У каждого мастера декоративно-прикладного искусства есть знаковая работа, та самая, единственная и неповторимая, очень дорогая своему хозяину и в то же время характеризующая его творчество. Такой работой Виктории Веховой можно назвать уникальное круглое панно-календарь народных кукол, в каждом из двенадцати секторов которого представлены фигурки, соответствующие именно этому месяцу. Например, январю — рождественская кукла, февралю — кукла-масленица, маю — кукла-пасха, а декабрю — Спиридон-солнцеворот. Все пошло в дело — ткань, кружево, шерстяные нити, тесьма, пуговицы и бусинки. В результате перед нами удивительный экспонат домашнего кукольного музея художницы.
В этом «музее» одновременно сосуществуют и куклы — от самых маленьких до размеров выше младенца, и фигурки тотемных животных вроде черепашек — символа мудрости и благополучия, или коров — символа плодородия и благосостояния. А еще здесь много панно, корзинок и таких предметов домашнего обихода, как подставка под шампанское, держательница штор, чехол для швейной машинки и, конечно же, множество коробов — под шитье и под готовые изделия. Среди последних, например, есть не просто традиционные «кузовки» или «сундучки», а чайник-шкатулка и кружка-шкатулка «для дамских безделушек».
— Виктория Васильевна, как бы ни было много самых разнообразных поделок, но все же центральное место в вашем творчестве занимает кукла. Это так?
— Да, вы правы. И я создаю куклу как яркий образ русского декоративно-прикладного искусства. Посмотрите, какие яркие, выразительные национальные народные костюмы! С одной стороны, стараюсь придерживаться традиционных подходов к созданию образа своей куклы, а с другой, делаю так, как «бог на душу положил».
— Получается, преобладает личный вкус и предпочтения автора?
— Скорее всего. И даже внесу некоторые поправки по поводу «традиционных подходов». Я им нигде не обучалась, весь процесс декоративного творчества познавала самостоятельно.
— И как давно?
— Думаю, где-то с третьего класса, с того самого дня, когда начала резать мамины платья, переделывая их на свой лад. Это, конечно, шутка, но ведь в каждой из них есть доля правды…
— А что вам особенно нравится в куклах?
— Их характер! Обратили внимание на то, что он совершенно разный? Вот, к примеру, кукла Глафира. Она собралась на ярмарку, поэтому держит в руках «живого» гуся и корзинку с пирожками. К такому важному событию нарядилась, как и подобает торговке. Видите, какая яркая одежда, а на голове красный платок, на груди — бусы? Глафира даже губы накрасила яркой «помадой», так что чувствует себя состоятельной женщиной. А вот у большой красной куклы-пасхи лицо не такое выразительное, потому что центр внимания я переношу на корзинку с праздничными угощениями — крашеными яйцами и пасхальной выпечкой.
— Ваши куклы часто участвуют в выставках. Как они там себя чувствуют?
— Превосходно! Всегда находятся в центре внимания и даже разрешают людям фотографироваться вместе с ними. На одной из выставок было тридцать моих поделок! Кстати, к каждому мероприятию я стараюсь обновлять свой «действующий» состав. Обязательно создаю новый образ. Некоторым моим куклам так нравится находиться на публике, что они остаются там в качестве экспоната!
Такой экспонат мы видели в городской библиотеке. Большая кукла по имени Дарья стала хозяйкой солидной экспозиции кубанского подворья. В этом уникальном уголке представлен быт деревенской семьи: расписная печь, добротный стол с самоваром, сушками, варениками и пирогами, с керамической посудой и даже котик, отдыхающий на скамейке. Есть здесь люлька с лоскутным одеяльцем, иконы, керосиновая лампа, цветочные горшки. Но главное — хозяйка хаты, добродушная Дарья в яркой юбке и белой блузе с красной вышивкой.
Виктория Вехова продолжает знакомить нас с другими работами:
— А вот это — кукла-подорожница. Ее хорошо в дорогу брать. Видите, в кармане и зерно, и монеты? Это чтобы всегда у путника были и деньги, и пропитание. Это — Купавка с длинными зелеными волосами, на Ивана Купала она будет плескаться в реке или в озере.
— Виктория Васильевна, а какие материалы вы используете в своем творчестве?
— Люблю натуральные. Например, лозу, березовые прутья, хлопчатобумажные ткани, шерстяные нитки. Но интересно и довольно необычно получается и поделка из подручных материалов. Вот, к примеру, эта рамка, очень похожая на деревянную, на самом деле сделана из туалетной бумаги, промазанной клеем ПВА и прочесанной обычной расческой. А вот здесь — стиль, так называемый пэчворк, на самом деле лоскутное шитье или лоскутная мозаика. Здесь тоже плетение, но уже не из лозы, а из… старых газет.
— Надо же! Со стороны и не подумаешь! Значит, чтобы получилось в конечном итоге чудо, вы шьете, вяжете крючком и спицами, плетете из лозы и из старых газет?
— Да! И еще леплю! Из соленого теста. На протяжении трех лет вела мастер-классы по лепке в городской библиотеке. Кстати, именно здесь я и получила толчок к творчеству. Учила детей, училась сама.
Среди работ Виктории Веховой есть панно «Ворон», рамка которого сделана из скрученных веточек ивы, сбрызнутых краской. Есть выполненные гуашью и покрытые лаком миниатюры. А есть панно с использованием техники, которая называется декупаж, это декорирование различных предметов, когда присоединяют к ним рисунки или же орнамент и покрывают полученную композицию лаком. Виктория Васильевна сделала панно на фанере, наклеив на нее салфетки и покрыв после этого лаком.
Издревле к изготовлению кукол относились как к особому творческому процессу, вкладывая в него сакральный смысл. Да и сам продукт становился предметом почитания, вроде пасхального яйца. Его дарили с пожеланиями добра и благополучия и хранили так же бережно, передавая по наследству. Пусть же и работы этой мастерицы тоже никогда не устаревают, согревая нас теплом ауры своей хозяйки.
Любовь ЗАХАРОВА