«Театралка» для тех, кому за 18

Новыми центрами развития для детей и подростков уже никого не удивить, но студии, ориентированные на аудиторию 18+, пока еще редкость для нашего города, а бесплатные — редкость в принципе. Если вы — тот самый ребенок, который хотел пойти в «театралку», но родители отдали на шахматы — самое время исполнить детские мечты и попробовать себя в роли актера.

Молодая студия для взрослого творчества
В Горячем Ключе открылась первая театральная студия для взрослых! Стремясь больше узнать о ней, мы пригласили в редакцию «ГК» ее основателя Михаила Ференцева. В небольшом, но содержательном интервью он подробнее рассказал о созданной площадке для актеров (и не только!), о текущей бурной деятельности и планах на будущее. Также дал советы новичкам, поделился театральными хитростями и раскрыл несколько профессиональных секретов.

— Михаил Николаевич, расскажите о театральной студии, которую вы организовали в Горячем Ключе. Это больше актерская мастерская, где участники познают все тонкости актерского ремесла, или скорее сценическая площадка, где будут ставиться спектакли?

— Для начала цель студии — создание творческого коллектива. Ведь с чего начинается театр? Станиславский говорит, что с вешалки, так вот, эта вешалка и есть коллектив единомышленников. Театр — искусство коллективное, невозможно одному поставить спектакль, что-то создать можно только вместе, группой. Так что для начала, ведя речь о театре, нужно говорить о создании коллектива единомышленников, людей, объединенных одной задачей, — создать спектакль, снять фильм или даже поставить балет.

На любой площадке существуют единые сценические законы: нужно начать с формирования творческого коллектива и обучения азам актерского мастерства. Поэтому наши первые занятия начинаются с основ — мы учимся правильно стоять, правильно ходить, сидеть, правильно говорить, ставим голос, потихоньку идя к результату.

— Почему выбран такой возраст участников — от 18 и старше? Есть ли верхний возрастной порог?

— Коллектив в первую очередь рассчитан на взрослых людей. Для молодежи и подростков в Горячем Ключе есть объединения, например, в ДШИ и отделе молодежи.

А вот для людей более старшего возраста ничего нет. Это первая и основная причина. Вторая — время наших занятий. Люди, которые приходят в коллектив, в большинстве своем работают, поэтому мы встречаемся по вечерам.
Детям и подросткам будет не безопасно так поздно возвращаться с репетиций. Конечно, они тоже могут приходить, но в сопровождении взрослых, которые будут нести за них ответственность. И последняя причина — репертуар. Как правило, во взрослых пьесах и темы поднимаются достаточно взрослые. Что касается верхней планки, ее не существует, главное, чтобы человек мог двигаться и запоминать текст.

Актер — это образ жизни
— В стране много театральных вузов и каждый год они выпускают сотни актеров, но звездами становятся лишь единицы. Какими качествами должны обладать актеры, чтобы их приглашали работать в театре?

— Актер в первую очередь должен быть актером. Невозможно быть православным христианином по субботам и воскресеньям с 8.00 до 17.00. Это образ жизни.

Также и актер — это определенный способ мышления, восприятия окружающего мира. Его видение должно отличаться от видения мира большинства, иначе, чем он сможет удивить? Он должен передавать свое мировоззрение зрителям. Тогда публике будет интересно то, что он показывает на сцене. Тогда же он станет востребован как актер.

— Михаил Николаевич, вы не только режиссер, но и педагог. Скажите, любого ли человека можно обучить актерскому мастерству или изначально должны быть какие-то природные данные?

— Знаете, обычно на первой встрече со студийцами я говорю им одну фразу: «Проблема в том, что научить этому невозможно. Совсем. Этому можно только научиться». Чувствуете разницу? То есть, если человек действительно хочет этого — у него получится, по другому никак.

Чтобы зритель понял и поверил
— Как добиться успеха в сценической речи? Какие в арсенале педагогов самые эффективные упражнения для ее развития?

— Существует целый комплекс. Упражнения начинаются с постановки голоса, мы учимся говорить не только правильно, но и так, чтобы зритель услышал, понял и поверил. Поэтому первая фраза, которую мы постоянно повторяем на занятиях по сценической речи, звучит так: «Я говорю громко, красиво и убедительно».

— А как научиться запоминать большие объемы текста?

— Не нужно их запоминать. К примеру, когда человек варит борщ, он же не бросает сначала капусту, затем картошку, потом мясо, ведь существует определенная технология приготовления, которую нельзя нарушать, иначе никакого борща не получится. То же самое с подготовкой актеров и постановкой спектакля, есть технология — от простого к сложному.

Репетиции подразумевают неимоверное количество повторов. Сцену, которая идет в спектакле две-три минуты, иногда приходится «оттачивать» несколько дней, так, после 50 повторов текст поневоле запоминается. Поэтому учить ничего не нужно. Я не сторонник зубрежки, ведь текст должен «рождаться» на площадке. Здесь работает актерский принцип «Я не знаю, чем кончится игра». То есть, то, что происходит на сцене, для меня самого неожиданно и интересно. Поэтому во время спектакля у зрителя часто возникает ощущение, что происходящее родилось спонтанно, здесь и сейчас. Хотя на самом деле актеры знают текст, во всяком случае должны знать.

— Бывает так, что какие-то фразы или действия появляются только во время спектакля или на репетиции?

— Конечно. Обязательно. И бывает очень часто, потому что во время спектакля актеры нередко прибегают к импровизации. Зритель не должен видеть, когда на сценической площадке возникают непредсказуемые ситуации и что-то идет не так, поэтому приходится выкручиваться, каким-то образом выходить из ситуации. Случается, что актеры несут отсебятину, но близкую к тексту.

Как победить стеснение
— Многие хотели бы выступать на сцене, но очень стесняются. Как победить стеснение и вообще возможно ли это?

— Более чем возможно. Одни из первых упражнений, которые мы делаем, как раз направлены на эту победу. На профессиональном языке это называется снятие зажима. Когда любой неподготовленный человек, не только актер, выступает перед большим количеством людей, естественно, у него появляются волнение, дрожь в руках и ногах, проблемы с голосом. Мы осваиваем специальный комплекс упражнений, разработанный для контроля подобных ситуаций. Мы учимся управлять своим телом, голосом, снимаем зажимы. Упражнения рассчитаны на то, чтобы на сцене чувствовать себя свободно.

Например, мы начинаем каждое занятие с того, что я прошу актера плотно прижаться к стене, несколько раз вздохнуть, расслабить все мышцы, а затем сделать шаг и приподняться на носки. Оставшееся ощущение стены за спиной — залог правильной осанки. Затем мы учимся напрягать и расслаблять группы мышц, отдельные мышцы, работаем с воображаемыми предметами. Это несколько упражнений из целой системы.

— Михаил Николаевич, есть ли планы на первую постановку, что хотели бы поставить?

— До первой постановки еще далеко, но тем не менее каждое занятие я прошу своих актеров дома прочесть какую-либо пьесу. Они читают, и затем на каждой нашей встрече мы выделяем отдельное время для ее обсуждения. Мы пытаемся понять, чего хотел автор, зачем он это написал, как это поставить.

Задача не только в том, чтобы научиться правильно читать пьесы, видеть за текстом жизнь, действие, но еще и начать мыслить категориями не роли, а спектакля в целом. Ведь любой театральный коллектив больше всего похож на симфонический оркестр, где у каждого своя партия, каждый вступает в нужное время, но все вместе создают симфонию.

— Как можно записаться в студию и кого вы бы хотели в ней видеть?

— Мы принимаем всех без исключения. Главное, чтобы у человека было желание. К нам многие приходят, пробуют, кто-то остается, а кто-то уходит после первой репетиции, и это совершенно нормально. Необходимо время, чтобы творческий коллектив сформировался, чтобы люди притерлись друг к другу и научились работать вместе.

Справка: Михаил Николаевич Ференцев — режиссер, актер, сценарист. Занимался постановками концертных программ, преподавал курс актерского мастерства и режиссуры в Хабаровском государственном институте искусств и культуры, работал на телевидении автором программ и руководителем отдела производства рекламы. Затем переехал в Австралию, где с 1999 ставил концертные шоу-программы и спектакли, в качестве режиссера, актера и ведущего принимал участие в многочисленных благотворительных спектаклях и концертах. В начале двухтысячных стал одним из организаторов Австралийского «Русского театра», его главным режиссером и художественным руководителем. Был награжден Почетной грамотой Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом и медалью Совета российских соотечественников Австралии. Недавно вернулся в Россию и поселился в Горячем Ключе.

Полина Слипченко