Все работы хороши. Но есть те, без которых социальное обеспечение современного общества представить невозможно. Одна из важнейших профессий – медицинский работник. И от того, закрыты ли его потребности, зависит в числе прочего и благополучие общества. Сегодня на эту тему мы поговорили с главным врачом Центральной районной больницы Горячего Ключа Виктором Дегтяревым.
— Виктор Сергеевич, сегодня среди населения наблюдается непонимание того, насколько сейчас социально защищен врач и работник медицины вообще… Проще говоря, все думают, что зарплаты медработников в Горячем Ключе низкие. Сколько сейчас зарабатывает медик в Горячем Ключе?
— С учетом социальной выплаты, которую утвердил президент в этом году, на сегодняшний день наши медсестры, работающие на полную ставку, получают около 65-70 000 рублей. Из них 30 000 рублей – социальная выплата, а в среднем 38 000 рублей – зарплата. У фельдшеров общая сумма составила 75 000.
Так как мы теперь относимся к категории районов, где численность населения в каждом отдельном населенном пункте – меньше 50 тысяч, наши врачи получают 88 000 плюс выплату 50 000), итого около 140 000 в стационаре и около 100 000 в амбулаторно-поликлиническом звене.
Помимо этого, мы еще достаточно регулярно уже на протяжении трех лет выдаем премии к концу года, так называемую тринадцатую зарплату. То есть наши сотрудники
финансово абсолютно стабильны на сегодняшний день. Мы развиваемся, двигаемся. Но наша задача – донести до людей, что такое сегодня государственная система здравоохранения в отношении заработной платы.
Да, эта работа очень ответственная, с людьми, и, да, она предполагает дисциплинированность, работу с разным настроением людей, стрессоустойчивость, но на сегодняшний день качество медицины, качество условий и медицинского оснащения полностью изменились. Посмотрите, в нашем районе обновили практически уже все: в Имеретинской и Первомайском, в городе на развилке – новые амбулатории, в Черноморской и Фанагорийском – новый ФАП, в Бакинской – капитально отремонтиронный в прошлом году, в Мартанской в этом году строим новую амбулаторию врача общей практики; проектируем ФАП в Безымянном.
Тем не менее, у нас сегодня не хватает врачей в сельских округах.
— Все же почему, по вашему мнению, имея образование, человек не идет работать в ФАП врачом общей практики, и вообще в больницу? Потому, что существует предвзятое отношение к зарплатам?
— Да. Когда мы перестроились и стали получать эту выплату, я ожидал, что к нам пойдут из частного сектора. Мы получили этот приток – медсестринский персонал. Но интенсивность труда, особенно в стационарах и городской поликлинике, очень высокая, не сравнима с санаториями и с частными кабинетами.
Фельдшеры же – специалисты «штучные», работают или на скорой помощи, или в ФАПах, то есть практически все трудоустроены.
— Какой у нас дефицит кадров сейчас?
— В Бакинской и Имеретинской нет врача общей практики.
Городу нужны неонатологи. Их зарплата значительно превышает все, что я называл: в Горячем Ключе они получают по 230 тысяч рублей. У нас работают два специалиста, они полностью закрывают сегодняшние потребности учреждения. Но один из них возглавляет педиатрическое отделение, и как только придет новый специалист, зав. отделением уйдет исключительно на руководящие функции. Кроме того, нам нужно расширяться: население растет.
Также нам нужны еще один уролог и два травматолога – один во взрослую, один в детскую.
Таким образом, улучшение кадрового вопроса есть, если говорить про сестринский персонал. А что касается врачей, у нас укомплектованность на сегодняшний день составляет 56 процентов. Замечу, 100-процентная она и не нужна, потому что почти никто из врачей не работает на одну ставку, и никогда не работали. Полторы – это минимум для всех. Поэтому мы хотим в идеале достичь укомплектованности 75 % от штатного расписания – это то, нам нужно. Все остальное будет занято совместительствами.
К примеру, у нас в хирургии 8,5 ставок. Но если у нас будут работать в отделении восемь докторов, то каждый будет, уходя с ночной смены, не знать, что происходит днем, и получается не то качество работы. А нужно так: допустим, ты ночью прооперировал – и дальше ведешь этого пациента в течение дня.
— То есть в любом случае соискатель вакансии должен понимать, что он будет нагружен дополнительной работой?
— Нет, он может взять ее, если у него есть такое желание. Если мы говорим об амбулаторном звене, то оно почти все работает на ставку. Например, в станице рабочий день врача общей практики – с 8.00 до 15-12. Если он хочет, то будет дежурить у нас в стационаре как дежурный терапевт.
Но я сегодня думаю о будущем, о том, какой будет кадровая ситуация через три, пять, семь лет. А значит, обращаюсь к школьникам, что учатся сейчас в восьмом, девятом классе, если говорить о среднем образовании, и в десятом, одиннадцатом, если говорить о врачебном. Они уже сейчас могут сделать выбор. Важно, чтобы они знали: у нас высокие зарплаты, все положенные выплаты, и мы защищены социально.
Работа для этого проделана действительно большая.
Есть и результаты, касающиеся качества работы, интенсивности труда. Так, у нас один из самых низких по краю показателей смертности.
— Скажите, есть еще какие-то способы, методы мотивации врачей, медсестер, фельдшеров?
— Фельдшеры, при отсутствии в собственности земельного участка, могут безвозмездно получить земельный участок от государства. Эта мера поддержки действует в рамках постановления губернатора о выдаче земельных участков медицинским работникам и работникам образовательной сферы, Правда, там есть ограничения по возрасту.
— Скажем, нашли вы для Имеретинской фельдшера, который живет в Горячем Ключе. Его будут возить в станицу?
— На сегодняшний день у нас за каждым ФАПом закреплен служебный автомобиль. В некоторых случаях у нас фельдшеры ездят за рулем сами: в Широкую Балку, х. Молькин, Фанагорийскую, Мартанскую.
В принципе, доставка фельдшера до рабочего места не предусмотрена. В идеале специалист, работающий на периферии, должен проживать там. Исторически было так, что это человек, к которому и в нерабочее время, в случае экстренной ситуации, всегда обращались, и он помогал.
Также из города приезжает фельдшер из села Безымянного. Но все они приехали к нам по программе «Земский доктор», то есть, отработав пять лет, могут отказаться туда ездить впредь.
Чтобы привлечь и удержать кадры, мы делаем многое. Так, например, в Бакинской капитально отремонтировали старенькую амбулаторию, и она очень приличная на сегодняшний день. Купили для новых специалистов две квартиры: трехкомнатную в Первомайском и однокомнатную в Приреченском.
Есть также краевая программа – так называемый ипотечный миллион.
Что касается большей, чем в частном секторе, нагрузки, то здесь перед вами справедливый выбор: либо вы работаете на владельца бизнеса, который, скорее всего, не несет социальных гарантий, то есть не защищает вас, либо вы трудитесь в стабильном государственном учреждении с соответствующей ему ответственностью. При этом, если говорить про периферийные учреждения, то там нагрузки значительно ниже, чем в городе.