История создания семейного бизнеса Максима Соболева и Марии Вульф, еще пять лет назад проживавших в столице Краснодарского края, становится далеко не единственной в наше время. Устав от городской суеты, где еще и приходится заниматься не самым любимым делом, люди неожиданно для окружающих едут «к черту на кулички», то есть очень далеко, неведомо куда, чтобы наконец-то реализовать мечту своей жизни.
Наш корреспондент встретился с предпринимателями, и сегодня мы расскажем о «мануфактуре полезных лакомств» и о том, как появился The «Кутаис» brаnd.
«Я буду долго гнать велосипед…»
Максим Соболев всю свою жизнь посвятил ресторанному труду. На протяжении пятнадцати лет он строил карьеру от бармена до управляющего, но не получал от этого удовлетворения.
— Когда перешел в менеджерский состав, — рассказывает предприниматель, — почувствовал рутинность повседневной работы. Потерялась романтика профессии, и одновременно с этим появилось желание создавать что-то новое, какую-то еще неопробованную концепцию. Пока расплывчато, но в голове созревали идеи стартапа…
Мария разделяла убеждения супруга и готова была взять на себя обязанности дизайнера и маркетолога. Эти сферы, по ее мнению, нуждаются в таких женских чертах характера, как мягкость и гибкость, проницательность и интуиция.
Пять лет назад состоялся переезд этой семьи из Краснодара в поселок Кутаис Горячего Ключа, в уголок первозданной природы, которая оглушила новоселов насыщенностью растительного мира, щедростью солнца и обилием сельских звуков. Но особенно бросились в глаза заброшенные сады, в которых созревали яблоки, сливы, алыча…
Возможно, еще тогда на уровне подсознания кого-то из них прозвучали строки некогда популярной песни: «Я буду долго гнать велосипед, в глухих лугах его остановлю…», а может, этот образ появился позже. Сегодня же я разговариваю с Максимом Соболевым, а он держит руль старенького велосипеда, на котором установлены плетеные кузовки с румяными яблоками. И нет сомнения в том, что молодой человек только что собрал плоды богатой на урожай осени и движется на двухколеснике туда, где эти дары природы будут переработаны в необычный для нас продукт, удивительно ароматный и сладкий.
— Образ велосипедиста, двигающегося легко и уверенно к благополучию с витаминным запасом в багаже, очень точно определяет набор ценностей, которые нам близки. Это здоровье, экологичность, надежность, доступность, традиционность, уверенность, стремление к совершенству… То есть велосипед олицетворяет наши принципиальные убеждения.
Привет из горячего ключа
Вдали от цивилизации Максим и Мария начали наслаждаться не только красотой природы, но и ее дарами. После нескольких неудачных проектов, что очень характерно для молодых энергичных людей, главным своим делом они выбрали «бабушкину» пастилу. Как им казалось, этот экологически чистый продукт очень полезен всем без исключения людям, даже тем, кому противопоказан сахар.
Кроме того, он очень вкусный и никогда не может приесться, если использовать к яблочной основе самые разнообразные дары природы: абрикосы и персики, тыкву с семечками, мандарины и бананы, инжир и гранаты, а также традиционные и неожиданные добавки вроде корицы и солода.
— Заброшенные яблоневые сады и стали отправной точкой создания Кутаис-бренда, — продолжает рассказ Максим Соболев. — Яблоки в буквальном смысле падали на голову, и тогда мы попробовали сделать из них «бабушкину» пастилу, сначала, конечно, для себя, затем угостили ею соседей, а те рассказали о ней своим знакомым. А когда поставили дело на поток, то поняли, что наших яблок мало, нужно закупать их у других садоводов.
Как заметил Максим, есть еще одна движущая сила, которая подталкивала к созданию в Кутаисе чего-то особенного, только присущего этому населенному пункту. Молодым людям стало обидно, что когда-то это был процветающий нефтедобывающий поселок, а сейчас приходит в упадок, в то время как есть огромные предпосылки для развития экотуризма, садоводства или же переработки и консервирования фруктов и овощей. В этом плане Кутаис пока еще никто не прославил, хотя, кроме Максима с Марией, здесь уже появляются и другие предприниматели, например, ребята из Санкт-Петербурга начали производить фруктовые чипсы.
Предпринимательская жилка больше присуща городским жителям, чем сельским, поэтому неудивительно, что свежий взгляд Максима Соболева выхватил и другие сегменты поселковой жизни, требующей поддержки. Например, молодой человек подумывает о том, чтобы привести в порядок заброшенную спортивную площадку и сделать там футбольное поле. Как было бы это здорово для поселковых ребятишек и конечно же — для подрастающих сыновей, Ивана и Степана! Есть другие задумки, требующие инвестиций. Возможно, их время тоже наступит, а пока продолжим разговор о пастиле.
Лакомство расфасовывается в небольшие картонные коробочки, на которых указано, что эта мануфактура полезных лакомств, то есть продукция, созданная с применением ручного труда, имеет The «Кутаис» brаnd. А рядом — надпись «Горячий Ключ». Таким образом потребители видят, где пастила изготовлена. На каждой упаковке есть важный слоган: «Возьми силу природы!» Его подсказали предпринимателям члены Русского географического общества, разделяющие концепцию производства экологически чистых продуктов. И куда бы ни поехала и не полетела такая упаковка, она «передает привет» покупателям от всех нас, горячеключевцев.
Мед — только органический!
Кутаис-бренд не использует в производстве пастилы консерванты, красители, ароматизаторы и даже сахар. Вместо него — органический мед. Что именно соответствует этому понятию? Абсолютная чистота и натуральность. А для этого ульи изготавливаются только из дерева, вываренного в льняном масле, без синтетических пропиток и красок. Пасека находится в экологически благополучных районах вдали от трасс, предприятий, ферм и полей, которые могут обрабатываться пестицидами.
Медоносные пчелы собирают нектар и пыльцу с диких растений, а если им необходимо подлечиться или же пройти профилактику от заболеваний, то пчеловоды применяют только фитолечение, без антибиотиков и прочих лекарств. Их успешно заменяют травы — тысячелистник, полынь, чеснок, горький перец. И еще: в органическом пчеловодстве не применяется искусственное питание, то есть подкорм сахаром, а конечный его продукт никогда не нагревается и не перетапливается.
Кроме того, что мед используется как подсластитель пастилы, он реализуется и как самостоятельная сладость, расфасованная в баночки по 250 граммов или же по желанию потребителя — в обычные трехлитровые баллоны. Среди его сортов, которые полюбились сластенам, это великолепный горный, яркий луговой, всеми любимый липовый и нежный крем-мед «плющ». У каждого есть своя «визитная карточка», указывающая место сбора и медоносные травы, например, последний был собран в Гуамке, в районе Апшеронска, с таких медоносов, как плющ, золотарник, сентябринка, а горный — в окрестностях Кутаиса с боярышника, шиповника, ежевики, груши, черноклена.
Витаминная бомба
Максим с Марией производят пастилу с 2015 года, постоянно оттачивая мастерство, придумывая все новые и новые виды лакомства. Для этого используются фрукты, ягоды и орехи, выросшие в нашем богатом южном регионе и на щедрой земле соседней Абхазии, а также популярные заморские тропические плоды.
Сто граммов готовой пастилы получается после переработки 500-800 граммов свежих, отборных фруктов, ягод, орехов. Так что это кладезь витаминов и микроэлементов, необходимых для поддержания здоровья любого человека, но особенно — детей.
Каждое яблочко вручную обрезается от червоточины или других повреждений и попадает в емкость для мягкого упаривания, где томится на паровой бане, пока не станет идеально нежным. Это и есть основа будущего продукта.
Затем плоды протираются через сито, чтобы не осталось кожуры и «хвостиков», и к этой основе добавляется вторая составляющая, например, апельсины или же неожиданная изюминка — ржаной солод или пряные травы. Таким образом рождаются новые вкусы, например, слива-базилик или банан-солод.
Пастила режется вручную и упаковывается в коробочки с помощью термоусадочной машины. В этом процессе очень важна герметичность, поэтому используется специальная пленка. Упаковка плотно облегает продукцию, придает ей привлекательный вид, защищает от воздействия окружающей среды и механических повреждений.
Срок годности упакованной пастилы — шесть месяцев, однако при вскрытии продукта его рекомендуют съесть за семь дней. Следовать такому совету очень трудно, так как содержимое коробочки исчезает за считанные минуты — настолько мягок и приятен вкус этого лакомства! Кроме того, что это самостоятельный десерт или сладость к чаю или кофе, пастила хороша в качестве добавки в утреннюю кашу или же выпечку, а также и в некоторые другие блюда — на эту тему можно фантазировать.
Каждый вид пастилы служит определенному назначению, например, с грецким орехом и медом — для улучшения умственной работоспособности, с тыквой и ее семечками — для поддержки здоровой кожи, волос и ногтей. Любители этого лакомства считают его витаминной бомбой, которая может поддержать иммунитет, что особенно важно в холодное время года. Вот почему этот продукт находит покупателей в специализированных точках: во фреш-маркетах, эколавках, кофейнях и буфетах Краснодара и Черноморского побережья — Сочи, Геленджика и в некоторых магазинах, связанных со здоровым питанием, в Горячем Ключе и станице Саратовской.
Кроме этого, пастилу заказывают из многих регионов России с доставкой по почте или через специализированную транспортную компанию.
Почитателей этой сладости стало еще больше после прошедшей недавно в столице Кубани агропромышленной выставки «Кубанская ярмарка», на которой Максим Соболев представлял свою продукцию. Как он отметил в нашей беседе, сейчас спрос стал превышать предложение, и самое время подумать о расширении производства.