Учительница первая моя

Учитель – одна из тех профессий, выбор которых никогда не бывает случайным. А тот, что трудится по призванию, – уникальный специалист и Учитель с большой буквы. Сегодня мы знакомим читателей с одним из таких преподавателей – учителем начальных классов школы № 4 г. Горячий Ключ Еленой Михайловой. 31 год своей профессиональной жизни она отдала воспитанию и обучению подрастающего поколения, и почти все это время работала в этой школе.

Родилась в Горячем Ключе в семье казака, уроженца станицы Мартанской, и воспитательницы детского сада № 4, училась в школе № 3. В детстве видела себя врачом-хирургом. Но по рекомендации Николая Исхильевича Шварцмана, тогда директора третьей школы, заметившего способную ученицу и настоятельно рекомендовавшего восьмикласснице Лене Карпенко подать документы в педагогическое училище № 3 г. Краснодара, стала педагогом. О тогдашнем выборе она не жалеет. «Может, медицина и потеряла в моем лице специалиста, но, я надеюсь, педагогика приобрела», — шутит Елена Николаевна.
Позже педагог Михайлова окончила магистратуру Кубанского университета (2013 год) и прошла обучение в аспирантуре (2018 год). Краснодар не манил, хотя там жили и живут родственники по отцу. Горячий Ключ стал местом, где наша героиня, как в поговорке, «родилась и пригодилась».
Свой трудовой путь она начинала вожатой в станице Саратовской: в августе 1992 года вакансий учителя начальных классов ни в одной школе Горячего Ключа не оказалось. Впрочем, очень скоро освободилось такое место в четвертой школе, ставшей для юной выпускницы педучилища почти бессменным местом работы на три десятка лет.
Оттого сегодня учитель Елена Николаевна Михайлова — лицо узнаваемое. В микрорайонах, прилегающих к четвертой школе, даже шутят про нее: есть семейный врач, а есть семейный учитель. Действительно, случалось, например, что в класс Елены Николаевны поступали дети ее первых учеников. А однажды в семье, где росли трое детей с разницей в дате рождения в четыре года, стали воспитанниками нашей героини.
В преддверии Дня учителя мы задали Елене Николаевне несколько вопросов о ее трудовом пути.
— В чем для Вас радость работать с самыми юными школьниками, вчерашними детсадовцами?
— В том, чтобы видеть их глаза. Младшие школьники – отзывчивее, живее, податливее. От них больше чувствуется отдача, когда вкладываешь в них знания и силы.
— Каким был первый учебный день в этой школе? Волновались?
— В педучилище была хорошая практика: четыре года очно, и по две практики на курсе. Поэтому в своих силах была уверена. И все же, конечно, было немного страшно: как меня, 19-летнюю выпускницу, воспримут дети и взрослые. Но мне повезло: родители, увидев, что я молодой преподаватель, всячески старались помочь. И я им очень благодарна.
Как сейчас помню, мой перв ый набор — это четырнадцать мальчиков и семь девочек. Между мной и детьми была разница всего в двенадцать лет, — для меня как младшие братья и сестры.
— Вы занимаетесь исследовательской работой вместе со своими учениками. Притом, что речь о младших школьниках, что это за деятельность?
— В начальных классах это прежде всего практическая работа. В отличие от проектной деятельности, здесь результат заранее не известен. Например, по теме «Растительный мир Краснодарского края» в рамках проектной работы ученик может подготовить презентацию или фотоальбом, а в рамках исследовательской, скажем, вырастить разные сорта огурцов в разной земле.
На региональном конкурсе «Я исследователь» в Сочи моя ученица Вероника Лебидко заняла второе место: она в домашних условиях создала эфирные масла, добавляла их в косметический крем, зубную пасту и, с привлечением родственников, наблюдала интересный результат.

Юлия Кузьмина