Как развивается дорожная отрасль края — в интервью вице-губернатора Кубани Александра Трембицкого
Сеть автомобильных дорог Кубани протянулась более чем на 42 тысячи километров. Федеральные трассы, местные и региональные дороги, как кровеносные артерии, пронизывают край и обеспечивают его жизнеспособность. От состояния дорог зависит не только повседневная жизнь кубанцев, но и развитие экономики региона, его инвестиционная привлекательность.
Сегодня в дорожной отрасли происходят позитивные преобразования. Ведется глобальное дорожное обновление, эффективно реализуется на территории региона нацпроект «Безопасные качественные дороги». Как меняется дорожная инфраструктура Кубани, рассказал вице-губернатор Александр Трембицкий.
Край — в пятерке лидеров в стране
— Александр Александрович, сегодня по всему краю ведутся масштабные дорожные ремонтные работы. В дорожное строительство вкладываются большие средства. Какой-то эффект от этих вложений уже есть?
— Я убежден, что проводимые дорожные работы, в том числе по национальному проекту «Безопасные качественные дороги», положительно сказываются на развитии всего края. У нас уже есть определенные достижения в этом направлении. В этом году мы вошли в пятерку лидеров среди регионов по реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Программа по поддержанию дорог в безопасном и качественном состоянии уже выполнена на 57%. Эти данные озвучил заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин на заседании Президиума Правительственной комиссии по региональному развитию. Строительство дорог всегда дает мультипликативный эффект. Разветвленная сеть трасс, уровень их качества во многом определяют инвестиционную привлекательность региона. Это крайне важно для Кубани, где уже работает или планирует обосноваться множество иностранных компаний. Дороги связывают предприятия различных отраслей экономики между собой, позволяя им эффективно взаимодействовать, способствуют дополнительной занятости населения.
К тому же наш край — это большой туристический, торговый и сельскохозяйственный регион, в котором пассажирские и грузовые перевозки создают высокий трафик. Именно по кубанским дорогам проходит путь от портов Черного и Азовского морей к заводам, логистическим центрам не только края, но и многих других регионов страны. Поэтому жизненно важно всегда поддерживать трассы и улицы в нормативном состоянии.
— Сколько всего километров дорог в Краснодарском крае уже отремонтировано и сколько еще планируется? И какой объем бюджетных средств выделяется на финансирование?
— В нынешнем году на Кубани в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» запланированы работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и ремонту 134 объектов, из которых 129 — протяженностью более 160 км — будут завершены в 2021 году, а 4 объекта являются переходящими на следующий год. В мае досрочно завершены работы в Новороссийской агломерации. В Краснодаре работы уже выполнены на 63%, в Сочи — почти на 65%, на других региональных объектах — на 55. Финансирование нацпроекта на текущий год превышает 8 миллиардов рублей.
Создание современной, комфортной и надежной транспортной инфраструктуры — одна из главных задач властей Кубани. Поэтому дороги у нас ремонтируются не только в рамках нацпроекта, но и за счет дорожного фонда Краснодарского края, который в этом году запланирован в объеме 37,9 миллиардов рублей. На выделяемые из краевого бюджета средства планируется отремонтировать и реконструировать еще около 620 км дорог. Деньги также направляются на ремонт и содержание мостов, путепроводов и надземных пешеходных переходов.
Если говорить в целом по приоритетному, а затем национальному проекту «Безопасные качественные дороги», то с 2017 по 2020 годы в Краснодарской агломерации отремонтировали 300 км дорог на 241 участке, в Сочинской агломерации привели в порядок 185 км дорог, а в Новороссийской — более 80 км.
Строить с учетом мнений
— В рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» создана и функционирует система учета общественного мнения. Она объединяет несколько каналов связи: официальный портал нацпроекта, проект Общероссийского народного фронта «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог», мобильное приложение «Госуслуги.Дороги» и другие. Власти края учитывают «глас» народа, принимая решение о ремонте или строительстве новых дорог?
— Да, конечно. Мы учитываем обращения граждан. Например, в Краснодаре сейчас проходит масштабный ремонт улицы Селезнева на участке от улицы Новороссийской до улицы Трамвайной протяженностью 3,9 км. В процессе обновления построили новый тротуар в районе гаражного кооператива. Необходимость создания тротуара на этом участке обозначили во время встречи жители района и работники Краснодарского трамвайно-троллейбусного управления, которым проходилось добираться от трамвайной остановки до депо прямо по дороге.
Еще один пример. В городе-курорте Сочи именно по предложениям жителей в список дорог, подлежащих ремонту, вошли улицы в селах Эстосадок, Нижняя Шиловка, Орел-Изумруд, в поселках Красная Поляна и Дубравный.
— В рамках нацпроекта приводятся в порядок не только дороги в агломерациях, но и инфраструктурные объекты региональных трасс. Какие из них наиболее значимые?
— Один из важнейших городских объектов национального проекта «Безопасные качественные дороги» — Яблоновский мост, соединяющий Краснодарский край и Республику Адыгею. Не преувеличу, если скажу, что его строительство необходимо не только для нашего края, но и для всей страны, ведь он ведет к трассе в направлении Черного моря, по которой ежегодно едут миллионы туристов. Новый мост позволит разгрузить это направление и значительно снизит вероятность заторов на выезде из Краснодара в сторону побережья.
В этом году на строительство Яблоновского моста предусмотрено около 2,6 млрд рублей. На сегодня мост готов на 30%. Уже завершен первый этап строительства. Благодаря федеральной поддержке удалось ускорить темпы реализации проекта в 2,5 раза. Строители обещают, что к концу года техническая готовность сооружения составит 50%. Планируется полностью завершить устройство опор, изготовить весь объем металлоконструкций и установить половину из них. Завершение всех работ ожидается в 2024 году.
Важна и реконструкция автодороги Краснодар-Ейск в Тимашевском районе. После расширения дороги на Ейск она станет более безопасной — все эти годы в пиковый турсезон и уборочную страду здесь складывалась неблагоприятная обстановка по аварийности.
Дорогами городскими и станичными
— Раз уж мы заговорили о Краснодаре и Сочи, как в них обстоят дела со строительством дорог? Водителям и гостям самых густонаселенных городов края станет комфортнее на дорогах?
— Повышение комфорта на дорогах — ключевая цель работы всей отрасли и, конечно, национального проекта «Безопасные качественные дороги».
В этом году в Краснодаре планируем отремонтировать 62 участка дорог общей протяженностью 79 км. Сейчас в городе приводят в порядок дороги на 48 участках улично-дорожной сети. По нацпроекту уже полностью завершены работы на 14 объектах.
В Сочи также активно ведется ремонт дорожного полотна. В текущем году запланировано отремонтировать 50 объектов протяженностью более 27 км. Из них 23 участка дорог — в Адлерском районе, 4 объекта — в Центральном районе. Уже завершены работы на 1 объекте. 18 улиц уже заасфальтировано и идут работы по их обустройству, оставшиеся объекты также находятся на высокой стадии готовности.
В рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в городе-курорте не только меняют дорожное покрытие. Для повышения безопасности разработаны и реализованы проекты по организации дорожного движения. В тестовом режиме на улице Парковой установлен проекционный пешеходный переход. Это светодиодный проектор, который проецирует зебру на проезжую часть. Такая технология применяется во всем мире и помогает сделать пешеходные переходы максимально освещенными и безопасными в темное время суток. Его видно на расстоянии 150 метров даже в плохую погоду, когда на улице туман или идет дождь.
Если такие проекционные пешеходные переходы себя зарекомендует, будет рассмотрена возможность их установки в первую очередь у общеобразовательных и дошкольных учреждений по всему краю.
А реализация нацпроекта «Безопасные качественные дороги» продолжится в 2022 году? Что уже запланировано?
— Конечно. Сейчас идет подготовка к работам в более отдаленных локациях Краснодарской агломерации. Приводим в порядок не только центральные улицы городов, но и отдаленные — в станицах. Так, в 2022 году запланировано отремонтировать 15 км дорог местного значения в Васюринском, Пластуновском, Мичуринском, Старомышастовском и Динском сельских поселениях. Здесь обновят 9 участков улиц. В 2019 году в станице Васюринской уже отремонтированы более 2 км дороги по улице Железнодорожной.
В следующем году в рамках нацпроекта продолжится ремонт дорог в станице Старокорсунской: отремонтируют улицу Северную, приведут в порядок проезжую часть на отрезке от Красноармейской до трассы «Краснодар-Кропоткин-граница Ставропольского края». В настоящее время в станице делают гравийный ремонт на 26 участках дорог. Работы выполнены уже больше чем на 50%. Остальные улицы закончат до 1 сентября.
И это лишь небольшая часть той работы, которая планируется в следующем году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». Более того в текущем году будут заключены контракты на выполнение работ по объектам не только из плана на 2022 год, но и на 2023 год.
Вита Георгиева