Сергея Липатова можно назвать одним из самых молодых управленцев, работающих в городской сфере образования. Ему 31 год. С марта 2021 года Сергей Олегович занимает пост директора кутаисской ООШ №5, получившей недавно статус казачьей.
Своими мыслями о буднях и будущем сельской школы, о губернаторской инициативе и о возрождении престижа педагогической профессии Сергей Олегович поделился в интервью газете «ГК».
Через несколько дней свои места за партами школы поселка Кутаис займут 112 учеников, а за учительскими столами — 12 педагогов.
В работе директора сельской школы мелочей не бывает. Каждый день учебного года приносит свои задачи. Работать в условии дефицита кадров не просто. Об этом знают все учителя, когда-либо трудившиеся в сельских школах, в том числе и Сергей Липатов. Каждый из преподавателей, работающих под его руководством — универсал. «Другие в сельских школах не приживаются, ведь совмещение обязанностей обычное дело для учителей», — поясняет Сергей Олегович. Он и сам совмещает директорские функции с ведением у старшеклассников физической культуры и возглавляет три клуба: спортивно-туристический, военно-патриотический и волонтерский. А ведь еще несколько лет назад юрист Сергей Липатов даже не представлял, что через некоторое время станет наставником и учителем школяров.
— На Кубань я переехал из Красноярского края еще в 2007 году, так что уже, наверное, могу считаться местным, — рассказывает Сергей Липатов. — Здесь окончил КубГУ, получил юридическое образование, отслужил в армии и устроился на работу в Федеральную службу по контролю за оборотом наркотиков. Потом была стажировка в ОМВД, но все это время я отчетливо понимал, что выбрал не тот путь. Начал искать себя в бизнесе, но и эта работа не приносила удовольствия., В конце концов поиски призвания привели меня в школу. В 2014 году стал учителем физической культуры, пройдя педагогическую подготовку и получив необходимые знания. Через год начал дополнительно преподавать в секциях по волейболу, тяжелой атлетике и спортивному ориентированию, а в 2018-м открыл школьный туристический клуб «Триумф Духа».
В этом же году молодой физической культуры стал заместителем директора по административно- хозяйственной части, открыл волонтерский клуб и совместно с отделом молодежи организовал на территории поселка постоянную работу «Поста №1». Кроме того, его воспитанники стали принимать активное участие во многих краевых туристических мероприятиях.
Работа велась сразу в нескольких направлениях, было налажено взаимодействие с другими учреждениями: отделом молодежной политики, музеем, поселковой администрацией и местным ДК. Школьники взяли под свою опеку пожилых земляков и присоединились к социально значимому проекту «Дорогой героев». Вот уже три года ребята ухаживают за памятником павшим защитникам Родины, расположенном в лесном массивы возле поселка Кура пятого. Вместе с увеличением обязанностей стал расти и профессионализм молодого педагога. С 1 января 2021 года он стал заместителем директора по воспитательной части, а со 2 марта занял кресло руководителя образовательного учреждения. Сергей Олегович не скрывает, управленческая работа ему нравится, даже несмотря на то, что имеет свои сложности, и почти не оставляет свободного времени.
— В чем преимущество этой работы? Я вижу существующие проблемы и понимаю, что и как могу изменить, чтобы переломить ситуацию. К сожалению, на сегодняшний момент в нашей школе отмечаются низкие образовательные результаты и это необходимо исправлять. Находясь в должности директора, я могу более активно влиять на все эти процессы, и, конечно, без помощи коллег здесь не обойтись, — признается Сергей Липатов.
Кадровый вопрос – актуален для школы поселка Кутаис. В ООШ №5 сейчас трудится только один молодой преподаватель, остальные педагоги – представители классической, еще советской школы. На таких, по мнению Сергея Олеговича, и держится весь образовательный процесс.
— Престиж педагогической профессии начал возрождаться только в последнее время. После советского периода ему был нанесен серьезный урон. На мой взгляд, самый действенный метод исправления ситуации заключается в индивидуальной работе с детьми. В рамках нашей школы самое важное — это воспитание, на его основе уже складывается все остальное. Нужно заинтересовать ученика, вызвать у него желание приходить в школу. Если это получится — ребенок станет более ответственным и мотивированным, будет понимать, для чего он учится. По своему опыту могу сказать, что когда родители видят отношение своего ребенка к школьной жизни, к преподавателям, начинают и сами интересоваться всеми учебными процессами, приходить, разговаривать. Еще важно поддерживать с ними неформальное общение, то есть взаимодействовать не только в рамках школьных собраний. В условиях поселка это не сложно. Бывает, что даже по пути в магазин встречаешь кого-то из родителей. А когда есть возможность побеседовать в доверительном ключе, можно детально обсудить успехи или проблемы ребенка. В целом, свою задачу я вижу в создании благоприятной доброжелательной атмосферы и продуктивного диалога между всеми участниками учебного процесса. В этом случае можно добиться высоких результатов, — рассказывает Сергей Липатов.
Решить проблему недостатка кадров в сельских школах, по его мнению, возможно благодаря грамотной политике руководства края. В прошлом году по поручению Президента России Владимира Путина стартовала программа «Земский учитель». Ее цель – привлечь новых педагогов в сельскую местность. По условиям программы учителя, переехавшие работать в поселки, при выполнении определенных условий, получают единовременную компенсационную выплату – 1 млн рублей.
В этом году с инициативой подготовить дополнительные меры поддержки педагогов Краснодарского края выступил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев.
На краевом педсовете, посвященном готовности системы образования к новому учебному году, он сообщил, что с 2022 года педагоги, а также врачи и социальные работники, у которых нет собственного жилья, смогут получить из краевого бюджета субсидию в размере одного миллиона рублей на первоначальный взнос по ипотеке. Она предусмотрена для тех, кто живет в крае более десяти лет и готов в последующие пять лет работать в своей сфере. Как отметил губернатор, уже в следующем году выплату получат 900 специалистов, в том числе 300 педагогов. Программа будет рассчитана на три года. Власти не сомневаются в том, что финансовая поддержка станет хорошим подспорьем для учителей, и особенно для молодых специалистов, которых сегодня в крае около восьми тысяч человек.
Директор кутаисской школы тоже уверен, что все принимаемые на федеральном и краевом уровнях меры позволят полностью закрыть кадровый вопрос с сельских школах нашего муниципалитета, тем более что и материально-техническая база учреждений в последнее время улучшается.
— Конечно, разница между сельскими и городскими школами наблюдается, особенно там, где нет достаточного материального оснащения. Но мы видим, как эта проблема решается в нашем крае, как выделяются деньги на ремонты, на оснащение пищеблоков, закупку оборудования, как выигрываются гранты, строятся новые школы, как реализуются федеральные проекты, к примеру, «Точки роста». При таких условиях у детей из села и их городских сверстников возможности в получении качественного образования уравниваются. Думаю, что эта грань скоро сотрется, в том числе и благодаря притоку новых кадров. Получить ипотеку сейчас достаточно проблематично, но когда заработает губернаторская программа, ситуация для тех учителей изменится. Это будет хороший стимул как для тех, кто только решает, стоит ли идти в профессию. А в выигрыше окажутся и педагоги, которые приобретут жилье, и школы, которые получат специалистов, — отмечает Сергей Липатов.
В Кутаисе не ждут перемен, а идут им на встречу. Директор поделился с нами ближайшими планами, и пообещал, что скоро кабинеты и рекреации ООШ №5 будет не узнать. Здесь пройдет полная внутренняя реконструкция, ведь полученный статус казачьей школы требует соответствия направления работы и внешнего содержания. В оформлении школы будет обыгрываться казачья тематика, но не явно, а в современной интерпретации. Ведь элементы традиционного оформления уже присутствуют в интерьере школьного музея, стилизованного под казачью хату.
— Мы хотим стильно оформить зоны, в которых дети смогут не только обучаться, но и отдыхать после или между уроками. Планируем также провести реконструкцию территории, установить спортивную площадку, поставить казачий курень с небольшим двориком, организовать зону отдыха с качелями и скамейками. Задача эта сложная, но мы должны справиться, тем более, что сами дети не только поддерживают школьные перемены но и помогают с воплощением идей, предлагают свои идеи оформления. Опыт такой работы уже есть. Вот, к примеру, в этом году благодаря ребятам полностью изменилась стилистика спортивного зала. Раньше были просто белые стены, теперь на них современный молодежный принт. Дети подсмотрели в Тик-токе идею орнамента в виде геометрических фигур. Они оклеили стены в разных направлениях полосками малярного скотча, а получившиеся треугольники раскрасили разными цветами. Когда скотч сняли, на стенах появились цветные фигуры разного размера, аккуратно разделенные ровными белыми гранями, — рассказывает Сергей Олегович.
В планах руководителя обновить внутреннее оформление школы к 1 сентября 2022 года, то есть работы в этом учебном сезоне предстоит не мало. К уже существующим клубам добавится шахматный, а к секциям — самбо, есть мысль открыть еще анимационную студию. Все они должны не только увлечь, развить творческие способности и оздоровить детей, но и привить им дух командной работы.
— К сожалению, наши дети сейчас слишком индивидуализированы. Много лет им извне насаждались определенные, и, как я считаю, разрушительные идеи: «Живи только для себя, одним днем. Ты никому ничего не должен». Работа школьных клубов — эта работа на сплочение. Она позволяет детей организовать в сообщество, развить в них чувство взаимовыручки, сдружить их.
Кроме того, мы продолжим работать над созданием благоприятной атмосферы в школе, над повышением образовательных результатов и будем решать еще множество обычных школьных задач, — заверил директор ООШ №5 Сергей Липатов.