В этом году газете «Горячий Ключ» исполняется 90 лет. Без малого век она продолжает информировать, образовывать и защищать интересы читателей. Сколько за это время сменилось редакторов, журналистов, фотокоров… А многие из газетных специальностей и вовсе упразднены. Сегодня творческий коллектив «ГК» — это главный редактор, ответственный секретарь, два корреспондента, верстальщик и корректор. А наименьшее число участников процесса наполнения и выпуска газеты приходилось на военные годы, когда издание носило название «По пути Ильича».
Первое имя нынешнего «Горячего Ключа» — «Красный табаковод» — просуществовало недолго. Уже в конце 1931 года газета была переименована в «По пути Ильича». Упоминание имени вождя в то время, как в общем и в последующие несколько десятилетий, было своего рода охранительной грамотой и присуждалось всему, чему только было можно: населенным пунктам, колхозам, технике, газетам и т.д. Путь «Ильича» был обозначен четко — информирование населения о планах и достижениях, бичевание всех, кто каким-либо образом тормозит приближение светлого будущего, и поощрение стахановцев — передовиков производства, самоотверженным трудом прокладывающих дорогу к коммунизму. Военные годы эту задачу усложнили.
Не выходила полгода
Корреспондент «Огней Кавказа» Елена Приходько — соискатель кафедры истории и правового регулирования массовых коммуникаций Кубанского государственного университета, — используя архивные документы Центра документации новейшей истории Краснодарского края, провела исследовательскую работу, в которой изучила разные вехи работы горячеключевской газеты. Она выяснила, что, несмотря на то, что в военные годы районные газеты стали двухполосными, то есть их площадь уменьшилась до одного печатного листа, редакционные коллективы сумели превратить их «в боевые органы по мобилизации масс на разгром немецко-фашистских захватчиков, выполнение конкретных задач по активной поддержке фронта». Лучшие периодические издания Краснодарского края, к каковым по праву относилась и «По пути Ильича», успешно решали эти задачи.
В период оккупации Горячеключевского района (с 21 августа 1942-го по 28 января 1943 года) газета не выходила. Но уже на пятнадцатый день после освобождения увидел свет ее первый номер, в чем была несомненная заслуга редактора издания. Личность его поистине уникальная и требующая особого внимания.
В газету из-за парты
Лариса Николаевна Клевцова была разносторонне образованным человеком, имеющим множество талантов. Родилась она в марте 1919 года в семье екатеринодарских (краснодарских) рабочих. Ее первое знакомство с редакцией газеты «По пути Ильича» произошло в сентябре 1937 года. Тогда, в связи с отсутствием кадров, недавнюю выпускницу, 18 лет отроду, приняли на должность ответственного секретаря. Через два года перспективную сотрудницу перевели в редакцию многотиражной газеты «Стычка» консервного завода Ростова-на-Дону. И в поселок Горячий Ключ Лариса Клевцова вернулась лишь накануне Великой Отечественной войны. За пару лет она успела поработать воспитателем детского санатория и детского дома, учетчиком отдела кадров РК ВКП (б), начальником эвакогоспиталя и секретарем РК ВЛКСМ. А в январе 1943 года Ларису Николаевну назначили исполняющей обязанности ответственного редактора газеты «По пути Ильича».
В военные годы члены Горячеключевского РК ВКП (б), призванные «лично руководить местной газетой, повседневно следить за ее содержанием и направлять на разрешение очередных политических и хозяйственных задач, стоящих перед районом», серьезно ею не занимались. Не было у издания и авторского актива. Из-за частых поломок машины типография больше простаивала. Докладная записка заведующего отделом пропаганды и агитации Горячеключевского РК ВКП (б) З.П. Мигаенко секретарю Краснодарского крайкома ВКП (б) содержит данные о том, что в апреле 1943 года «были выпущены всего три номера районной газеты «По пути Ильича» на попутно проезжавшей типографии».
Газета в два человека
Регулярный выпуск издания (раз в неделю) наладили лишь в мае 1943 года. Тираж первых семи номеров составлял 300-500 экземпляров. В 1943 году штат районной газеты состоял из двух человек — самого редактора и начальника отдела писем, ответственного секретаря и корректора в одном лице Галины Стефановны Марченко. Дисциплина в редакции была жесткой. Работать приходилась много. Но уже к концу года тираж «По пути Ильича» вырос до тысячи экземпляров. Районная газета стала центром политического и культурного воспитания населения. В ней публиковались сообщения о ходе военных действий и помощи фронту, материалы о партийной жизни района и страны, героизме и мужестве советских солдат, партизан.
В праздничном номере газеты, посвященном годовщине освобождения района от немецко-фашистских захватчиков, находим типичный пример обращения секретаря РК ВКП (б) к читательской аудитории: «Колхозники и колхозницы, рабочие МТС и совхозов, советская интеллигенция! Страна и фронт требуют от нас самоотверженной работы в тылу! Отлично выполним этот священный благородный долг перед Родиной! Шире развернем социалистическое соревнование на всех участках наших работ, соревнование за отличную подготовку к третьей военной весне, за усиление помощи фронту».
Уважали и боялись
В военные годы редакция газеты поднимала и обсуждала с читателями самые злободневные темы, выступала с критикой недостатков работы партийных, советских и хозяйственных организаций. В ноябре-декабре 1943 года редакция «По пути Ильича», которая уже приросла новыми сотрудниками, провела два крупных рейда по качеству бытового обслуживания трудящихся Горячеключевского района и подготовке колхозов к зимовке скота. Журналисты накопали горы материалов и, как писали в газете, «вскрыли серьезные недостатки в работе потребкооперации и животноводческих ферм». Обсуждение итогов работы рейдовых бригад было вынесено на очередное бюро РК ВКП (б). Из этого можно заключить, что к редакции власть относилась как к контролирующему органу. Газету уважали и побаивались.
Издание быстро завоевало популярность в районе и крае. «Утром в газете — вечером в куплете» — этот лозунг, говорящий об оперативности агитационно-пропагандисткой работы газеты, был популярен и применим для обозначения влияния горячеключевской районки на умы читательских масс.
Справка
За 1945 год редакция получила 278 селькоровских писем, а за девять месяцев 1946 года — 325 заметок и корреспонденций от рядовых колхозников и специалистов сельского хозяйства. Авторский актив «По пути Ильича» увеличился в десять раз: с 10-12 человек в 1943 году до 100 — в 1946-м. Газета поощряла творчество читателей. Лучшими селькорами издания были колхозники Бескровный (колхоз «По пути Ильича») и Сафронов (колхоз «Победа»), бригадиры Попов (колхоз «По пути Ильича») и Головко (колхоз «8 Марта»), звеньевая табаксовхоза Александрова и Бертнев (артель «Герой труда»), агрономы Федяев, Филиппов, Челокьян.
В 1947 году от рабочих и сельских корреспондентов редакция получила 537 писем, а в 1948 году — 920. Общее число пишущих в газету увеличилось до двухсот человек.
На страницах издания была введена специальная рубрика «Трибуна передового опыта», в которой опытом своей работы делились передовики сельского хозяйства. О путях и методах достижения высоких результатов рассказывала лучшая табачница Горячеключевского района, депутат Верховного Совета РСФСР М.Н. Сивоконь, свинарка колхоза «Парижская коммуна» А.Е. Бородина, чабан колхоза «8 Марта» Т.П. Кошик и другие.
В 1950 году на должность ответственного редактора газеты «По пути Ильича» был назначен В.Д. Абаньшин. Сведений о дальнейшей деятельности Ларисы Николаевны Клевцовой, к сожалению, не сохранилось.
«Пойди, Галя, в Саратовку»
Галина Стефановна Марченко работала в газете в военные годы. В архивах редакции сохранились ее воспоминания о военном периоде в жизни газеты «По пути Ильича»:
— 28 января 1943 года освободили от немцев поселок Горячий Ключ, и уже в феврале стала выходить газета. Я пришла в нее в 1943-м году — тогда экстерном доучивалась в 10-м классе, ну и, видимо, сыграло роль, что мама у меня — учитель русского языка. Рекомендовала меня на эту работу уполномоченная крайкома Галина Михайловна Кецко, преподававшая у нас историю.
Работать мне пришлось под руководством ответственного редактора Ларисы Николаевны Клевцовой. Практически мы с ней вдвоем через день выпускали однополосный листок тиражом в тысячу экземпляров, главными в котором были сводки Информбюро. Передавали их обычно ночью, и у нас была специальная должность — ночного дежурного. Технической частью, т.е. американской печатной машиной, заведовал инвалид ВОВ И. Стеблянский.
Вначале моей обязанностью была обработка писем. В ожидании Победы люди писали в газету много, охотно, и недостатка в материалах не было. Передовые статьи готовила Лариса Николаевна, а на мне лежали еще и обязанности корректора и ответственного секретаря.
Весной, когда дороги более-менее подсохли, мы стали налаживать связи со станицами. Транспорта не было, приходилось до самого окончания войны ходить пешком. В лесах, особенно под станицей Суздальской, было неспокойно. Поговаривали о скрывавшейся там банде братьев Букшанов.
Хорошо помню, как из станицы Черноморской я должна была принести репортаж с собрания в честь годовщины гибели казненного фашистами партизанского связного Павла Бендуса. Я отправилась из Горячего Ключа около 11.00, а собрание открывалось в 15.00. Чтобы не опоздать, последние километры бежала изо всех сил. Собрание не состоялось, так как сестра Бендуса из-за болезни не смогла прийти…
Рабочий день у нас был ненормированным, часто оставались в редакции на ночь записывать сводки. Нас никто из руководства не контролировал — иногда только Клевцову заслушивали на бюро райкома партии.
О чем писали? После военной тематики приоритет отдавался восстановлению хозяйства. На деле это выглядело так. Лариса Николаевна мне говорила: «Пойди, Галя, в Саратовку, возьми у Полубота (председателя колхоза) или у Руденко (директора МТС) интервью. Завтра ставим в номер». И я шла. Дисциплина была жесткой: сказали — делай.
Иногда я писала фельетоны. Как сейчас помню текст: «Директор курорта Вурмыкин выгнал женщин, которые пришли стирать белье». В ту пору только на курорте была естественная горячая вода, и райком разрешал местным жителям там стирку. А директор противился этому, ну мы его и пропесочивали.
Конечно, в сравнении с сегодняшней, та наша журналистская работа выглядит примитивной, но мы были и такими востребованы. Страна и город поднимались после военной разрухи — все силы были брошены на это.
Весной 1945-го в наш женский коллектив влился настоящий журналист, который работал в газете до войны ответственным секретарем — Александр Мальцев. А я по направлению райкома комсомола поступила в краснодарский институт на факультет русского языка и литературы. И до ухода на пенсию проработала в школе 38 лет.
Вспоминаю свою журналистскую деятельность с огромным удовольствием. Было трудно, но мы много смеялись, шутили, и это поддерживало. Молодые были…
Храню тебя, «ГК»!
В истории газеты «Горячий Ключ» еще много интересных страниц, мы продолжим знакомить читателей с ними в других номерах и предлагаем всем желающим поучаствовать в создании следующей публикации. Расскажите, что вы помните об истории газеты, какие статьи вас впечатлили. Может, вы и сами становились героями статей и очерков? А возможно, у вас в семейных архивах сохранились старые экземпляры газет. Фотографируйте их и присылайте нам! Обладателя самого «возрастного» номера ждет приз! Выбирайте любой удобный вид связи: звоните по тел.: 3-55-33, шлите письма на электронную почту gor_kl@mail.ru или делитесь воспоминаниями в личных сообщениях, отправленных на наши странички в соцсетях.