Десятки пенсионеров Успенского района оказались должны Пенсионному фонду сотни тысяч рублей за неправильно начисленные доплаты.
Несколько десятков пенсионеров Успенского района Краснодарского края обратились за помощью к депутату Госдумы Наталье Костенко после того как получили от Армавирского межрайонного отделения Пенсионного Фонда уведомление о возмещении излишне полученной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на нетрудоспособного члена семьи и узнали о накопленных долгах перед ПФР в сотни тысяч рублей, выплатить которые им, естественно, проблематично. Наталья Костенко просит руководителя Пенсионного фонда России Антона Дроздова лично разобраться в ситуации, а пока помощники-юристы окажут правовую помощь успенским пенсионерам с целью защиты их интересов в суде.
Уведомления с требованиями в июне погасить перед Фондом долг за неправильно начисленные прибавки к пенсии за нетрудоспособного члена семьи одновременно получили около тридцати человек, долг которых составил от десятков до сотен тысяч рублей.
Выяснилось, что ПФ продолжал годами платить этим людям доплаты за умершего члена семьи, хотя справки о смерти были представлены родственниками своевременно в ПФР. Сотрудники Пенсионного фонда заявили возмущенным пенсионерам, что люди обязаны были написать отдельное заявление в Фонд, чтобы ПФР перестал платить не только пенсию умершему человеку, но и пособие на родственника.
Действительно, на этапе начала выплат каждый из пенсионеров подписывал заявление-обязательство о том, что своевременно уведомит ПФ о «наступлении обязательств, влекущих за собой утрату права на получение надбавки на иждивенца: изменение количества иждивенцев, суммы доходов». Однако в документе не было отмечено, в какой форме надо уведомлять сотрудников. В связи с этим заподозрить пенсионеров в недобросовестном поведении сложно: большинство из них справедливо посчитали, что представленного в Пенсионный фонд свидетельства о смерти супруга (супруги) вполне достаточно для принятия ПФР всех необходимых решений.
Лариса Александровна Казакова, которая оказалась должна ПФ почти 192 тыс. рублей (!), в числе других успенских пенсионеров, обратилась за помощью к депутату Государственной Думы, члену Центрального штаба ОНФ Наталье Костенко. Ее нетрудоспособный муж, на которого выплачивалась доплата, умер в 2011 году. Женщина утверждает: свое обязательство о своевременном уведомлении Пенсионного фонда о кончине мужа она выполнила: представила свидетельство о его смерти. И после этого, получая собственную пенсию, была уверена, что доплата за мужа уже отменена – ведь ему пенсию перестали выплачивать.
Но у сотрудников ПФ другое мнение. И Лариса Александровна, как и большинство попавших в такую ситуацию успенцев, уже получила повестку в суд, где истцом выступает Пенсионный фонд. Если суд встанет на сторону исца и примет решение взыскать с ответчика «долг» в 192 тыс. рублей, пенсионерка, конечно, будет не в состоянии его выплатить – для нее эта сумма просто огромная.
«Я немедленно обращусь по поводу этой вопиющей ситуации к руководителю Пенсионного Фонда России Антону Дроздову, — говорит депутат Государственной Думы, член Центрального штаба ОНФ Наталья Костенко. – Невозможно представить, чтобы эта структура, от которой зависит благополучие миллионов граждан страны, могла годами «не замечать», что продолжает производить доплаты на уже не существующих людей! При том, что выплаты пенсий им были отменены своевременно. Все операции Пенсионного фонда давно компьютеризированы, сведения о каждом клиенте концентрируются в современных базах данных, а такое впечатление, что сотрудники ведомства до сих пор считают на деревянных счетах! Мы обязательно разберемся в этой ситуации вместе с руководством ПФР. Уверена, что справедливость будет восстановлена».
Пока же депутатом принято решение юридически поддержать пенсионеров. По мнению члена экспертного совета Госдумы РФ юриста Елены Фасаховой, подключившейся к изучению ситуации, в сложившейся ситуации пока сложно делать однозначный вывод об обоснованности предъявленных пенсионными органами требований пенсионерам по возврату излишне выплаченных пенсионных средств. Существует общее правило: согласно ч. 5 ст. 26 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях » пенсионер обязан извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и размера повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, в том числе об изменении места жительства, не позднее следующего рабочего дня после наступления соответствующих обстоятельств.
Согласно ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 данного Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии ), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Однако в части 3 ст. 1109 ГК РФ указано, что «не подлежат возврату излишне выплаченные пенсии, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки». Поэтому можно предположить, что если в заявлении-обязательстве не указана форма извещения сотрудников ПФ о «наступлении обязательств, влекущих за собой утрату права на получение надбавки на иждивенца», а свидетельство о смерти иждивенца было вовремя представлено в отделение Пенсионного фонда, то вряд ли гражданина можно обвинить в недобросовестности. Здесь, скорее всего, речь о несвоевременном реагировании со стороны сотрудников ПФ.
Суды в подобных случаях также часто встают на сторону граждан и отказывают органам ПФР в возврате излишне выплаченной пенсии. К примеру, в октябре 2018 года Симоновским районным судом г. Нижнего Новгорода было принято решение об отказе в возврате излишне выплаченной пенсии, поскольку получатель пенсии в свое время обращался в органы ПФР с заявлением о возмещении расходов на погребение ранее находившейся на иждивении дочери и соответственно предъявлял свидетельство о ее смерти.
Поэтому совет юристов гражданам в случае переплаты пенсионных выплат такой: если вы ранее предъявляли документы, влекущие изменение размера пенсии (например, копию свидетельства о смерти и пр.), в случае предъявления органами ПФР письменного требования о возврате средств, напишите со ссылкой на ч. 3 ст.1109 Гражданского кодекса РФ ответ о несогласии с этим решением, поскольку документы, влекущие изменение размера пенсии, ранее в органы ПФР предъявляли (образцы заявлений по ссылке: https://yadi.sk/i/Zz74bgU0N_MCog).
Аналогичную правовую позицию необходимо высказать и в случае судебного разбирательства, представив суду доказательства предоставления документов, к примеру, ваше заявление с отметкой органов ПФР. Также помните, что переплаченные средства не подлежат возврату в случае допущения счетной ошибки сотрудником ПФР. Данный факт может быть установлен как в досудебном, так и судебном порядке, к примеру, подтвержден в письме органов ПФР.