В нашем городе живет мас-тер художественной ковки, член Европейского общества кузнецов. Хотите познакомиться? Тогда читайте сегодняшний материал.
Сказочные персонажи
Некоторые работы Анатолия Крамаренко поражают причудливостью образов, которые когда-то были описаны в известных детских произведениях. Возможно, рождались они в голове мастера совершенно по другой аналогии, однако уводят нас именно в мир фантазий и приключений. Вот, например, туфелька на изящном небольшом каблучке с двумя широкими «плетеными» ремешками на подъеме ноги и уже более тонким, с застежкой на лодыжке, как у современных босоножек. И все же есть в этом изделии нечто сказочное, потому оно напоминает туфельку, только что сброшенную с ноги легендарной Золушки.
А вот эта гитара явно ковалась не по образцу современного музыкального инструмента, который висит на стене барда и балагура соседа Пашки. Помните удлиненный силуэт гитары в руках Трубадура из «Бременских музыкантов»? Так вот, и у Анатолия Крамаренко она именно такая, смотришь на нее и слышишь переборы.
Виноградная лоза, крепко обхватившая ветки дерева и серпантином бегущая по ним, поражает «сочностью» огромной кисти, в создании которой проявился почерк того же мастера. Нашему взору видны самые мелкие детали «пружинящей» лозы, каждого листика и каждой ягодки. И всплывают в воображении сцены из басни Крылова «Лисица и виноград»: «А кисти сочные как яхонты горят…»
Есть в творчестве Анатолия Крамаренко и скульптуры. Одна из них, созданная в союзе с Николаем Снежным из Краснодара, установлена в Архипо-Осиповке, это один из любимых детьми персонаж — Доктор Айболит. На руке человека сидит зайчонок и держит ложку с микстурой.
Образы, рожденные в воображении мастера и воплощенные в его работах, создают сказочный мир, который когда-то был реальным, но по мановению волшебной палочки замер, окаменел.
Место таинства
У каждого мастера декоративно-прикладного искусства есть место, в котором и создаются шедевры. В такие мастерские любит заглядывать Муза, одаривая людей искрами вдохновения, которые они потом разжигают в огонь творчества. В кузне Анатолия Крамаренко много металла, а он ассоциируется с чем-то тяжелым, кардинальным. И трудно представить, что именно благодаря кузнечному горну, пневмомолоту и различным приспособлениям для художественной ковки и появились в этом пространстве уникальные изделия, описанные выше.
А вот эти предметы тоже находятся в месте таинства и потому запечатлены со своим мастером на фото. Посмотрите, в одной руке кузнец держит предмет глубокой старины — ручку на входные ворота или двери, чтобы постучаться в них, сообщить хозяину о своем визите. А другой Анатолий держится за довольно устойчивую конструкцию — вешалку, очень напоминающую металлическое дерево из того самого мира, в котором кто-то выкрикнул волшебное слово «замри!» Эта вешалка отлично выдерживает любую одежду, даже десятикилограммовую кольчугу.
Внизу ствол «дерева» представляет собой довольно крепкие корни, выбросившие свои отростки в разные стороны, а вверху — крону листвы, в середине которой находится птичье гнездо. Его трудно разглядеть издалека, так и было задумано мастером, чтобы уберечь птичий домик от злого взгляда. А вот если подойти к «дереву» совсем близко, можно увидеть это гнездо, в котором уже лежат яйца — как символ новой жизни.
В кузне и состоялась наша беседа с мастером.
Укротитель металла
— Анатолий Васильевич, расскажите немного о себе. Как давно живете в Горячем Ключе?
— С этим городом я связал свою судьбу восемь лет назад. А родился и вырос на Полтаве, там и учился азам художественного творчества. Мой дед с Диканьки тоже кузнец. Так что у меня страсть к металлу в крови.
— И как давно укрощаете его?
— Без малого сорок лет.
— О! А какие изделия куете?
— Разные! Все, что нравится людям: люстры, перила, вешалки… И всегда одна работа не походит на другую. Бывает, что готовлю на заказ, а бывает — сам что-то сделаю и показываю людям на выставках. Это могут быть и мои личные показы, и участие в фестивалях кузнечного мастерства, например, каждый год мы встречаемся с коллегами в Мезмае Апшеронского района.
Венок из молотков
— Вы сказали, что люди заказывают то, что им нравится. А что нравится вам?
— То, что я еще не сделал. Меня и по телевизору показывали, и награды вручали. Но ощущаю себя не большим кузнецом, а маленьким кузнечиком, которому предстоит еще много учиться, потому что я пока не достиг того, к чему стремлюсь.
— Анатолий Васильевич, а как вы попали в Европейскую гильдию кузнецов?
— История эта такая. В Донецке на Украине есть парк кованых скульптур, где часто проходили фестивали кузнечного мастерства, участниками которых становились наши коллеги из других стран. И вот однажды они увидели мои работы и пригласили на международный конкурс профессионального мастерства.
— И где он проходил?
— В Бельгии. А собрал нас, объединил в единый коллектив мастер из Австрии. На конкурс приехали шестьсот тридцать участников из четырнадцати стран мира. Я познакомился там с высокими профессионалами, очень серьезными людьми и, видно, с перепугу занял пятнадцатое место. До сих пор не могу понять, как это произошло…
— Здорово! А за какую работу?
— Нам дали задание на вольную тему и предоставили три часа. За это время нужно было создать нечто такое, чтобы поразить компетентное жюри. Даже сейчас удивляюсь, откуда пришли идеи да и силы тоже, но я выковал четырнадцать молотков — по количеству стран-участниц конкурса — и завязал их в венок. Там я и получил посвящение в кузнецы.
Будущее за мастеровыми
Анатолий Васильевич только что вернулся из «Атамани», поэтому мы попросили его поделиться впечатлениями от посещения этнографического комплекса.
— Там я работал в доме кузнеца, — ответил он. — Проводил мас-тер-классы. Мы с детьми ковали подковы, гвозди, листики, даже пробовали изготовить ножи. А еще там вел занятия со взрослыми и детьми. Например, когда отец с сыном попробовали что-то выковать совместно, это было для меня особенно приятно.
— Почему? Вам нравится, когда выполняют работу представители разных поколений?
— Да. Но кроме этого, я с особым трепетом отношусь к обучению детей, особенно так называемых «трудных». У них должен быть круг интересов, и тогда не будет влияния улицы. Потихоньку собираю таких детей вокруг себя и занимаю их полезным делом, которое в дальнейшем может стать профессией.
— А есть ли у вас ученики, которые могут работать самостоятельно?
— Да, трое из них вышли в свет, открыли кузни. Один из них даже превзошел меня, и я очень горжусь этим. Зовут его Сергей Юрко. У каждого мастера свой почерк, но плохо то, что таких учеников у меня мало. Поэтому самое важное, чего хотел бы достичь, это иметь в Горячем Ключе продолжателя моего дела, того, кому бы смог передать знания и опыт.
— А есть ли в городе ваши коллеги, с которыми общаетесь?
— Да, конечно. Это, например, Константин Феодориди, Олег Смоль — кузнецы, которые не просто таковыми называются, но и умеют отлично выполнять работу. Я очень люблю свою профессию и переживаю за нее, поэтому обидно, если какой-то мастер выполнит некачественно заказ, и после этого люди с опасением будут относиться и к высоким профессионалам.
— Есть ли у вас идея, в которую страстно хотелось бы верить, но для ее реализации нужны очень сильные рычаги, одному не справиться?
— Я бы построил «Город мастеров»! В Горячем Ключе много творческих людей, но нет определенной площадки. Не так давно умельцы реализовывали свои работы в курортной зоне, а сейчас возле «Старого замка». Бизнесменам в этом плане легче, у них больше преимуществ для решения финансовых вопросов, но я верю в то, что время мастеровых тоже наступит. Очень хотел бы собрать их, объединить.
— И последний вопрос. Анатолий Васильевич, а какие ваши планы на ближайшую перспективу? Чем будете заниматься нынешней осенью и зимой?
— Планы есть и очень хорошие. Буду делать сложные каминные решетки, доспехи, шлемы, мечи. Кроме того, мне заказали скульптуру казака. Она будет выкована из металла в полный рост, высотой два метра. Это выполняется при помощи сварки, нагревания металла и чеканки. Для кузнеца металл как пластилин, так что его не бьют, из него лепят. И он живой, я с ним разговариваю.