш вопрос в основном касается области жилищного строительства. Но ведь строительство — это целый комплекс, в котором есть и гражданское строительство, и инвестиции, направляемые в строительство промышленных объектов, инфраструктуры, социальных объектов.
Край последовательно из года в год наращивает инвестиции в бюджетную составляющую строительства социальных объектов: школы, детские сады, больницы, дороги и так далее. Кроме того, даже с введением новых правил на Кубани в прошлом году сдали более пяти миллионов квадратных метров жилья, в этом году по прогнозам экономического блока планируется к сдаче порядка 4,5 миллиона квадратных метров жилья. Есть небольшое снижение, но по сути люди получают более качественный продукт — не просто квадратные метры, а новые пространства для жизни со школами, больницами, детскими садами, дорожной инфраструктурой. И еще отмечу, что налоговые поступления от строительной отрасли в этом году выросли. Мы получили 12-13 млрд налоговых поступлений в консолидированный бюджет края от строительной сферы в текущем году. Это 3-4% от всех налоговых поступлений.
— В продолжение строительной темы. Повлияло ли на бюджет подорожание стройматериалов?
— Конечно повлияло. Прежде всего это касается подорожания металла. Край, как и вся страна, с этим столкнулся. Я бы выделил несколько негативных факторов. Некоторые объекты не были своевременно законтрактованы, потому что подготовленные сметы практически ежемесячно становились неактуальными, невозможно было по устанавливаемой стоимости выполнить работы. Это прежде всего касается небольших, но металлоемких объектов, так называемых малобюджетников — спортивных центров единоборств. По отдельным проектам мы несколько раз проводили конкурсы, но участников не было.
Сейчас в крае налажена работа по поэтапному индексированию тех смет, которые имеются. И ждем приказ Минстроя РФ, который позволит учитывать конъюнктурную разницу, чтобы это не влекло к необоснованному увеличению стоимости строек, чтобы был прописан механизм увеличения стоимости. Губернатор края Вениамин Иванович Кондратьев неоднократно проводил совещания по этому направлению и поставил задачу, чтобы ни один начатый объект капительного строительства или капитального ремонта не был прекращен.
У нас по каждому объекту государственной собственности есть дорожная карта, в которой прописано, в какой срок он будет построен и необходимы ли дополнительные средства. Почти 150 миллионов край уже направил на удорожание стоимости малобюджетников, которые строятся в текущем году или законтрактованы. Прогнозируем, что в этом году нам может понадобиться до 2,5 миллиарда рублей именно на компенсацию удорожания стоимости строительных материалов. Есть уверенность, что те объекты, которые начаты, будут обеспечены финансированием. Планы по строительству новых объектов, которые у нас заявлены, мы также будем реализовывать.
Дать возможность заработать
— Вопрос по поводу предприятий, выплачивающих задолженность по заработной плате. Как с ними обстоит ситуация? Не ухудшилась ли она из-за ковидных ограничений?
— В Краснодарском крае проводится системная работа, направленная на выявление фактов несвоевременной выплаты заработной платы и принятие мер, направленных на ее погашение, как в отношении действующих организаций, так и организаций, находящихся в различных процедурах банкротства.
В прошлом году, чтобы поддержать бизнес и население на федеральном и региональном уровнях, были приняты пакеты антикризисных мер, направленные на сохранение доходов населения. На реализацию федеральных и краевых мер поддержки отраслей экономики было направлено более 14 млрд рублей. На региональном уровне был расширен перечень пострадавших направлений экономической деятельности, предусмотрены меры, позволившие мобилизовать ресурсы на сохранение занятости сотрудников, в том числе для отраслей ЖКХ, промышленности, некоторых видов услуг. Отдельные транспортные предприятия края получили прямую поддержку в виде субсидии на зарплату сотрудникам и погашение части иных затрат.
В настоящее время Краснодарстатом зафиксировано снижение суммы задолженности по заработной плате в организациях края до 65,8 млн рублей и количества должников — до 19.
Мы системно работаем в этом направлении совместно с прокуратурой. Есть возбужденные уголовные дела в отношении недобросовестных руководителей организаций, которые допустили образование задолженности, при этом имея финансовую возможность выплатить жалование сотрудникам. Власти региона коллегиально рассматривают ситуации на каждом проблемном предприятии и вырабатывают совместные решения, направленные на погашение долгов по заработной плате.
Более сложная проблема возникает, если все-таки предприятие «свалилось» в процедуру банкротства. Губернатор поставил цель, что если такая история произошла на предприятии, задача краевой власти — помочь этим работникам найти новое рабочее место и обеспечить текущие доходы, помочь в каких-то бытовых вопросах.
Самый эффективный
— Игорь Петрович, вопрос по национальному проекту «Производительность труда». Вы лично инспектировали предприятия, на которых он реализуется. На сколько все же повышается производительность наших предприятий?
— Из всех национальных проектов этот проект имеет, наверное, самое минимальное финансирование. Но если говорить об эффекте, то он один из самых значимых, на мой взгляд. На предприятиях, которые становятся участниками нацпроекта, мы прививаем совершенно новую производственную культуру, что позволяет им выйти на совершенно другой уровень конкуренции. И даже скажу, что конкуренты таких компаний уже сами задумываются о том, чтобы стать участником нацпроекта.
Внедрение бережливого производства повышает производительность труда и эффективность процессов, и это все дает конкретный результат. Какое бы мощное предприятие не становилось участником национального проекта, когда сотрудники работают с экспертами, бизнес-тренерами, которые показывают, как можно улучшить деятельность, работу цеха, склада, работу по продаже, по продвижению товаров на экспорт, то приходят к совершенно другому пониманию нацпроекта и своего в нем участия. Кроме того, у участников есть налоговые преференции, льготные проценты по кредитам. Я буквально на прошлой неделе посещал Новороссийский морской торговый порт — крупнейшее предприятие нашей экономики, которое недавно стало участником нацпроекта «Производительность труда». И там наблюдается рост протекания производственных процессов на 10-15%. Минимальные усовершенствования в производстве уже дают эффект. Например, за счет небольших корректировок производственных процессов удалось увеличить погрузку на одно судно в месяц. Вроде немного, но это дополнительно 120 миллионов выручки в год! И аналогичная ситуация на других предприятиях участниках. А их у нас сейчас в национальном проекте 133.
Преодолеть цифровое неравенство
— А как в крае обстоят дела с доступностью финансовых услуг?
— У нас количество терминалов, банкоматов самое высокое среди регионов ЮФО и значительно превышает среднероссийский показатель. Хотя видим, конечно, что пока не везде есть возможность получать финансовые услуги онлайн из-за отсутствия доступности связи и Интернета. Важно это цифровое неравенство преодолеть, чтобы в любом уголке, даже самом отдаленном, люди смогли получать услуги в онлайн-режиме. Краевые власти работают над решением этой задачи и совместно с сотовыми операторами уже соответствующую программу разработали. Действует и программа «Безналичная Кубань», в рамках которой совместно с коллегами из платежных систем, с кредитными организациями край реализует проекты, направленные на стимулирование безналичных платежей. Наша задача — расширять возможности применения безналичной оплаты, одновременно помогая определенным категориям населения, которые не столь продвинуты в использовании таких ресурсов: людям старшего возраста, гражданам с ограниченными возможностями и так далее. Для них проводятся отдельные образовательные треки, чтобы они тоже были активными пользователями современных возможностей.
И еще одно важное направление — повышение финансовой грамотности. Развиваются не только финансовые инструменты, но и мошеннические схемы их использования. Важно, чтобы люди грамотно инвестировали свои средства, сохраняя их и приумножая. Это тоже задача краевой власти.
И не менее важно, чтобы у нас в школах продолжались уроки финансовой грамотности. Край обеспечил практически всех школьников учебниками и рабочими тетрадями в рамках совместного проекта с Минфином РФ. Этот проект очень позитивно восприняли ребята и их родители. Мы планируем его продолжать.
— И еще последний вопрос, шуточный. Копить или тратить?
— Копить, это что? Мы же не кощей над златом чахнущий. Надо тратить с умом, тратить в развитие, тратить на улучшение качества жизни жителей края. Это самый главный базовый принцип, тезис нашей Стратегии социально-экономического развития до 2030 года — тратить для того, чтобы жизнь людей была лучше.
Марина Чекалова
Цифры
332 млрд рублей — планируемый объем расходов краевого бюджета в 2021 году
51,2% — исполнение консолидированного бюджета Краснодарского края по доходам за первое полугодие 2021 года
115% — отношение доходов регионального бюджета к результатам того же периода 2019 года
110% — отношение валового регионального продукта в 2021 году к первому полугодию 2019 года
По данным Министерства финансов Краснодарского края