85-летию образования Краснодарского края посвящается: ностальгия по «Родине»

…Даже в самые трудные и несытые годы Горячий Ключ всегда смотрел кино. Первая кинопередвижка появилась в Ключевой еще в 20-е годы прошлого века, когда местную церковь перестроили под клуб.
Активный читатель и добрый друг газеты «Горячий Ключ» Антонина Коваленко поведала мне целую сагу о местном кинодвижении на заре советской власти. А в шестидесятые годы, будучи девчонкой, сама бегала в летний кинотеатр, возведенный на средства Ключевского совхоза. Помнит она и кинотеатр на Развилке.
Если во время показа нового нашумевшего фильма не удавалось взять штурмом кассу кинотеатра «Родина», молодежь ждала, когда этот фильм начнут «крутить» на Развилке, и отправлялась в кино пешком. Впрочем, и до «Родины» было не ближе.
А в Горячем Ключе до войны фильмы показывали в небольшом поселковом клубе рядом с санаторием, он был под завязку набит зрителями.
Вот что вспоминает об этом времени одна из старейших жительниц города-курорта Вера Александровна Ткачева:
— Сначала фильмы были немые. Все реплики героев надо было читать в титрах. Потом пошли звуковые фильмы. Билеты стоили дешево, любителей кино было много, поэтому клуб не пустовал. В войну, конечно, не до кино было. Зато после войны сколько мы фильмов посмотрели — всех и не упомнить! Клуб в это время перестроили, расширили зрительный зал. Вход в него был со стороны улицы Ленина, а выход — на улицу Некрасова. В этом клубе и Новый год молодежь встречала.
Вера Александровна даже прослезилась, вспоминая свою полуголодную, но все же такую богатую на впечатления «киношную» юность.
К хорошему привыкаешь быстро. И вскоре «клубное кинообслуживание» перестало удовлетворять запросы местных киноманов. Дошло до того, что поселковая власть занялась поиском нового места для советского кинопроката. Его нашли поблизости, буквально через дорогу.
Много лет сюда, в большое здание табаксырья, свозили свои урожаи табаководы Саратовского, Суздальского и других совхозов. После очередной хозяйственной реорганизации здание освободили, и было решено разместить здесь настоящий кинотеатр.
Задумка удалась. После реконструкции бывший склад стал самым красивым зданием города! Более тридцати лет кинотеатр «Родина» верой и правдой служил людям, выдавая на-гора по восемь киносеансов в день! А помимо «Родины» в летнее время зрителей встречали и другие кинотеатры под открытым небом — «Россия», «Кавказ» и еще один без названия, но самый первый из «летних» — он был открыт на территории третьего отделения санатория имени Островского.
Я нашла уникальный снимок той поры: перед началом киносеанса (а он начинался с наступлением темноты) зрители могли послушать популярную лекцию. Именно этот момент запечатлел неизвестный фотограф. Датирован снимок 1958 годом. На заднем плане — кинобудка, откуда и летел на белый экран волшебный луч «синемы».
Но вернемся к кинотеатру «Родина». В начале 21 века он был закрыт по причине своей «ветхости»… Позже разрушенное до основания здание огородили высоким забором с большими рекламными щитами. А еще через пару лет здесь построили жилую многоэтажку.
Однако не зря жители города говорят о каком-то особом «кинопритяжении» этой географической точки Горячего Ключа. Ведь где только после закрытия «Родины» не пытались крутить фильмы. Но все не то. Идут годы, а незримый дух кинотеатра витает именно здесь. Видно, обладает эта бывшая «киноземля» на перекрестке улиц Ленина и Свердлова какой-то особенной аурой и не хочет с ней расставаться.
А потому не могу не рассказать о кинотеатрах своей юности. Их было целых три: зимний — «Родина» и два летних — «Россия» и «Кавказ». И с каждым из них связаны добрые и светлые воспоминания.
…Раннее воскресное утро. Мне — двенадцать лет. Я, как старшая, помогаю одеваться моим младшим братьям — Коле и Сереже. Все мы радостно возбуждены — идем в кино. Мальчики то и дело спрашивают:
— А мы не опоздаем?
— Не опоздаем, если Сережка на руки не запросится, — отвечаю я.
— Не запрошусь, не запрошусь! — кричит трехлетний Сережа.
Путь до кинотеатра неблизкий. У нас свой, самый короткий маршрут. Сначала по улице Широкой (сейчас Ворошилова), а потом по аллее с молодыми сосенками прямо к кинотеатру. В руке крепко сжимаю 20 копеек на два билета. Это нам с Колей. Сережа еще маленький — ему бесплатно.
Идет фильм «Чапаев». На экране лихо скачет красная конница.
— Ура! — кричат мальчишки в зрительном зале, — Наши пришли! Наши!
Сережа сидит у меня на коленях и тоже кричит:
— Ура! Ваши пришли, ваши!
Воскресный день в кинотеатре «Родина» всегда начинался двумя детскими киносеансами — в девять и в одиннадцать часов. И всегда зрительный зал был полон детей. Они были самыми шумными и самыми благодарными зрителями. А «Три мушкетера» с французским актером Жаном Маре в главной роли мы смотрели вместе с нашим дедом — ветераном Великой Отечественной войны. И неизвестно, кого фильм увлекал больше — нас, детей, или нашего героического деда.
Вспоминается один интересный эпизод в летнем кинотеатре «Россия». Шел супербоевик того времени — «Фантомас». И вдруг на самом интересном месте хлынул проливной дождь. Зрители врассыпную, а киномеханик в накинутом на голову плаще кричит вслед: «Завтра вечером сеанс повторят! Все, кто не досмотрел, могут пройти по старым билетам!» Зрители пришли. И что же? Фильм мы досмотрели до того самого места, что было прервано вчерашним дождем. И снова потоки воды хлынули с неба прямо на головы зрителей. Не помню, досмотрели мы тогда этот фильм до конца или нет, а вот теплый летний дождь, его шум и запах я помню до сих пор.
Высокая ограда кинотеатра «Кавказ» была сплошь увита диким виноградом. Едва начинался сеанс, мальчишки бесстрашно перелезали через забор и смотрели кино бесплатно. Кассиры, добрые люди, почти не гоняли детвору. И если зрителей набиралось немного, можно было с комфортом устроиться на скамейке. Ну, а если «зрительный зал» был полон, дети располагались прямо на траве перед экраном.
Случались и приключения. Кто-то из мальчишек пронес небольшого ужа и пустил его между рядов. И вот на середине фильма вдруг раздался громкий женский крик: «Змея! Змея!»
Что тут началось! Сеанс прервали, включили свет. Мальчишки и сами были не рады такому повороту событий. Следствие длилось недолго, и когда юные натуралисты были торжественно выдворены из кинотеатра вместе со своей рептилией, зрители могли досмотреть фильм до конца.
Надо сказать, что в детстве и юности я посмотрела фильмов больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Кинопрокат в те годы не дремал, фильмов было много — и советских, и зарубежных. Обычно новый фильм шел два дня. На три могли рассчитывать только такие фильмы, как «Железная маска», «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо», «Клеопатра», «Брак по-итальянски», «Война и мир», «Тихий Дон».
Возле кинотеатра назначали деловые встречи и свидания, а фильмы диктовали нам моду на стиль поведения и одежду. Знали бы вы, какой романтический подъем начался в городе после того, как показали фильм «Алые паруса»! В каждой девчонке вдруг проснулась Ассоль, а мальчишки все поголовно стали мечтать о море.
Платья и другие наряды тоже шили под впечатлением фильмов. После кинофильма «Операция «Ы и другие приключения Шурика» пошла мода на платья с удлиненной талией (как у студентки Лиды), а после фильма «Кавказская пленница» в галантерейном отделе универмага девчонки вмиг смели с прилавка все синие и зеленые колготки (как у студентки, спортсменки и красавицы Нины).
Кинотеатр «Родина» долгое время оставался одним из главных культурных центров города. Потом я много встречала кинотеатров с таким же названием в других городах. Но наш был особенный.
Шло время. Я выросла, окончила школу и уехала из города, лишь изредка навещала родные места. Из писем от родных и друзей узнала, что сначала не стало летних кинотеатров, а потом закрыли и «Родину».
Долго еще стоял кинотеатр, открытый всем ветрам, неприкаянный и пустой, без зрителей. Разрушался, ветшал. Таким я застала его, когда приехала в Горячий Ключ вместе с моим внуком Никитой. Мы осмотрели все достопримечательности города, а затем я повела его той же дорогой, по которой мы в детстве ходили в кино.
Но на этот раз мы не купили билет, не вошли в зрительный зал, а поднялись по истертым ступеням и остановились на высокой площадке возле окошечка с надписью «Касса». У подножья позеленевших от дождей и непогоды круглых колонн валялись отвалившиеся куски штукатурки с фрагментами лепнины. По всему было видно, что кинотеатру уже недолго жить.
Никиту такая обстановка вполне устраивала. Он взобрался повыше, и я сфотографировала его сидящим на полуразрушенной балюстраде. В потертых джинсах и широкополой шляпе он был похож на ковбоя с Дикого Запада. Совсем как в американских фильмах, которые мы когда-то здесь смотрели.