Орденоносец Василий Хода

Как стать героем романа? Вряд ли горячеключевец Василий Хода задумывался над этим вопросом. Однако стал, преобразившись на страницах романа Аркадия Первенцева «Честь смолоду» в бесшабашного и немного хулиганистого Витьку Неходу. Правда, само произведение Василий не видел — погиб в 1943-м.

Но в архиве городского исторического музея хранится старинный альбом, оформленный учениками 10 «В» школы № 1 в 1967-68 годах. И там, в частности, есть глава «Герои книги «Честь смолоду», где рассказывается о Василии Ходе:
«Будучи учеником старших классов, он был старшим пионервожатым школы, являлся активным участником школьных мероприятий. Василий руководил кружком авиамоделистов, организовывал классные и общественные игры. Хода учился отлично и показал себя хорошим общественником. Когда началась война, он поступил в военное училище, окончив которое офицером, участвовал в боях и погиб славной смертью…»

Образ рисуется почти идеальный — отличник, общественник, вожатый. И совсем другим предстает Витька Нехода в романе Аркадия Первенцева. Не вожатый, а скорее вожак мальчишеской ватаги. Именно таким он появляется в главе «Фанагорийцы».

Кстати, станица Псекупская, о которой идет речь в книге, — это Горячий Ключ, тогда еще — поселок. Поэтому пейзажи, оживающие на книжных страницах, весьма узнаваемы.

Итак, Виктор Нехода… По сути, при первом своем появлении, разбойник и хулиган. Чем же он мог заинтересовать писателя? И что у него общего с отличником-общественником Василием Ходой? А одно очень важное качество: дал слово — умри, но сдержи; взялся делать дело — делай его ответственно и на «отлично». Именно таким станет Витька, когда столкнется с испытанием в лице военного лихолетья. И доблестно погибнет, командуя батареей.

Сам же Василий Хода, информацию о котором нам удалось отыскать на сайте «Подвиг народа», всячески достоин быть героем романа, и не одного. Вот что написано, например, в наградном листе на представление к ордену Красной звезды: «При взятии полком балки Песчаная противник организовался и перешел в контратаку на подразделения 2-го батальона. Товарищ Хода, будучи замкомандира батальона, взял на себя командование подразделениями, мобилизовал бойцов, занял оборону, а затем сам перешел в атаку. В результате чего противник был смят и отброшен. В этом бою товарищ Хода сам лично уничтожил унтер-офицера и семь солдат.

23 января 1943 года, после взятия населенного пункта Ельшанка, противник предпринял попытку контратаковать подразделения 2-го батальона. Товарищ Хода, находясь в боевых порядках батальона, своевременно организовал, перешел в атаку, в результате чего противник был разбит. В этом бою товарищ Хода расстрелял более 30 гитлеровцев. В очищении домов Сталинграда товарищ Хода также своим мужеством и отвагой увлекал бойцов за собой. Он первым врывался в подвалы домов и выковыривал оттуда фашистов гранатами…».

Читая строки этого документа, понимаешь, что Аркадий Первенцев подходил к выбору прототипов для своих произведений очень тщательно. Ведь таким, как Василий Хода, — хочется подражать, на них хочется равняться.

Иванна Белова,
ст. научный сотрудник городского исторического музея