Поручик Георгий Новицкий — личность, сыгравшая огромную роль в истории Горячего Ключа. Этот российский офицер в 1829 году первым обнаружил в долине Псекупса минеральные источники. В это время здесь еще были горские поселения. И уже тогда он предсказал возможное появление на этом месте оздоровительного СПА-курорта. Наш читатель Геннадий Путилин собрал информацию, рассказывающую об экспедиции поручика. Текст письма мы приводим ниже.
Тени прошлого долины Псекупса
Во время своей экспедиции за Кубань участник Русско-турецкой и Кавказской войн Георгий Новицкий был тяжело ранен в локоть правой руки. Произошло это недалеко от источников минеральных вод. Тем не менее он остался в отряде и неоднократно участвовал в перестрелках с горцами. Экспедиция двигалась по течению реки Псекупс, мимо горячих источников, до главного хребта, а оттуда до Черного моря через Гойтхский перевал (1643 фута).
Поручик Новицкий, рискуя жизнью и свободой, изучил досконально эти места следования казачьего войска. Его интересовало все — сама местность, количество проживающих здесь горцев, уклад их жизни, и особый интерес у разведчика вызвала вода, о которой адыги рассказывали чудесные истории. Воды эти они скрывали, маскировали от чужого глаза, но сами использовали их для своего лечения. Адыги подвозили к чудесным источникам на арбах со всех аулов горцев, страдающих болями в суставах, позвоночнике, с кожными болезнями. Ванны были природными углублениями с песчаным дном, наполненными целебной водой по лечебной силе просто волшебной. Приняв горячие минеральные ванны, многие исцелялись, а некоторые мудрые адыги купались в источниках с целью профилактики болезней, укрепляли свое здоровье.
Поручик беседовал с адыгами с помощью переводчика (некоторые историки это потом ему поставили в вину: мол, не совсем точно вел разведку поручик, так как то, что говорили черкесы, не совсем понимал, верил на слово переводчику). Да, может и не совсем понимал гортанную речь, но дело свое знал хорошо, потому как дослужился до генерала, а этими высокими званиями не разбрасывались в царской России, давали за заслуги. Новицкий, будучи еще молодым, не обремененным высокими воинскими званиями, понял, что такая чудодейственная вода будет хорошим подспорьем для здоровья казаков, жизнь которых не отличалась комфортом и удобствами, была сопряжена с опасными испытаниями. То, что вода неприятно пахнет, а водичка отдавала тухлым яйцом, его не испугало, — что целебно, то полезно. Потом будут обнаружены источники без неприятного запаха, чистые как слеза, но тоже богатые минералами. Настоящий целебный клад, а не просто вода текла в долинах Псекупса. И вот Новицкий объявил о чудотворной воде своему начальству и даже сделал забор ее из источников, отправил для анализа.
В это время Россия вела военные действия с Турцией и Крымским ханством, Кавказ не был покорен, о воде забыли. Спустя много лет, в 1848 году, генерал Рашпиль, исполняющий обязанности наказного атамана, послал в долину армянина Каспара Миесерова с заданием найти местонахождение ключей и доставить образцы вод для исследования. 20 сентября 1848 года сообщили все о знатных водах атаману Завадовскому. Но шла война, горцы не подпускали казаков к ценным источникам, еще надежнее их маскируя. И только через пятнадцать лет, в 1863 году, образцы вод — опять в руках казаков, их везут в Пятигорск «для анализа в них целебных свойств, обещающих им большую будущность». А будущность, она явно была за живой водой Псекупских минеральных источников. Только без труда разве возможно достичь цели?
Первооткрыватель Псекупских минеральных источников Георгий Новицкий достиг невероятных ратных высот. В 1870 году по случаю пятидесятилетнего юбилея Михайловской артиллерийской академии Новицкий, как ученик первого выпуска, был удостоен особого внимания императора Александра II, который произвел Новицкого в генералы от артиллерии; в 1873 году в день пятидесятилетней службы в офицерских чинах он был награжден бриллиантовой табакеркой с вензелем императора Александра II.
Скончался первооткрыватель Псекупских минвод в Киеве 20 декабря 1877 года в возрасте 77 лет.
После Георгия Васильевича осталось много статей и заметок, написанных о Кавказе и Польском мятеже 1863 года. Однако из множества материалов опубликованными оказались лишь две небольших статьи: «Голос служивого царствования Николая I» («Юго-западный вестник», 1863 г., январь) и «Воспоминания воспитанника первого выпуска из Артиллерийского училища» (в юбилейном сборнике Михайловской артиллерийской академии).