Бесплатный сыр или Игра на чувствах

Журналисты газеты «Горячий Ключ» приняли участие в пресс-конференции по профилактике IT-мошенничества

Ежегодно на Кубани фиксируются десятки тысяч случаев дистанционного обмана граждан. Аферисты всех мастей из разных регионов РФ и стран ближнего зарубежья каждый день пытаются запустить руки в наши карманы.

Кубанцы — лакомый кусочек. Во-первых, благосостояние жителей края оценивается, как одно из самых успешных, во-вторых, южане (возможно, в силу климатических условий) более расслаблены и доверчивы, в-третьих, на Кубань, и в частности в Горячий Ключ, приезжают пенсионеры со всей России, а эта категория граждан легче всех остальных поддается на мошеннические схемы. Аппетиты преступников растут, а развитие цифровых технологий позволяет им с успехом реализовывать все новые аферы. «Банковская карта заблокирована», «Ваш родственник попал в беду или стал виновником ДТП», «Ложный выигрыш», «Запрос на смену номера онлайн-банка или выдачу кредита», «Помогите больному ребенку», «Куплю ваш товар на «Авито» или «Юле»… И это не полный перечень предлогов, под которыми преступники надеются разбогатеть за наш счет.

Как же противостоять армии хитрых манипуляторов, вооруженных современными технологиями? Ответ на этот вопрос на днях обсуждался на конференции, организованной Ресурсным центром поддержки гражданского общества Кубани. Сотрудники краевого управления, члены общественного совета МВД, кризисный психолог-практик, представитель интернет-площадки «Авито» и журналисты собрались вместе для того, чтобы придумать, как уберечь жителей региона от действий преступников. В числе участников дискуссии были и представители нашей редакции.

Как отметил начальник управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю полковник полиции Александр Бондарев, на протяжении пяти лет во всех регионах страны фиксируется рост преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. Это связано в первую очередь с их активным развитием, ростом покупок и продаж товаров и услуг через различные интернет-площадки.

— К сожалению, несмотря на активные профилактические мероприятия по повышению правовой грамотности населения, рассказывающих о видах IT-преступлений, граждане до сих пор попадаются на уловки мошенников и перечисляют деньги преступникам. Первый и основной способ обмана — это купля-продажа товаров на различных интернет-площадках. В данном случае человеку присылают ссылку на поддельный ресурс, который по своему оформлению повторяет настоящий сайт какой-либо известной компании, где предлагают ввести данные банковской карты. После происходит списание и хищение денежных средств. Также жертве мошенники предлагают внести предоплату за товар и потом перестают выходить на связь, — рассказывает Александр Бондарев.

Осторожно, «Безопасная сделка» может оказаться совсем не безопасной!

Главный инструмент, давя на клавиши которого мошенники подбирают ключ к сердцу своих жертв, — вера в чудо. Все мы выросли на сказках, всем хочется поймать свою золотую рыбку. Но в погоне за удачей можно самому оказаться исполнительницей желаний и спонсором преступников.

Недавно в редакцию обратилась 19-летняя девушка, которую обманули на «Юле». В полицию она не пошла, не хотела, чтобы родные и друзья узнали. А с нами поделилась своей историей, чтобы предупредить других о действиях преступников.

«Юла» — это сервис объявлений, используемый для покупки и продажи с рук различных товаров. Разработчики платформы прекрасно знают о том, что на площадке орудуют мошенники, поэтому вводят инструменты, которые призваны защитить людей от аферистов. Одним из таких стала функция «Безопасная сделка». Она действительно помогает вернуть оплату за товар, если тот не соответствует описанию, но вместе с этим может быть причиной потери средств. Схема обмана проста. Вам пишет потенциальный покупатель и после непродолжительного диалога выбирает «Безопасную сделку». Тут же на телефон продавца приходит уведомление от якобы команды сервиса с просьбой получить оплату с приложенной ссылкой на фейковый сайт. При переходе и указании своих реквизитов на таком сайте со счета списываются деньги.

Как вышло в случае с нашей читательницей? Покупатель из дальнего региона пожелал приобрести фотоаппарат именно у нее, в Горячем Ключе, при том что подобных и даже более выгодных предложений на ресурсе было много. Все общение проходило в соцсети «ВКонтакте», куда девушку добавили в беседу с несколькими участниками, видимо, чтобы создать иллюзию безопасности. Покупатель даже решил оформить доставку через всю страну за свой счет.

Звучит, как нежданная удача, правда? Но такой «сыр», как мы понимаем, чаще всего оказывается приманкой в мошеннической мышеловке. Когда платежеспособность нашей читательницы была проверена сайтом (то есть мошенники убедились, что на ее счету есть деньги), в соцсети пришла ссылка на страничку «Юлы». Здесь нужно было ввести все данные карты, включая секретный код. Девушка прекрасно знала, что никому нельзя сообщать эти сведения, но ввела их, так как была уверена, что имеет дело с официальным ресурсом. Страничка оказалась поддельной. И мошенникам удалось снять все деньги с карты.

Еще раз хотим акцентировать ваше внимание на том, что нельзя переходить по ссылкам, которые вам пересылает сам покупатель, ни в ватсапе, ни в соцсетях. Включайте критическое мышление!

У нашей читательницы на карте на тот момент было четыре тысячи рублей, а ведь потери могли быть и более существенными.

Сложно, но можно
Дистанционные мошенничества раскрывают нечасто. Сложность заключается в том, что злоумышленники используют большое количество сим-карт, телефонных аппаратов, IP-телефонию (подмена номера), совершают звонки из различных субъектов РФ, также из-за ее пределов.

— Несмотря на все эти факторы, мы умеем это устанавливать, единственное — данная работа занимает определенное время. Кроме того, зачастую в ходе расследования уголовных дел при истребовании информации о принадлежности IP-адресов, посредством которых осуществлялось администрирование интернет-сайтов, выясняется, что они находятся вне юрисдикции Российской Федерации, то есть за границей. Данный факт делает практически невозможным получение данных, необходимых для расследуемого уголовного дела. Это применительно к серверам почтовых ящиков: Google, Yahoo и др., — рассказывает полковник полиции Александр Бондарев.

Тем не менее иногда кубанским правоохранителям удается вывести преступников на чистую воду и довести дело до суда. Так, в 2020 году была разоблачена целая сеть, состоящая из 20-ти человек. Мошенники занимались обзвоном и последующим обманом жителей Кубани. Сейчас в разработке — еще два преступных кол-центра, сотрудники, которых задержаны на время ведения следствия. У полицейских нет сомнений в том, что эти лжебанковские работники тоже понесут заслуженное наказание. Начальник управления уголовного розыска ГУ МВД России по Краснодарскому краю призвал граждан быть бдительными и обязательно обращаться к правоохранителям в случае, если мошенникам удалось осуществить свои схемы.

«Разводы» старые и новые
Фантазия и аппетит аферистов неизмеримы. В 2021 году на пике популярности была схема, рассчитанная на обладателей кредиток. Представляясь сотрудниками службы безопасности банка (или правоохранительных органов), злоумышленники убеждали жертву оформить кредит самостоятельно либо продиктовать коды из СМС-сообщений, чтобы получить доступ к онлайн-банку или перечислить денежные средства на так называемые безопасные счета. Несмотря на «древность» этого «развода», он все еще работает.

Сейчас набирает популярность новая схема — заработок на бирже криптовалют, инвестициях и т.д. Как правило, люди самостоятельно находят бизнес-предложения такого рода и оставляют заявки. Так называемый финансовый аналитик связывается с ними, красиво рассказывает о том, как это все здорово работает. Сыром для мышеловки является расписанная аферистом возможность значительно улучшить финансовое положение. На первоначальном этапе человека завлекают, он вносит какие-то небольшие суммы, затем в личном кабинете биржи ему искусственно создают картину благополучия, показывают, что доход растет. Таким образом жертва в погоне за выгодой вносит все большие суммы, продает технику, транспорт, закладывает дом, занимает деньги у родственников, берет кредиты и т.д. Когда же человек решает вывести заработанные денежные средства, он понимает, что сделать это невозможно. То есть изначально игра была заведомо проигрышной.

Промедление — это ваше оружие
Злоумышленники, как правило, находятся вдали от своих потенциальных жертв, их главный инструмент — социальная инженерия или использование человеческих слабостей. Мошенничество предполагает вовлеченность пострадавшего. Тот, против кого направлено преступление, должен соглашаться на разговор по телефону, предоставлять личные данные, переводить деньги, переходить по предлагаемым в письмах и сообщениях ссылкам и т.д. Таким образом жертвой мошенников может стать абсолютно любой человек, независимо от возраста и образования. Главное для аферистов — вывести вас на эмоции.

Алгоритм прост: звонок, в результате которого озвучивается проблема

  • усугубление ситуации, то есть прогнозирование самых печальных исходов
  • решение проблемы, человеку рассказывают, как поступить, чтобы избежать негативных последствий сложившейся ситуации
  • действия жертвы, производимые по доброй воле
  • результат, к которому его привел манипулятор.

Как же правильно действовать человеку, которого пытаются обмануть аферисты? Всегда, когда получаете подобные звонки якобы из банка, полиции или когда по телефону сообщают о родственнике — виновнике ДТП, включайте критическое мышление — начинайте сомневаться.

Прививка против манипуляций любого вида — пауза. Промедление — ваше главное оружие. Остановитесь! Не торопитесь принимать решение! Скажите: «Мне надо посоветоваться» или «Я вам перезвоню» и кладите трубку! Мошенникам важно удержать вас на линии, чтобы продолжать воздействие. Они опытные психологи, поэтому постараются запугать непонятными статьями закона, по которым якобы нельзя советоваться с третьими лицами по банковским вопросам. Нет такого закона!

В случае когда вам говорят о ДТП с участием родственника и даже дают этому человеку трубку, не верьте! В состоянии стресса (и учитывая телефонные помехи) по одному лишь голосу за родного человека можно принять любого незнакомца. А мошенники знают, кому они звонят, и используют всю имеющуюся информацию, чтобы добиться максимальной реалистичности. Возьмите себя в руки и прекратите разговор. Сразу же позвоните родственнику на его личный телефон. Во всех известных случаях оказывается, что он даже не подозревает о том, что стал инструментом в руках мошенников.

Если вам звонят из «банка», помните, что сотрудники этих учреждений никогда не просят у клиентов коды безопасности с обратной стороны карты (CVV/CVC) и из СМС. Если все-таки успели что-то сообщить мошенникам, крайне важно сразу позвонить в банк по номеру, указанному на обратной стороне карты, и сообщить о случившемся, а также, конечно, обратиться в полицию.

Не доверяйте непроверенным сайтам знакомств, заработка, азартных игр и тотализаторов. Посмотрите, имеются ли на этих ресурсах юридический адрес, контактные телефоны. При отсутствии указанных сведений предоставление своих персональных данных, а тем более платежных реквизитов, опасно.

Совершая покупку в интернет-магазине, проверяйте наличие отзывов об организации и заинтересовавшем товаре. Не доверяйте площадкам, где данная информация отсутствует.

О своем опыте общения с телефонными обманщиками нам рассказал 88-летний читатель Михаил Григорьевич

Преступники позвонили ему и первым делом поинтересовались, есть ли кто в данный момент дома. Мужчина сообщил, что один. После этого сразу началась «обработка». Легенда была следующей: дочь пенсионера Людмила якобы сбила ребенка. В данный момент она в больнице с сильными повреждениями, у нее сломаны ребра, разбито лицо, медики зашивают губы. Поэтому сама она позвонить не может. Пострадавший ребенок — в реанимации. Людмилу могут посадить на пять лет.

Чтобы родители малыша не имели никаких претензий, Михаилу Григорьевичу нужно срочно выплатить миллион рублей. На возражения пенсионера о том, что у дочери нет ни прав, ни автомобиля, и за руль она никогда не садилась, ему сказали: «Машину взяла у подруги и управляла ей сама». А чтобы у мужчины развеялись последние сомнения, лжедочери все-таки дали трубку. Голос был слабый и неузнаваемый, но она обратилась к отцу так, как обращалась всегда — батя. Это подействовало.

В ходе разговора сумма отступных уменьшилась до 300 тысяч. Мужчину предупредили о том, чтобы он никому не звонил и шел снимать деньги. Но пенсионер успел сообщить о случившемся младшей дочери, после чего сразу отключился, и дозвониться до него никто из родственников уже не мог, линия была все время занята. Понимая, что действовать нужно срочно, младшая дочь нашего читателя позвонила соседям, которые и пришли на выручку, вырвав пенсионера из психологического омута. Позже, анализируя произошедшее, мужчина задался вопросом, откуда мошенники узнали имя дочери и то, что она называет его батей. На семейном совете решили, что, скорее всего, преступники воспользовались программой, которая показывает, у кого кто и как записан. У отца в контактах значилась дочь и ее имя, а у Марии в телефонной книжке не было папы, а был батя. Вот и вся разгадка.

К счастью, эта история завершилась благополучно. А сколько людей, не кладя трубку, покорно идут к банкоматам и снимают деньги или переводят их на счета преступников!

И сколько бы мы ни писали о разных способах мошенничества, все равно люди попадают в сети аферистов. Видимо, это, как ветрянка, пока сам не переболеешь — иммунитет не получишь.

Пожилые люди — самые уязвимые. Чтобы их защитить, обсуждайте в кругу семьи подобные схемы, рассказывайте о реальных случаях, произошедших с их знакомыми или земляками. В сети много актуальных статей по данной теме, а в соцсетях — рассказов от потерпевших.

Напишите памятку с указанием (по пунктам), что делать в случае подозрительного звонка из банка, с места ДТП и пр. Главное, на чем стоит акцентировать внимание, — всегда в любой непонятной ситуации следует прекращать разговор и сообщать обо всех своих сомнениях родным, соседям или друзьям.