Каждый раз, когда Наталья Чепурнова показывает своих кукол на выставках декоративно-прикладного искусства, посетители их с интересом рассматривают и непременно задают вопросы. И один из них волнует практически всех: а почему у кукол нет лица? И тогда мастерица начинает рассказывать о том, как создавалась в былые времена русская традиционная тряпичная кукла, какой смысл вкладывали в нее старые мастера и как сохраняются эти традиции, переходя из поколения в поколение. Познакомимся с автором этих кукол?
Предыстория
Наталья Чепурнова — дипломированный мастер. Она окончила с отличием Уральское училище прикладного искусства в Нижнем Тагиле и за дипломную работу из яшмы «Гарнитур на женский туалетный столик» получила бронзовую медаль ВДНХ СССР. А работу эту выполняла на Колыванском камнерезном заводе, что на Алтае. Надо сказать, что яшма — очень красивый, но самый твердый из поделочных камней и обрабатывается нелегко. Наглядным примером изделий из этого камня стала «Царица ваз», или Большая колыванская ваза, которая находится сегодня в Эрмитаже и признана самой большой вазой в мире — ее вес 19 тонн. Изготовлена ваза из цельной глыбы волнисто-зеленой яшмы на этом заводе еще в царские времена, куда тащили каменную глыбу в одной упряжке 567 человек и 154 лошади. А сколько людей на протяжении многих лет трудились над обработкой и шлифовкой этой глыбы! Вот из такого камня и посчастливилось изготовить изделие для защиты своей дипломной работы Наталье Чепурновой.
А позже была снова учеба — на искусствоведческом отделении Уральского государственного университета в Свердловске (ныне Екатеринбург) и работа более четверти века в музеях Петропавловска — Казахского и Омской области. Всегда были увлечения. В Петропавловске — не часто встречающейся вышивкой «русские швы», в Омске — керамикой, в Большеречье — традиционной куклой. Более девяти лет работы в музее-заповеднике «Старина Сибирская» заведующей отделом ремесел, затем историко-этнографического музея и картинной галереи были очень интересными и плодотворными. Главная задача мастеров в музее-заповеднике — возрождение и сохранение традиционных ремесел: ткачества, вышивки, вязания, росписи по дереву, изготовления традиционных кукол, работы с берестой, лозой, глиной, кузнечного дела и т. д. Работая в просветительском учреждении, общаясь изо дня в день с ремесленниками, она еще больше полюбила декоративно-прикладное искусство и этнографию и, в первую очередь, традиционных тряпичных кукол.
Воплощение жизненных ситуаций
Русские народные куклы в традиционной культуре занимали особое место. Вплоть до середины ХХ века почти в каждой семье в деревне играли тряпичными куклами, что позволяло еще в детстве прожить жизненные ситуации из взрослой жизни. Традиционные славянские куклы — это уникальное явление, благодаря им можно узнавать старинные обряды и обычаи, изучать народные костюмы и традиции. И изготавливать такую куклу принято с добрыми помыслами, без суеты, в спокойном состоянии духа.
Мысль о создании тряпичной куклы нашла воплощение, когда мастерица вышла на заслуженный отдых и приехала с мужем в Горячий Ключ. И очень помогли в этом знания, полученные в училище и в университете, и опыт работы в музеях. Все это давно собралось воедино, вот только ждало своего звездного часа. Наталья Степановна с воодушевлением рассказывает о своих куклах:
— Вот, посмотрите, эта кукла сделана традиционно, как и большинство, без иглы, на скрутках. А эти демонстрируют русский костюм. Девочка с лентой, а женщина в платке, нельзя, чтобы из-под платка была видна хоть одна волосинка. И выполнена как самая распространенная в старину кукла Столбушка. Почему так называется? Да потому, что в основе этих кукол столбик, скрученный из ткани, или веточка от дерева, или поленце. Семью из пяти кукол я назвала
«Семья синильщиков». Были в старину артели, которые красили холсты в синий цвет и наносили орнамент. Вот и у моих кукол есть фрагменты подобной ткани. У главы же семейства рубашка сшита из пестряди, так называется ткань с рисунком в виде пересекающихся линий, сотканная из цветных ниток на станке. Я стараюсь в таких куклах сохранить и крой традиционного костюма.
Есть у нашей собеседницы кукла Зерновушка — толстенькая, ладненькая. Для крестьянской семьи она имела важное значение, так как в ней сохранялась часть отборного зерна для будущего посева. Люди верили, что Зерновушка в доме — это залог хорошего урожая на следующий год. В основе куклы холщовый мешочек, набитый зерном или крупой, а она сама одета в женский наряд. Весной мешочек вскрывали и использовали зерно для посева, а осенью с нового урожая наполняли мешочек вновь. В пару Зерновушке делали Мужика- богача, плотно набитого зерном. Этих кукол можно было дарить на свадьбу с пожеланиями достатка и счастливой семейной жизни.
Ни один праздник, ни один обряд не обходился без традиционных кукол. Интересная, очень яркая кукла Веснянка, с длинной косой, украшенной цветными лентами. Ее мастерили девушки перед Пасхой, чтобы в праздник в кукольный подол положить яйцо, кулич и обменяться с подружками пасхальными подарками. А вот Благополучница, как и положено, с традиционным орнаментом, вышитым на счастье. Это обереговая, не игровая кукла, и поэтому мастерица относится к ее изготовлению более щепетильно. Скажем так: со злым умыслом таких кукол не существует, ведь для того они и безликие, чтобы не навредить человеку. А вот в то, что принесут в дом благополучие, верили практически все, потому и старались иметь в доме такую куклу. Или Кубышка-травница. Ее набивали целебными травами и больному домочадцу ставили в изголовье, стоило только помять куклу или выделить для нее местечко потеплее, как она начинала благоухать травяными ароматами.
Наталья Степановна может часами рассказывать о своих куклах и сожалеет только о том, что традиции наших предков стали забываться, а в них заключен опыт и мудрость народа. Она с удовольствием делится накопленными знаниями с другими людьми и готова давать мастер-классы.